Kontaktieren Sie uns in Messenger oder per Telefon.

whatsapp telegram viber phone email
+79214188555

So eröffnen Sie ein Detektivbüro.

ИнфоПоиск

Информационная поддержка
Teammitglied
Private Zugriffsebene
Full members of NP "MOD"
St. Petersburg section IAPD
Mitglied seit
30.10.2009
Beiträge
594
Punkte für Reaktionen
27
Punkte
108
Alter
72
Ort
Россия, Санкт-Петербург
Website
o-d-b.ru
So eröffnen Sie ein Detektivbüro.

Privatdetektive sind in unserem Land nicht mehr erlaubt als andere Sterbliche. Laut Gesetz sind alle ihre einfachen Werkzeuge mündliche Befragungen von Bürgern, das Studium von Dokumenten, externe Inspektionen und Fotografieren von Objekten. Aber es stellt sich heraus, dass man damit Geld verdienen kann.

Für die ganzen dreizehn Jahre, die seit der Verabschiedung des Gesetzes über Privatdetektiv- und Sicherheitsaktivitäten in der Russischen Föderation vergangen sind, erscheinen die Statistiken unterhaltsam. Mit Sicherheit und Sicherheit in unserem Land, den Zahlen nach zu urteilen, herrscht vollständige Ordnung: etwa 3.000 Sicherheitsunternehmen und eine ganze Armee von lizenzierten Sicherheitskräften (über 150.000!). Aber es gibt einen klaren Mangel an Privatdetektiven: In Moskau gibt es etwa 150 Detektivbüros, und im Rest Russlands kann eine seltene Großstadt mit fünf oder sechs einzelnen Detektiven aufwarten. Große Detektivstrukturen in Russland sind in dieser Zeit nicht aufgetaucht. Das Gesetz erlaubt die Organisation von "Detektivverbänden mit dem Status juristischer Personen", die "ihre Zweigstellen in anderen Regionen der Russischen Föderation eröffnen" können. Doch nur wenige nutzen diese Möglichkeit.

Es gibt Dutzende von Detektivbüros auf der Welt mit internationalem Status und Büros in vielen Regionen der Welt. Regierungen und Wall-Street-Tycoons zögern nicht, auf ihre Dienste zurückzugreifen. Und wo sind unsere heimischen Krolls und Pinkertons mit Tausenden von Mitarbeitern? Und überhaupt: Was atmen russische Detektive heute? Zu diesem Thema sprach "Business Journal" mit Detektiv Alexander UPATOV.

Atypischer Detektiv

Das Hauptformat des russischen Detektivgeschäfts ist heute ein Einzeldetektiv mit einer Lizenz, der als PBOYUL registriert ist. Eigentlich braucht er nur eine Konzession, um die entsprechenden Dienstleistungen offiziell gegen Entgelt erbringen zu können. Sie verleiht keine Sonderrechte, nur Dauerpflichten. Und Detektive sollen nicht einmal Waffen haben, sondern nur spezielle Ausrüstung, "um einen Angriff abzuwehren, der unmittelbar Leben und Gesundheit bedroht". Das heißt, ein Schlagstock, eine kugelsichere Weste und eine Gaskartusche. In unserem Land darf nur ein privater Wachmann einen Colt unter dem Arm haben, aber kein Detektiv.

Der typische Privatdetektiv von heute ist ein pensionierter Strafverfolgungs- oder Geheimdienstoffizier. Mehr oder weniger sehnt er sich nach jenen Fähigkeiten der operativen Suche, die er einst während seines hoheitlichen Dienstes hatte, und kämpft mit mehr oder weniger Erfolg gegen die Versuchung, sie in seiner privaten Praxis anzuwenden.

In diesem Sinne ist Alexander Upatov kein typischer Detektiv. In der Vergangenheit ist er keine Oper, sondern ein Militärpilot. Er begann mit der Detektivarbeit, nachdem er vor sieben Jahren unter der Leitung des bekannten Detektivs Stanislav Arkhagov, der sich inzwischen von der Arbeit zurückgezogen hat, in die Reserve versetzt worden war. Seine ersten Fälle, auch im Rahmen einer Vereinbarung, bearbeitete er mit der Fernsehsendung „Warte auf mich“ (TV-Unternehmen VID), die er immer noch als hervorragende Schule betrachtet.

- Weißt du, ich persönlich fühle mich in dem Rahmen, den das Gesetz für einen Privatdetektiv vorgibt, recht wohl. Ich habe genug, - sagt Alexander und stellt sogar zur Schau. - Ich habe überhaupt keine "Spyware". Laptop, Stift und Kopf sind meine Werkzeuge. Und wenn Sie irgendwelche Kabel auf meinem Schreibtisch sehen, ist es ein Handyladegerät!

Aufgaben für einen gesetzestreuen Detektiv

Auf eine provokative Frage wie „Was können Sie, Privatdetektive, tun, wenn Sie nicht über das Gesetz hinausgehen?“ Alexander lächelt rätselhaft. Offensichtlich will er seine Methoden nicht verbreiten.

