Андрей Захаров
Вице-Президент IAPD
Команда форума
Приватный уровень доступа
Действительный члены НП "МОД"
Уважаемые посетители Форума))) Думается,данная тема будет интересна...Данный Закон действует с 01 января 2014 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.10.2012 N 166-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ И ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Регистрация уведомлений о залогах движимого имущества >>>
А. Уведомление о залоге движимого имущества >>>
Б. Реестр уведомлений о залогах движимого имущества >>>
В. Свидетельство о регистрации залога движимого имущества >>>
Г. Отказ в принятии уведомления о регистрации залога движимого имущества >>>
Д. Публичность реестра уведомлений о залоге движимого имущества и выписки из него >>>
2. Единая информационная система нотариата >>>
3. Реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний >>>
4. Реестр удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей >>>
5. Совершение нотариальных действий в электронной форме >>>
В рассматриваемом Федеральном законе (далее - Закон N 166-ФЗ) устанавливается обязанность ведения реестра уведомлений о залогах движимых вещей.
Напоминаем, что реестр залогов недвижимого имущества (ипотек) ведется в рамках ЕГРП (п. 1 ст. 131 и п. 3 ст. 339 ГК РФ), залог ценных бумаг отражается в реестре владельцев ценных бумаг или на счете депо. В то же время отсутствие регистрации залогов движимого имущества способствует многочисленным случаям злоупотреблений в этой сфере.
В частности, возможны случаи, когда при кредитовании под залог дорогостоящего имущества (сырья, автомобилей, драгоценностей, произведений искусства и т.д.) кредитная организация не может обратить взыскание на заложенное имущество, так как оно продано залогодателем добросовестному приобретателю (п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о залоге"), либо когда лизингополучатель получает в собственность несвободное от обременений имущество, поскольку лизингодатель пере дал его в залог кредитной организации (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 16533/11 по делу N А56-2946/2011), и др.
Реестр уведомлений о залогах движимого имущества будет вестись нотариусами, в связи с чем указанный Закон вносит изменения в "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", утвержденные ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Закон о нотариате), и в Закон РФ от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге" (далее - Закон о залоге).
Реестр уведомлений о залогах движимых вещей будет вестись в рамках Единой информационной системы нотариата (далее - Информационная система). Помимо этого реестра в Информационной системе будут вестись и иные, к примеру реестры удостоверения завещаний, ведения наследственных дел и т.д.
Закон N 166-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступит в силу 10 января 2014 г.
1. Регистрация уведомлений о залогах движимого имущества
А. Уведомление о залоге движимого имущества
Изначально законопроект, который впоследствии был принят в качестве Закона N 166-ФЗ, не предусматривал обширных нововведений в области регистрации уведомлений о залогах движимого имущества. Однако уже во втором чтении указанный законопроект был дополнен содержательным разделом об участии нотариусов в регистрации уведомлений о залогах.
В результате Законом N 166-ФЗ было установлено, что залогодатель и (или) залогодержатель могут направить нотариусу уведомление о залоге движимого имущества (п. 1 ст. 11.1 Закона о залоге в новой редакции). Право уведомить нотариуса о возникновении залога превращается в обязанность, если договор, содержащий условие о залоге, должен быть нотариально заверен (п. 2 ст. 11.1 Закона о залоге в новой редакции).
Форма такого уведомления должна быть утверждена Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 103.1 Закона о нотариате в новой редакции). Предусмотрено, что уведомление может быть подано в электронном виде с использованием квалифицированной электронной подписи заявителя.