"Nun, hier ist eine Fallstudie", beginnt er widerstrebend. - Mein Kunde, ein Unternehmer, kauft eine Immobilie, sagen wir, in einem Vorort. Über die Frage des Verkaufs entscheidet ein bestimmtes Verwaltungsorgan. Und der Kunde hat ungeprüfte Informationen, dass der Konkurrent inzwischen auch versucht, dieses Objekt zu erwerben, und vereinbart sogar mit einem der Beamten ein Bestechungsgeld. Meine Aufgabe ist es, herauszufinden, mit wem genau und ob die Bestechung hoch ist. Wie kommt man hier hoch?

- Außenwerbung, Abhören und andere Sonderveranstaltungen? - Ich denke, auf Anhieb.

- Vielleicht wäre ein pensionierter Offizier der Sonderdienste diesen Weg gegangen. Doch das ist längst illegal und würde den Kunden eine ordentliche Summe kosten. Seltsamerweise ist eine einfache Umfrage viel effektiver ...

- Ja, also komm einfach hoch und frag: Weißt du, wer hier ist und wie viel sie der Pfote geben werden? Jawohl?

- Warum? Bereiten Sie sich richtig vor und schaffen Sie die richtige Situation für die Entfernung von Informationen, - erklärt Alexander. - Angenommen, ich treffe mich mit einem Konkurrenten des Kunden unter solchen Bedingungen, unter denen er mich ehrlich gesagt nicht für das hält, was ich bin, sondern für einen Mitarbeiter derselben Verwaltungsbehörde. Und zwischen uns gibt es einen schnellen Dialog. "Guten Tag! Wir gehen Ihrer Frage nach. Über das Objekt«, sage ich. - "Ah, von Pal Palych?" - „Ja, Referent. Also bat er mich, Ihnen zu sagen, dass Ihr Fall positiv gelöst wird, wenn die Zinsen um zwanzig erhöht werden. - "Was machst du! Mehr als 60.000 ist schon zu viel! Das war's, die Information darüber, wer und wie viel, ist erschöpfend. Der Kunde ist zufrieden.

- So einfach? Ist Schauspielerei legal?

- Erstens stelle ich mich nicht als Strafverfolgungsbeamter vor. Dies ist in der Tat gesetzlich verboten. Zweitens ist hier klar, dass mein Gesprächspartner einen Fehler gemacht und zu viel gesagt hat. Es passiert jedem? Daran bin ich nicht schuld! Und drittens ist es nicht so einfach, eine solche Situation für eine Umfrage zu schaffen!

- Vielleicht ist "Umfrage" in diesem Fall nicht ganz das richtige Wort?

- Als Erhebung betrachte ich jede Informationsbeschaffung durch ein Gespräch, wenn sie ohne den Einsatz gewalttätiger oder gesetzlich verbotener Methoden erfolgt. Liege ich falsch?

Gebühren für Business Intelligence

* $100-250. Vollständige Registrierungsdaten des interessierenden russischen Unternehmens, Informationen über die Gründer und Manager. Ausführungszeit - 3-5 Tage.

* $500-1000 Zusätzlich: die tatsächliche Adresse des Büros; Anzahl der Angestellten; Bedingungen für die Anmietung von Räumlichkeiten; Prüfung von Forderungen; Überprüfung des Direktors (persönliche Daten, Foto, Ort der Registrierung, Privat- und Mobiltelefone). Ausführungszeit - 7-12 Tage.

* $ 2.000-4.500 Zusätzlich: Informationen über Niederlassungen, Tochtergesellschaften und verbundene Unternehmen; Jahresumsatz und Bilanz; Liste der Käufer und Lieferanten; Kreditwürdigkeit; detaillierte Nachweise zweier Gründer bzw. Geschäftsführer (Eigentum, Angehörige, kriminelle Bindungen, Unterschrifts- und Handschriftenproben, Vorerkrankungen, Anteile und Beteiligungen an anderen Unternehmen, Wehrdienst); Bedingungen einer Vereinbarung mit einem der Geschäftspartner; Musterbriefkopf. Frist - 20-25 Tage.

Detektiv-Sortiment

Das Gesetz schreibt streng vor, welche Art von Dienstleistungen ein Privatdetektiv Bürgern und Organisationen erbringen kann. Die Liste ist knapp - nur sieben Punkte. „Bestseller“ ändern sich im Laufe der Zeit.

Früher war der Dienst der Bestätigung der Staatsangehörigkeit sehr gefragt. Der Mann wollte nach Israel auswandern und bat darum, Beweise dafür zu finden, dass er Jude sei. Früher waren Detektive aktiv an der Suche nach gestohlenen Fahrzeugen beteiligt. Jetzt kommt ein solcher „Export“-Service in Mode: Ausländer werden gebeten, russische Staatsbürger, die sie über das Internet kennenlernen, zwecks Heirat zu überprüfen. Die Suche nach Vermissten oder Personen, mit denen die Kommunikation abgebrochen ist, ist in der Regel ein ewiges Thema. Hier überrascht die Ermittler nichts mehr. So kann ein Auftrag zur Suche nach einem Freund aus der Schulzeit, mit dem der Mandant vor vierzig Jahren am selben Schreibtisch gesessen hat, oder zur dringenden Suche nach einem Ehepartner, der „nach gestern“ auf die Spree gegangen ist, eingehen. Von Kunden eines romantischen Lagerhauses - eine Anfrage, ein Mädchen zu finden, das ich gestern zufällig in einem Restaurant getroffen habe, aber ich war zu schüchtern oder habe vergessen, nach einer Telefonnummer zu fragen.