Регистрация залога движимой вещи осуществляется следующим образом (ст. 103.3 Закона о нотариате в новой редакции). Заявитель должен представить нотариусу сведения:
1) о залогодателе, залогодержателе - физическом лице:
- фамилия, имя и (если имеется) отчество, дата и место рождения на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита);
- паспортные данные гражданина России или, в случае отсутствия паспорта, данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с российским законодательством;
- место регистрации и фактическое место жительства;
- страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (если имеется);
- адрес электронной почты (если имеется);
- идентификационный номер налогоплательщика (если имеется);
2) о залогодателе, залогодержателе - юридическом лице:
- полное и (если имеется) сокращенное наименование. Наименование на иностранном языке указывается с помощью букв латинского алфавита;
- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
- единый государственный регистрационный номер юридического лица;
- адрес электронной почты (если имеется);
3) о заложенном движимом имуществе путем его описания (при наличии у движимого имущества цифрового, буквенного обозначения или комбинации таких обозначений, которые идентифицируют данное имущество, в том числе идентификационного номера транспортного средства (VIN), такие обозначения указываются);
4) о праве залога движимого имущества:
- указание договора о залоге движимого имущества, договора, на основании которого возник залог, сведения об изменении, о прекращении права залога;
- указание о сроке исполнения обязательства, обеспеченного залогом движимого имущества.
В случае прекращения права залога, зарегистрированного в Информационной системе, залогодержатель обязан направить нотариусу соответствующие уведомления (ч. 1 ст. 17.1 Закона о залоге в новой редакции). Возможность не информировать о прекращении права залога предусмотрена лишь для случаев ликвидации залогодержателя. В такой ситуации направить нотариусу уведомление о прекращении залога должен за! логодатель.
В ч. 2 ст. 17.1 Закона о залоге в новой редакции установлено, что о прекращении залогового обязательства залогодержатель обязан проинформировать нотариуса в течение трех рабочих дней со дня прекращения залогового обязательства.
Следует отметить, что в ч. 4 ст. 17.1 Закона о залоге в новой редакции предусматривается важное нововведение. В этой норме установлено, что залогодатели - юридические лица в случае регистрации уведомления о залоге движимого имущества в Информационной системе обязаны также в течение трех рабочих дней со дня регистрации предоставить информацию об этом в "единый федеральный реестр сведений о деят! ельности юридических лиц". В Законе N 166-ФЗ указано, что залогодателям достаточно сообщить индивидуальный регистрационный номер регистрации уведомления о залоге.
Б. Реестр уведомлений о залогах движимого имущества
Нотариус вносит в реестр уведомлений о залоге движимого имущества Информационной системы следующие сведения (ст. 103.1 Закона о нотариате в новой редакции):
- об объекте залога;
- о возникновении, об изменении, о прекращении права залога движимого имущества.
При получении всех указанных выше сведений нотариус должен зарегистрировать уведомление о залоге (ст. ст. 103.2 и 103.3 Закона о нотариате в новой редакции). Важно отметить, что нотариус не проверяет подлинность и достоверность сведений об объекте залога, о возникновении, об изменении, о прекращении права залога движимого имущества, содержащихся в таком уведомлении. Он отвечает лишь за соответствие сведений, внесенных в реестр, содержанию направленного ему уведомления о залоге движимого имущества и за своевременность размещения им указанного уведомления в таком реестре (ст. 103.2 Закона о нотариате в новой редакции).
В реестре уведомлению присваивается индивидуальный регистрационный номер, который также отображается в выдаваемом свидетельстве о регистрации.
Законом N 166-ФЗ предусматривается, что включение сведений о залоге движимого имущества в соответствующий реестр будет иметь не только информационное значение. Установлено, что с 10 января 2015 г. последующий залог, сведения о котором внесены в Информационную систему, будет иметь приоритет по отношению к последующему залогу, сведения о котором не внесены в Информационную систему (п. 3 ст. 22 Закона о залоге в новой редакции).
Тем самым законодатель стимулирует залогодержателей регистрировать залоги, поскольку такая регистрация снижает вероятность злоупотреблений, связанных с перепродажей предмета залога и установления последующих залогов.