Bezeichnenderweise gewinnen solche Dienste wie Business Intelligence oder, um den Gesetzeswortlaut zu verwenden, "Identifizierung von insolventen oder unzuverlässigen Geschäftspartnern" an Bedeutung. Entweder wächst die Geschäftstätigkeit im Land wirklich schnell, oder Unternehmer haben begonnen, mehr über die Sicherheit ihres Unternehmens nachzudenken.

Jeder Detektiv hat sein eigenes Hobby. In Alexanders Auftragsportfolio zum Beispiel machen Business Intelligence und die Suche nach vermissten Personen den Großteil aus.

Nachdem Sie mit Alexander gesprochen haben, verstehen Sie: Der Detektiv ist ein gewöhnlicher Mensch, nur aufmerksamer. Und das Detektivgeschäft basiert tatsächlich auf der Tatsache, dass der Detektiv eine nützliche Fähigkeit hat, Informationen zu sammeln, wo der Rest nicht einmal daran denken wird, danach zu suchen.

- Im Raucherzimmer der Firma, an der Sie interessiert sind, zu stehen und sich anzuhören, was für "Manka" und was für Dinge sie reden - ist das illegal? Oder über den Parkplatz vor der Firmenzentrale laufen, sich die Nummern der teuren Autos merken, die höchstwahrscheinlich der Geschäftsführung oder Großkunden gehören, um sie dann durch die Datenbank zu „durchbrechen“ – braucht es dafür die Sanktion der Staatsanwaltschaft ? - teilt einige Geheimnisse des Detektivhandwerks.

Das ist die Professionalität eines Detektivs: zu wissen, wo und wie man an Informationen kommt. Lassen Sie dies einige Kunden enttäuschen, die glauben wollen, dass der Detektiv bei der Erfüllung seines heiklen Auftrags im Regen nass wird, unter Kälte und Hunger leidet und der Spur folgt, Ausschau hält, schnüffelt, lauscht ...

- Ich kann zugeben, dass 80 Prozent meines Dienstes im Büro sind. Ich arbeite mit verschiedenen Informationsquellen, telefoniere, prüfe Datenbanken. Na und? Ausländische Detektive zögern nicht zu sagen, dass sie das Internet voll ausnutzen. Zwar sortieren sie Informationen im World Wide Web nicht mit „Griffen“, sondern mit Hilfe eines häufigen „Siebs“ - spezielle Softwaretools, mit denen Sie Ereignisketten erstellen und unterschiedliche Fakten verbinden können.

Detektiv vielseitig

Die Wahrheit ist, dass ein russischer Detektiv im Laufe der Arbeit sehr selten die Gelegenheit hat, sich als Detektiv vorzustellen. Hin und wieder probiert er sich in verschiedenen Rollen aus: „Ich möchte bei Ihnen kaufen …“, „Hilfe, ich suche einen Freund …“ Und er hat eine Vielzahl von Visitenkarten gedruckt – für alle Gelegenheiten!

Von einem Festnetztelefon erhält der Mandant des Detektivs immer wieder Drohanrufe. Die Nummer ist bekannt, aber es ist unmöglich zu verstehen, wer anruft und wo genau das Telefon installiert ist. Die Suche nach Ansätzen über einen Telefonisten ist eine lange und mühsame Geschichte. Auch hier hilft die gleiche spezifische „Umfrage“. Ein Anruf klingelt auf einem kaputten Telefon: „Hier ist die Kundenabteilung des Telekom-Betreibers“, stellt sich der Detektiv streng vor. „Weißt du, dass wir morgen dein Telefon ausschalten?“ - "Wie ist es, wie ist es?" - Der Gesprächspartner beginnt sich Sorgen zu machen. - „Wir geben Ihnen zwei Monatsrechnungen für die Fernkommunikation, aber Sie zahlen nicht!“ „Warte, warte, ich habe nichts bekommen! Und es gab keinen Intercity!“ - „Wie war es nicht? Bereits dreihundert Rubel Schulden! Lassen Sie uns die Adresse überprüfen - wohin die Rechnungen geschickt werden!“ ... Der verblüffte Besitzer des Telefons diktiert die Adresse und versteht erst dann (wenn er überhaupt versteht), dass ihm Informationen einfach geschickt „entfernt“ wurden.

- Der Detektiv sollte ein bisschen Schauspieler sein, - gibt Alexander zu. - Mir persönlich hat es sehr geholfen, dass ich mein erstes Büro neben dem Theater gemietet habe. Vakhtangov und kommunizierte mit vielen lokalen Akteuren. Erwarb viele berufliche Fähigkeiten.

Im Freien zu spielen macht oft einfach keinen Sinn. Nicht nur, weil die Information nicht gegeben wird, sondern weil Sie auch den Kunden ersetzen. Man kann zum Beispiel in manchen Unternehmen nicht sagen: „Ich bin Detektiv und überprüfe, ob Sie ein verlässlicher Partner sind.“ So kann der Kunde ganz ohne Partner bleiben – gewissenhaft und skrupellos.