В. Свидетельство о регистрации залога движимого имущества
При регистрации уведомления о залоге движимого имущества заявителю выдается свидетельство о такой регистрации, в котором указывается индивидуальный регистрационный номер Информационной системы (ст. ст. 103.1 и 103.2 Закона о нотариате в новой редакции). Это свидетельство подтверждает факт регистрации уведомления о залоге. Возможна выдача свидетельства в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Форма такого свидетельства должна быть утверждена Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Г. Отказ в принятии уведомления о регистрации залога движимого имущества
Отказ в регистрации залога движимого имущества предусмотрен для трех случаев:
- в поданном уведомлении отсутствуют сведения, предусмотренные ст. 103.3 Закона о нотариате в новой редакции;
- поданное уведомление направлено лицом, не являющимся залогодержателем или залогодателем либо его представителем;
- не произведена оплата нотариального тарифа (для регистрации залога движимого имущества - 300 руб.).
Отказ должен быть выдан нотариусом в течение одного часа в день обращения заявителя с соответствующим уведомлением (ст. 103.2 Закона о нотариате в новой редакции).
В ст. 13 Закона о залоге в новой редакции устанавливается, что отказ в принятии уведомления о регистрации залога может быть оспорен в судебном порядке по месту нахождения органа, осуществляющего регистрацию.
Д. Публичность реестра уведомлений о залоге движимого имущества и выписки из него
Реестр уведомлений о залоге движимого имущества является публичным, поэтому в Законе N 166-ФЗ предусмотрено, что любой желающий может получить выписку из этого реестра. Выписка может быть выдана как в отношении одного залога, так и в отношении всех залогов конкретного имущества или всех залогов указанного залогодателя (ст. 103.4 Закона о нотариате в новой редакции). Также предусмотрена выдача выписок из реестра, содержащих сведения за определенный период времени. Нотариальный тариф для этой услуги установлен в размере 100 руб.
В выписках будут указаны следующие сведения (ст. 34.3 Закона о нотариате в новой редакции):
- регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества;
- дата заключения и номер договора о залоге движимого имущества, договора, на основании которого возник залог;
- дата исполнения обязательства, установленная договором;
- описание предмета залога;
- информация о залогодателе (наименование, единый государственный регистрационный номер юридического лица или фамилия, имя, отчество (если последнее имеется) на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства - указанные с помощью букв латинского алфавита), дата рождения).
Форма такой выписки должна быть утверждена Минюстом России (ст. 103.4 Закона о нотариате в новой редакции).
В связи с формированием реестра уведомлений о залоге движимого имущества возникают новые аспекты вопроса о добросовестности приобретателей заложенного имущества, которые не знали и не могли знать о том, что это имущество находится в залоге. Напомним, что в п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о залоге" этот вопрос уже поднимался. В этом документе ВАС РФ указал, что не может быть обращено взыскание на заложенное движимое имущество, возмездно приобретенное у зало! годателя лицом, которое не знало и не должно было знать о том, что приобретаемое им имущество является предметом залога.
Если же судом в такой ситуации будет установлено, что предмет залога в соответствии с договором находился во владении залогодержателя, но выбыл из владения помимо его воли, иск об обращении взыскания на заложенное имущество подлежит удовлетворению, несмотря на то что покупатель не знал и не должен был знать о том, что приобретаемое им имущество находится в залоге. Таким образом, Пленум ВАС РФ провел определенную аналогию с правовым институтом добросовестного приобретателя (ст. 302 ГК РФ) применительно к приобретению имущества, обремененного залогом.
Следует отметить, что по этому вопросу в судебной практике наблюдаются расхождения. Так, суды общей юрисдикции придерживаются противоположной позиции при решении вопроса об обращении взыскания на имущество, находящееся у добросовестного приобретателя, если имущество выбыло из владения залогодателя (Постановления президиума Московского областного суда от 30.06.2010 N 212 по делу N 44г-73/10, президиума Челябинского областного суда от 17.02.2010 по делу N 44-Г-10/2010, Определения Пермского краевого суда от 09.11.2010 по делу N 33-9770, Воронежского областного суда от 18.03.2008 по делу N 33-794, Санкт-Петербургского городского суда от 29.11.2010 N 33-16100, Московского городского суда от 18.11.2010 по делу N 33-35753, Верховного суда Республики Коми от 11.11.2010 N 33-6911/2010, Свердловского областного суда от 02.11.2010 по делу N 33-13714/2010, Пензенского областного суда от 25.03.2008 по делу N 33-495).