Business Intelligence

Einige wissen nicht wirklich, wie sie kommerziell wichtige Informationen verbergen können. Andere wissen nicht, wie man es sammelt. Wieder andere können sich gar nicht vorstellen, wie viele wichtige Informationen aus offenen Quellen gewonnen werden können. Und der vierte kann aus den verfügbaren Fakten keine elementaren Schlüsse ziehen. Und so wird es immer sein. Deshalb wird der Detektiv, dieser freie Pflüger des Informationsfeldes, niemals arbeitslos bleiben.

- Ein einfacher Besuch im Büro des Unternehmens, an dem Sie interessiert sind, unter dem Deckmantel eines Kunden, kann viel geben, - sagt Alexander. - Irgendwie hat der Kunde gebeten, eine Holding zu überprüfen. Es scheint ein seriöses Büro zu sein: Es gibt einen Sicherheitsdienst, eine Abteilung für Finanzrisikoanalysen, sogar eine eigene Business-Intelligence-Einheit. Und auf Sie: Fast in der Halle haben sie einen einfachen unproduktiven Papierschneider aufgestellt und daneben Kisten mit zur Vernichtung vorbereiteten Unterlagen. Ich saß und saß dort unter dem Deckmantel eines Kunden und tat dann so, als wäre ich genommen worden, und eilte zur Toilette. Und unterwegs schnappte er sich ein paar Zettel aus der Kiste – wie aus der Not heraus. Und weisst du was? Vergeblich habe ich eine Komödie gebrochen: Sie hatten dort schon viele solcher Papiere vorbereitet, in der Toilette, eine ganze Packung! Kümmern Sie sich um die Mitarbeiter! Danach haben wir dann nicht nur die gesamte Struktur der Holding geklärt, sondern auch die internen Preise, nach denen die Sparten untereinander kalkuliert werden. Davon wagte der Kunde nicht einmal zu träumen.

Wenn Sie nur wüssten, aus welchem Müll die wertvollsten Geheimdienstdaten wachsen! Aber bei Business Intelligence geht es nicht nur darum, Daten zu bekommen. Der Detektiv übermittelt dem Kunden nicht nur eine Reihe von erhaltenen Informationen, sondern deren Analyse. Dafür muss Alexander oft externe Experten einbeziehen – Forensiker, Finanziers, um deren Erkenntnisse in den Bericht einfließen zu lassen.

- Nach der Prüfung eines potentiellen Partners geben wir dem Kunden keine kategorischen Empfehlungen, sondern lenken seine Aufmerksamkeit auf die Fakten, die für eine Entscheidung wesentlich sind. Angenommen, Sie wollen einen ernsthaften Vertrag mit einem Werk abschließen, und wir stellen plötzlich fest, dass dieses Werk viele Monate Schulden auf den Zufahrtsstraßen hat. Und wie er die Produkte versenden wird, ist völlig unklar. Darüber sollte man sich zumindest Gedanken machen. Im Allgemeinen können alle Informationen für den Kunden nützlich sein. Bis hin zu den Bemerkungen von Nachbarn im Treppenhaus über den Chef des geprüften Unternehmens.

Es kann viele Gründe geben, sich an Detektive eines Unternehmers zu wenden. Jemand hat angefangen, Aktien des Unternehmens zu kaufen. Wer genau steckt hinter den Käufern? Sie boten ein fabelhaftes Angebot an. Gibt es einen Trick? Eine Schlüsselposition wird mit einem neuen Manager besetzt. Welche Art von Person?

Hier zum Beispiel ein Fall aus Alexanders Praxis, als er dem Kunden beim Sparen half. Der Kunde, Inhaber eines kleinen Unternehmens, das sich auf die Installation von Elektrogeräten spezialisiert hat, wollte an der Ausschreibung teilnehmen. Es war ein großer Auftrag in einem im Bau befindlichen Komplex. Allein die Teilnahme an der Ausschreibung bedeutete die Entwicklung der Projektdokumentation und erhebliche Kosten. Der Arbeitgeber wollte wissen, ob zwischen dem ausschreibenden Bauunternehmen und den anderen Bietern persönliche Verbindungen bestanden. Der Detektiv hat herausgefunden, was sie haben und was noch: Sie kommunizieren auf Vas-Pet-Ebene, bis zu dem Punkt, dass der Bewerber um einen Auftrag leere Formulare dieser Baufirma in seinem Schreibtisch hat. Wie hast du das herausgefunden? Wiederum durch eine Art „Erhebung“ und Datenabgleich, ohne den Einsatz unerlaubter Mittel. Es ist klar, dass eine solche Ausschreibung für den Kunden nichts Gutes verhieß.

Laut Alexander hat er seit langem das Gefühl, dass ihm manchmal das Wissen fehlt. Deshalb studiert er jetzt in Abwesenheit an zwei Akademien gleichzeitig - Recht und Finanzen. Will lernen, Bilanzen zu lesen und finanzielle Risiken sowie Experten zu erkennen.

Übrigens ist es interessant, der Logik der Entwicklung der weltweit führenden Detekteien nachzuspüren. Privatdetektivarbeit dauert etwas mehr als anderthalb Jahrhunderte. Die erste Agentur in den Vereinigten Staaten wurde 1850 vom ehemaligen Chicagoer Polizisten Allan Pinkerton gegründet. Zunächst untersuchte es Episoden von Zugüberfällen. Irgendwann wurde er berühmt, weil er das Attentat auf Präsident Abraham Lincoln verhinderte. Dann interessierte er sich für Sicherheitsaktivitäten und erwarb sich in den 1890er Jahren sogar einen schlechten Ruf, indem er sich auf der Seite der Fabrikbesitzer gegen Streikarbeiter und Gewerkschaften aussprach. Aber in den letzten Jahrzehnten sagt die Pinkerton-Agentur über ihre Spezialisierung nur noch das aus: "Sicherheitsberatung, Ermittlungen und Identifizierung von Geschäftsrisiken."

Da erscheint die schrittweise Entwicklung vom Detektiv zum vielseitigen Risikomanagement-Berater durchaus logisch.

Handelt es sich um ein Geschäft oder nicht?

Kann ein moderner russischer Detektiv im wahrsten Sinne des Wortes als Unternehmer bezeichnet werden? Oder ist es nur eine leicht romantisierte Form der Selbständigkeit? Anzeigen für die Bereitstellung von Detektivdiensten werden heute in den "klassifizierten" populären Publikationen irgendwo zwischen Werbung für Tattoo-Make-up-Salons und spezialisierten Firmen für die Vernichtung von Kakerlaken veröffentlicht. Unter den praktizierenden Detektiven gibt es ihre eigenen Meister darin, untreue Ehepartner zu sauberem Wasser zu bringen, und Virtuosen bei der Suche nach verlorenen Pilzsammlern. Aber immer mehr Menschen, die auf dem Markt für Detektivdienstleistungen beschäftigt sind, verstehen, dass die Hauptwachstumsrichtung die Arbeit im B2B-Format ist.

- Ja, auf absehbare Zeit dürfte das Detektivgeschäft klein bleiben - stimmt Alexander zu. - Manchmal bekomme ich Anrufe: Bring mich zur Arbeit! Sie verlangen ein Gehalt von tausend Dollar ... Ich erkläre, dass ich kein großes Personal brauche und solche Gehälter definitiv nicht zahlen kann. Ich habe vier Mitarbeiter und wir managen alles perfekt. Ich kann mir nicht vorstellen, wie hoch der Umsatz einer Detektivvereinigung sein sollte, um mehrere Dutzend Detektive zu halten. Geäst? Ich brauche sie noch nicht. Wir arbeiten bereits nicht nur in ganz Russland, sondern bei Bedarf in der gesamten russischsprachigen GUS - überall dort, wo Sie ohne Dolmetscher sprechen können. Und wir erfüllen sogar Aufträge aus dem Ausland, die über die World Association of Detectives (WAD) kommen.

- Was möchten Sie im Detektivbereich erreichen?

- Privatdetektive scheinen mir in letzter Zeit immer mehr ein Familienunternehmen zu sein. Vieles hängt hier mit der Person zusammen, die dies tut, mit seinem persönlichen Ruf und seinen persönlichen Methoden. All diese Entwicklungen wollen nicht in die falschen Hände geraten. Daher ist es sehr angenehm, dass sich mein vierjähriger Sohn sehr für das Geschäft interessiert. Und sagt stolz, dass sein Vater ein „Sucher“ ist.
 
Original message
Как открыть детективное агенство.

Частным детективам у нас в стране позволено не более, чем остальным смертным. По закону, весь их нехитрый инструментарий - это устные опросы граждан, изучение документов, внешний осмотр и фотосъемка объектов. Но, оказывается, и этим можно заработать.

За те полные тринадцать лет, что прошли с момента принятия Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ, статистика вырисовывается занимательная. С охраной и безопасностью у нас в стране, если судить по цифрам, полный порядок: около 3 тысяч охранных предприятий и целая армия лицензированных секьюрити (свыше 150 тысяч!). А вот по частным детективам явная недостача: в Москве работает около 150 детективных агентств, а по остальной России редкий крупный город может похвастаться пятью-шестью сыскарями-индивидуалами. Больших детективных структур в России за это время так и не объявилось. Закон дозволяет организовывать «детективные объединения, имеющие статус юридических лиц», которые могут «открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации». Но и этой возможностью мало кто пользуется.

В мире существуют десятки детективных агентств, имеющих международный статус и офисы во многих регионах мира. К их услугам не стесняются прибегать правительства и воротилы Уолл-Стрита. А где же наши, отечественные Kroll'ы и Pinkerton'ы с тысячами служащих? И вообще: чем дышат сегодня российские детективы? На эту тему «Бизнес-журнал» пообщался с детективом Александром УПАТОВЫМ.

Нетипичный сыщик

Основной формат российского детективного бизнеса сегодня - это сыщик-одиночка с лицензией, зарегистрированный в качестве ПБОЮЛ. Собственно, лицензия ему нужна только для того, чтобы иметь возможность официально, за вознаграждение оказывать соответствующие услуги. Особых прав она не дает, только сплошные обязанности. И даже оружия детективам не полагается - лишь спецсредства «для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью». То есть дубинка, бронежилет и газовый баллончик. Кольт под мышкой в нашей стране может быть только у частного охранника, но не у детектива.

Типичный частный сыщик сегодня - это отставной сотрудник правоохранительных органов или спецслужб. В большей или меньшей степени он тоскует по тем оперативно-розыскным возможностям, которые были у него когда-то во время государевой службы, и с большим или меньшим успехом борется с искусом применить их в своей частной практике.