Позиция судов общей юрисдикции основана на выводах, содержащихся в Определении ВС РФ от ! 10.04.2007 N 11В07-12. В этом Определении отмечено, что "такое основание к прекращению залога, как приобретение залож! енного имущества лицом, которое не знало о его обременении залогом, не указано и в статье 352 ГК РФ, регулирующей прекращение залога". Следовательно, переход права собственности не прекращает право залога, поскольку правопреемник залогодателя становится на его место. При этом не предусмотрено каких-либо исключений, позволяющих освободить лицо, приобретшее заложенное имущество, от перешедших к нему обязанностей по договору залога на основании того, что при заключении договора купли-продажи оно не знало о наложенных! на имущество обременениях. Данная позиция содержится и в других Определениях ВС РФ (см., к примеру, Определение от 20.03.2012 N 16-В11-24).
Такое толкование законодательства поддерживается и Конституционным Судом РФ (Определение КС РФ от 15.04.2008 N 319-О-О).
При этом нельзя не отметить, что изложенная выше правовая позиция Пленума ВАС РФ судами общей юрисдикции, как правило, отвергается (см., например, Апелляционные определения Самарского областного суда от 02.08.2012 по делу N 33-7201/2012, Волгоградского областного суда от 18.07.2012 по делу N 33-6989/12, Кемеровского областного суда от 18.04.2012 по делу N 33-4368, Верховного суда Республики Хакасия от 12.04.2012 по делу N 33-6962012, Кировского областного суда от 27.03.2012 по делу N 33-744). Однако в практике судов общей юрисдикции встречаются и исключения из этого правила (см., к примеру, Определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29.02.2012 по делу N 33-642/12).
И даже в тех случаях, когда суды общей юрисдикции учитывают толкование Пленума ВАС РФ, приобретателю заложенного имущества в защите отказывается в связи с отсутствием должной осмотрительности (см., к примеру, Определение Московского городского суда от 06.08.2012 по делу N 11-13761/12, Апелляционное определение Белгородского областного суда от 15.05.2012 по делу N 33-1181).
Однако такая правоприменительная практика, отвергающая возможность применения правил о добросовестном приобретателе к приобретателю предмета залога, не учитывает того, что недоступность сведений о залогах движимого имущества затрудняет оборот движимых вещей, поскольку третьи лица (не участвующие в договоре залога) не могут достоверно знать об отсутствии залоговых обременений у приобретаемого имущества. Закон N 166-ФЗ устраняет указанную неопред! еленность в толковании законодательства, так как предусматривает возможность объективной и публичной фиксации сведений о залоге движимого имущества, что предоставит третьим лицам возможность получать достоверную информацию об обременениях интересующего их имущества.
Таким образом, с учетом публичности реестра уведомлений о залоге движимого имущества следует учитывать, что лицо, приобретающее движимое имущество, после вступления в силу Закона N 166-ФЗ будет считаться добросовестным приобретателем при совокупности двух условий:
- если лицо не знало и не могло знать о том, что имущество является предметом залога (в настоящее время этого условия достаточно);
- если в реестре уведомлений о залоге движимого имущества отсутствует информация о залоге этого имущества (ст. 18.1 Закона о залоге в новой редакции).
2. Единая информационная система нотариата
Под Информационной системой в Законе N 166-ФЗ понимается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).
Закон N 166-ФЗ предполагает создание Информационной системы, включающей в себя несколько реестров (ст. 34.2 Закона о нотариате в новой редакции):
- реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний;
- реестр удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей;
- реестр открытых наследственных дел;
- реестр удостоверенных брачных договоров;
- реестр уведомлений о залоге движимого имущества.