В этом смысле Александр Упатов - сыщик не совсем типичный. В прошлом он не опер, а военный летчик. Занялся детективной работой после увольнения в запас семь лет назад под руководством известного детектива Станислава Архагова, ныне отошедшего от работы. Свои первые дела отрабатывал, в том числе и по договору, с телевизионной программой «Жди меня» (телекомпания ВИД), что до сих пор считает великолепной школой.

- Знаете, лично я чувствую себя достаточно комфортно в тех рамках, которые устанавливает для частного детектива закон. Мне хватает, - говорит Александр и даже бравирует. - У меня вообще нет ничего «шпионского». Ноутбук, ручка и голова - вот мои инструменты. А если и увидите у меня на столе какие провода, так это зарядное устройство для мобильника!

Задачки для законопослушного детектива

На провокационный вопрос вроде «Да что вы, частные детективы, вообще можете, если не будете выходить за рамки закона?» Александр загадочно улыбается. Распространяться о своих методах ему явно не хочется.

- Ну, вот случай из практики, - начинает он скрепя сердце. - Мой заказчик, предприниматель, собирается купить объект недвижимости, допустим, в Подмосковье. Вопрос о продаже решает некий административный орган. И у заказчика есть непроверенная информация, что конкурент тем временем тоже пытается приобрести этот объект и даже договаривается за взятку с кем-то из чиновников. Моя задача: узнать, с кем именно и велика ли взятка. Как тут подступиться?

- Наружка, прослушка и прочие спецмероприятия? - с ходу предполагаю я.

- Возможно, какой-нибудь отставной офицер из спецслужб пошел бы именно по такому пути. Но это незаконно, долго, да и обошлось бы заказчику в кругленькую сумму. Простой опрос, как ни странно, намного эффективнее…

- Ага, так прямо подойти и спросить: не знаете, кому тут и сколько собираются дать на лапу? Да?

- Зачем? Правильно подготовиться и создать нужную ситуацию для съема информации, - объясняет Александр. - Допустим, я встречаюсь с конкурентом заказчика при таких условиях, в которых он, прямо скажем, принимает меня не за того, кем я являюсь, а за служащего того самого административного органа. И между нами происходит быстрый диалог. «Здравствуйте! Мы как раз ваш вопрос рассматриваем. По поводу объекта», - говорю я. - «А, от Пал Палыча?» - «Да, референт. Так вот, он просил передать, что ваше дело будет решено положительно, если сумму процентов на двадцать увеличить». - «Да вы что! Больше 60 тысяч - это уже слишком!» Всё, информация о том, кто и сколько, получена исчерпывающая. Заказчик доволен.

- Так легко? А лицедействовать - законно?

- Во-первых, я же не представляюсь сотрудником правоохранительных органов. Вот это действительно запрещено законом. Во-вторых, тут ясно, что мой собеседник обознался и наговорил лишнего. С кем не бывает? Я ж в этом не виноват! А в-третьих, не так уж это и легко - подобную ситуацию для опроса создать!

- Может, в данном случае «опрос» - не совсем точное слово?

- Я считаю опросом любое получение информации с помощью беседы, если таковая происходит без применения насильственных или запрещенных законом методов. Разве я не прав?

Гонорары бизнес-разведчиков

* $100-250. Полные регистрационные данные интересующей российской компании, сведения об учредителях и руководителях. Срок исполнения - 3-5 дней.

* $500-1 000. Дополнительно: фактический адрес офиса; численность сотрудников; условия аренды помещения; проверка дебиторской задолженности; проверка директора (личные сведения, фото, место регистрации, домашний и мобильный телефоны). Срок исполнения - 7-12 дней.

* $2 000-4 500. Дополнительно: сведения о филиалах, дочерних и аффилированных предприятиях; годовой оборот и баланс; список покупателей и поставщиков; кредитная оценка; детальная проверка двух учредителей или руководителей (наличие собственности, ближайшие родственники, криминальные связи, образцы подписи и почерка, перенесенные заболевания, акции и доли в других предприятиях, воинская служба); условия договора с одним из бизнес-партнеров; образец фирменного бланка. Срок исполнения - 20-25 дней.

Детективный ассортимент

Закон жестко прописывает, какого рода услуги частный детектив может предоставлять гражданам и организациям. Перечень лаконичный - всего семь позиций. «Хиты продаж» с течением времени меняются.

Когда-то была очень востребована услуга по подтверждению национальности. Человек собирался эмигрировать в Израиль и просил найти доказательства того, что он еврей. Одно время детективов активно привлекали к поискам угнанного автотранспорта. Сейчас модной становится такая «экспортная» услуга: иностранцы просят проверить российских граждан, с которыми знакомятся через Интернет с целью вступления в брак. Поиск пропавших или лиц, с которыми утеряна связь, - это вообще вечная тема. Тут детективы уже ничему не удивляются. Может поступить заказ на поиск подруги школьных дней, с которой клиент сидел за одной партой сорок лет назад, или на срочный розыск загулявшего «после вчерашнего» супруга. От клиентов романтического склада - просьба найти девушку, с которой случайно познакомился вчера в ресторане, а телефончик попросить постеснялся или позабыл.

Что весьма показательно, набирает обороты такая услуга, как бизнес-разведка или, если использовать формулировку закона, «выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров». То ли деловая активность в стране действительно стремительно растет, то ли предприниматели стали больше задумываться о безопасности своего бизнеса.