Оператором Информационной системы является Федеральная нотариальная палата. К ее функциям, помимо прочего, относится:
- принятие мер по обеспечению доступа к реестру уведомлений о залоге движимого имущества в целях внесения записей об уведомлениях о залоге движимого имущества, а также предоставления содержащихся в этом реестре сведений;
- обеспечение изготовления резервных копий реестра уведомлений о залоге движимого имущества и предоставления их Минюсту России (а также отчетности о функционировании этого реестра).
В связи с этим можно заметить, что в Законе N 166-ФЗ отдельно выделяются функции Федеральной нотариальной палаты в отношении реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Особые функции оператора Информационной системы в отношении других реестров в Законе N 166-ФЗ не установлены.
Представляется, что это связано с публичностью реестра уведомлений о залоге движимого имущества (ст. 34.3 Закона о нотариате в новой редакции). Иные реестры Информационной системы не имеют публичного характера, за исключением реестра удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний, сведения из которого могут предоставляться, но лишь после открытия завещания. Таким образом, в полно! й мере и этот реестр не имеет публичного характера.
Более того, в Законе N 166-ФЗ указывается на то, что нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в Информационной системе, и лица, осуществляющие обработку содержащихся в ней данных, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять такие сведения, за исключением случаев, прямо перечисленных в Законе о нотариате (ст. 34.1 Закона о нотариате в новой редакции). За разглашение или незаконное использование указанных сведений названные лица! будут нести юридическую ответственность.
Сведения, полученные нотариусами, должны передаваться в данные реестры в течение двух рабочих дней со дня совершения соответствующего нотариального действия. Исключение предусмотрено для внесения в Информационную систему информации об уведомлении о залоге движимого имущества. В Законе N 166-ФЗ указывается, что такая информация включается в реестр в день обращения заявителя в течение одного часа с момента обращения (ст. 103.2 Закона о нотариате в новой редакции) или в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления (ч. 2 ст. 17.1 Закона о залоге в новой редакции) в зависимости от вида полученного уведомления.
Состав сведений, подлежащих включению в Информационную систему, будет определен Минюстом России (ст. 34.2 Закона о нотариате в новой редакции). Порядок организации делопроизводства по внесению сведений в Информационную систему будет разработан Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.
3. Реестр удостоверенных завещаний и уведомлений
об отмене завещаний
Помимо реестра уведомлений о залогах движимых вещей, подробная информация о котором уже указывалась выше, в Информационной системе следует отметить реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний.
В Пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии был принят в качестве Закона N 166-ФЗ, указывалось, что создание такого реестра призвано решить проблемы розыска завещания наследниками и выявления поддельных завещаний. В настоящее время наследники лишены фактической возможности розыска завещания, поскольку нотариус связан тайной завещания и не может разглашать сведения о факте совершения завещания, его отмене или изменении. Для о! бнаружения завещания наследникам требуется обратиться к каждому нотариусу на территории России, что практически неосуществимо.
Эта мера также должна помочь в случае составления многочисленных завещаний наследодателя, составленных у различных нотариусов.
Кроме того, создание реестра удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний поможет в борьбе с завещаниями, составленными "задним числом" (см., к примеру, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 30.07.2012 N 33-8711/12, Решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 21.12.2010 по делу N 2-3871/10). Случаи мошенничества в этой области будут выявляться быстрее и проще, так как Законом N 166-ФЗ нотариусы обязываются вносить! в Информационную систему сведения о составлении, об изменении или об отмене всех завещаний. Иные лица, уполномоченные удостоверять завещания, Законом N 166-ФЗ обязываются сообщать сведения о составлении, об изменении или об отмене завещания нотариусу.
В связи с этим незначительные изменения вносятся и в ст. 1023 ГК РФ, что позволит нотариусам, имеющим доступ к сведениям, содержащимся в Информационной системе, и лицам, осуществляющим обработку данных Информационной системы, иметь законный доступ к содержанию завещаний. В то же время эти лица также обязаны сохранить тайну завещания.