У каждого детектива свой конек. В портфеле заказов Александра, например, большую часть составляют именно бизнес-разведка и поиск пропавших людей.

После разговора с Александром понимаешь: детектив — он обычный человек, только более внимательный. А детективный бизнес, собственно, строится на том, что сыщик имеет полезный навык подбирать информацию там, где остальные ее даже не подумают искать.

- Постоять в курилке интересующей вас компании, послушать, про какую «маньку» и какие дела там говорят, - это что, противозаконно? Или пройтись по парковке перед офисом компании, запомнить номера дорогих машин, которые, скорее всего, принадлежат руководству или ключевым клиентам, чтобы потом «пробить» их по базе, - разве на это санкция прокурора нужна? - делится некоторыми секретами ремесла детектив.

В том-то и заключается профессионализм сыщика: знать, где и как добыть информацию. Пусть это и разочарует некоторых заказчиков, которым хочется верить, что детектив, выполняя их щекотливое поручение, мокнет под дождем, терпит стужу и голод и идет по следу, высматривая, вынюхивая, выслушивая…

- Могу признаться, что служба моя на 80 процентов - кабинетная. Работаю с разными источниками информации, звоню по телефону, проверяю по базам данных. Ну и что? Зарубежные детективы не стесняются говорить, что на полную катушку используют Интернет. Правда, перебирают информацию в Мировой паутине они не «ручками», а с помощью частого «сита» - специальных программных средств, позволяющих устанавливать цепочки событий и связь разрозненных фактов.

Сыщик многоликий

Истина заключается в том, что в процессе трудовой деятельности российскому детективу очень редко доводится представляться детективом. Он то и дело примеряет на себя разные роли: «хочу купить у вас…», «помогите, ищу друга…» А уж разнообразных визиток у него напечатано - на все случаи жизни!

С одного стационарного сотового телефона клиенту детектива то и дело звонят с угрозами. Номер известен, но понять, кто звонит и где именно телефон установлен, невозможно. Искать подходы через телефонного оператора - долгая и нудная история. Опять-таки выручает все тот же специфический «опрос». На нехороший телефон раздается звонок: «Это клиентский отдел оператора связи, - представляется детектив строго. - Вы знаете, что мы ваш телефон завтра отключаем?» - «Как это, как это?» - начинает волноваться собеседник. - «Мы вам два месяца счета за междугороднюю связь шлем, а вы не платите!» - «Постойте, постойте, я же не получал ничего! Да и не было никакой междугородней!» - «Как это не было? Уже триста рублей задолженность! Давайте адрес сверим - куда счета присылать!»… Ошарашенный владелец телефона диктует адрес и лишь потом понимает (если вообще понимает), что с него просто ловко «сняли» информацию.

- Детектив должен быть немножко актером, - признает Александр. - Лично мне очень здорово помогло то, что первый свой офис я снимал рядом с театром им. Вахтангова и со многими тамошними актерами общался. Много профессиональных навыков приобрел.

Играть в открытую часто просто не имеет смысла. Не только из-за того, что информацию не дадут, а потому, что еще и заказчика подставишь. Не скажешь же, например, в какой-нибудь фирме: «Я детектив, и проверяю, надежный ли вы партер». Так заказчик может вообще без всяких партнеров остаться - как добросовестных, так и недобросовестных.

Бизнес-разведка

Одни не умеют толком скрывать коммерчески важную информацию. Другие не умеют ее собирать. Третьи даже не предполагают, как много важных сведений можно почерпнуть из открытых источников. А четвертые не могут делать элементарные выводы из имеющихся фактов. И так будет всегда. Стало быть, детектив, этот вольный пахарь информационного поля, никогда не останется не у дел.

- Простой визит в офис интересующей вас компании под видом клиента может много чего дать, - рассказывает Александр. - Как-то заказчик попросил проверить один холдинг. Серьезная, вроде бы, контора: служба безопасности имеется, отдел анализа финансовых рисков, даже собственное подразделение по бизнес-разведке. И на тебе: чуть ли не в холле поставили простенький непроизводительный резак для бумаг, а рядом - коробки с документацией, приготовленной на уничтожение. Посидел-посидел я там под видом клиента, а потом сделал вид, что меня прихватило, и в туалет устремился. А по дороге несколько бумажек из коробки ухватил - будто бы по надобности. И знаете что? Зря комедию ломал: у них там, в туалете, таких бумаг уже полно было заготовлено, целая пачка! Заботятся о сотрудниках! По ним мы потом не только всю структуру холдинга прояснили, но и внутренние расценки, по которым подразделения между собой рассчитываются. Заказчик об этом и мечтать не смел.

Когда б вы знали, из какого сора растут ценнейшие агентурные данные! Но бизнес-разведка - это не только получение данных. Детектив передает заказчику не просто массив добытой информации, а ее анализ. Александру для этого часто приходится привлекать сторонних экспертов - криминалистов, финансистов, чтобы использовать их выводы в отчете.

- После проверки потенциального партнера мы не даем заказчику категоричных рекомендаций, но акцентируем его внимание на существенных для принятия решения фактах. Предположим, вы собираетесь заключать серьезный контракт с заводом, а мы вдруг выясняем, что у этого завода многомесячная задолженность по подъездным путям. И как он собирается отгружать продукцию - совершенно не понятно. Это уже, как минимум, повод задуматься. Вообще, любые сведения могут пригодиться заказчику. Вплоть до отзывов соседей по лестничной клетке о руководителе проверяемого предприятия.

Причин для обращения к детективам у предпринимателя может быть множество. Кто-то начал скупку акций предприятия. Кто именно стоит за скупщиками? Предложили сказочно выгодную сделку. Нет ли подвоха? На ключевую должность устраивается новый менеджер. Что за человек?

Вот, например, случай из практики Александра, когда он помог заказчику сэкономить. Заказчик, владелец небольшой фирмы, специализирующейся на монтаже электрооборудования, собирался участвовать в тендере. Речь шла о большом подряде в строящемся комплексе. Само участие в тендере подразумевало разработку проектной документации и серьезные траты. Заказчик попросил установить, нет ли каких-нибудь личных связей между строительной компанией, устраивающей тендер, и кем-либо из других участников. Детектив выяснил, что есть, и еще какие: общаются на уровне «Вась-Петь», вплоть до того, что у претендента на подряд в столе чистые бланки этой строительной компании лежат. Как выяснил? Опять-таки путем своеобразного «опроса» и сопоставления данных, без применения недозволенных средств. Понятно, что ничего хорошего заказчику такой тендер не сулил.

По словам Александра, он уже давно почувствовал, что ему порой не хватает знаний. Поэтому и учится сейчас заочно сразу в двух академиях - юридической и финансовой. Хочет научиться не хуже экспертов читать с листа бухгалтерские балансы и выявлять финансовые риски.

Кстати, любопытно проследить логику развития ведущих мировых детективных агентств. Частному детективному делу чуть более полутора столетий. Первое агентство в США было создано в 1850 году бывшим чикагским полицейским Алланом Пинкертоном. Сперва оно расследовало эпизоды ограбления поездов. В определенный момент прославилось тем, что предотвратило покушение на президента Авраама Линкольна. Затем увлеклось охранной деятельностью и в 1890-е годы даже заслужило недобрую славу, выступая на стороне хозяев заводов против рабочих-забастовщиков и профсоюзов. Зато в последние десятилетия агентство Pinkerton говорит о своей специализации только так: «Консультации по безопасности, расследования и выявление деловых рисков».

Так что постепенная эволюция детектива в разностороннего консультанта по управлению рисками представляется вполне логичной.

Бизнес это или нет?

Можно ли назвать современного российского детектива предпринимателем в полном смысле этого слова? Или же это просто такая слегка романтизированная форма самозанятости? Объявления о предоставлении детективных услуг сегодня публикуются в «классифайде» популярных изданий где-то между рекламой салонов татумакияжа и специализированных фирм по уничтожению тараканов. Есть среди практикующих детективов свои мастера по выведению на чистую воду неверных супругов и виртуозы по поиску заблудившихся грибников. Но все больше людей, занятых на рынке детективных услуг, понимают, что основное направление роста - это работа в формате b2b.

- Да, в ближайшем обозримом будущем детективный бизнес, похоже, будет оставаться малым, - соглашается Александр. - Иногда у меня раздаются звонки: возьмите меня на работу! Зарплату просят от тысячи долларов… Я объясняю, что мне не нужен большой штат, и таких зарплат я точно платить не смогу. У меня работают четыре сотрудника, и мы прекрасно со всем управляемся. Не представляю, какие должны быть обороты детективного объединения, чтобы держать несколько десятков сыщиков. Филиалы? Они мне пока не нужны. Мы и так работаем не только по всей России, но, если требуется, и по всему русскоязычному СНГ - везде, где можно говорить без переводчика. И даже заказы из-за рубежа, которые приходят по линии Всемирной ассоциации детективов (WAD), выполняем.

- Чего хотите добиться на детективном поприще?

- В последнее время частный сыск мне все больше представляется семейным бизнесом. Очень многое тут завязано на человека, который этим занимается, на его персональную репутацию и личные методики. Все эти наработки не хочется передавать в посторонние руки. Поэтому очень приятно, что мой четырехлетний сын живо интересуется делами. И с гордостью говорит, что его папа - «ищик».

Матушкин Андрей Николаевич

Президент IAPD
Teammitglied
Private Zugriffsebene
Full members of NP "MOD"
Mitglied seit
01.01.1970
Beiträge
21.446
Punkte für Reaktionen
3.531
Punkte
113
Alter
52
Ort
Россия,
Website
o-d-b.ru
Danke!
 
Original message
Спасибо!
A

Anonymous

Hallo, wie sehen Sie die Zusammenarbeit in der Detektivarbeit?
 
Original message
Здравствуйте,как вы смотрите на сотрудничество в детективной работе?

Матушкин Андрей Николаевич

Президент IAPD
Teammitglied
Private Zugriffsebene
Full members of NP "MOD"
Mitglied seit
01.01.1970
Beiträge
21.446
Punkte für Reaktionen
3.531
Punkte
113
Alter
52
Ort
Россия,
Website
o-d-b.ru
Hallo Gast. Wir sehen sehr positiv aus.
Sie sind nicht im Forum registriert.
 
Original message
Здравствуйте, гость. Смотрим исключительно положительно.
Вы не зарегестрировались на форуме.