4. Реестр удостоверенных доверенностей и уведомлений
об отмене доверенностей
Закон N 166-ФЗ предполагает ведение реестра нотариально удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей. В Закон о нотариате вносится дополнение, обязывающее нотариусов, удостоверивших доверенности (отмену доверенностей), а также иных уполномоченных на это лиц вносить информацию об этом в соответствующий реестр Информационной системы (ст. ст. 37 и 38 Закона о нотариате в новой редакции).
Нотариусы обязаны ввести в Информационную систему указанные сведения в течение двух рабочих дней со дня совершения соответствующего нотариального действия (ст. 34.2 Закона о нотариате в новой редакции). Иные лица, уполномоченные на совершение нотариального удостоверения доверенностей, обязаны сообщить о таком удостоверении нотариусам.
5. Совершение нотариальных действий в электронной форме
Закон N 166-ФЗ допускает возможность совершения нотариальных действий не только с документами на бумажных носителях, но и с документами в электронной форме. Предполагается, что нотариусы для осуществления таких нотариальных действий должны получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи в удостоверяющем центре, уполномоченном Федеральной нотариальной палатой. Подобная электронная подпись будет необходима нотариусам и для передачи сведений в электронной форме в Информационную систему.
В Законе N 166-ФЗ также предусмотрено, что регистрация уведомлений о залоге движимого имущества может осуществляться в электронном виде. Предусмотрено, что уведомление может быть подано в электронном виде с использованием квалифицированной электронной подписи заявителя (ст. 103.1 Закона о нотариате в новой редакции).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.10.2012 N 166-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ И ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Регистрация уведомлений о залогах движимого имущества >>>
А. Уведомление о залоге движимого имущества >>>
Б. Реестр уведомлений о залогах движимого имущества >>>
В. Свидетельство о регистрации залога движимого имущества >>>
Г. Отказ в принятии уведомления о регистрации залога движимого имущества >>>
Д. Публичность реестра уведомлений о залоге движимого имущества и выписки из него >>>
2. Единая информационная система нотариата >>>
3. Реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний >>>
4. Реестр удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей >>>
5. Совершение нотариальных действий в электронной форме >>>
В рассматриваемом Федеральном законе (далее - Закон N 166-ФЗ) устанавливается обязанность ведения реестра уведомлений о залогах движимых вещей.
Напоминаем, что реестр залогов недвижимого имущества (ипотек) ведется в рамках ЕГРП (п. 1 ст. 131 и п. 3 ст. 339 ГК РФ), залог ценных бумаг отражается в реестре владельцев ценных бумаг или на счете депо. В то же время отсутствие регистрации залогов движимого имущества способствует многочисленным случаям злоупотреблений в этой сфере.
В частности, возможны случаи, когда при кредитовании под залог дорогостоящего имущества (сырья, автомобилей, драгоценностей, произведений искусства и т.д.) кредитная организация не может обратить взыскание на заложенное имущество, так как оно продано залогодателем добросовестному приобретателю (п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о залоге"), либо когда лизингополучатель получает в собственность несвободное от обременений имущество, поскольку лизингодатель пере дал его в залог кредитной организации (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 16533/11 по делу N А56-2946/2011), и др.
Реестр уведомлений о залогах движимого имущества будет вестись нотариусами, в связи с чем указанный Закон вносит изменения в "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", утвержденные ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Закон о нотариате), и в Закон РФ от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге" (далее - Закон о залоге).
Реестр уведомлений о залогах движимых вещей будет вестись в рамках Единой информационной системы нотариата (далее - Информационная система). Помимо этого реестра в Информационной системе будут вестись и иные, к примеру реестры удостоверения завещаний, ведения наследственных дел и т.д.
Закон N 166-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступит в силу 10 января 2014 г.
1. Регистрация уведомлений о залогах движимого имущества
А. Уведомление о залоге движимого имущества
Изначально законопроект, который впоследствии был принят в качестве Закона N 166-ФЗ, не предусматривал обширных нововведений в области регистрации уведомлений о залогах движимого имущества. Однако уже во втором чтении указанный законопроект был дополнен содержательным разделом об участии нотариусов в регистрации уведомлений о залогах.
В результате Законом N 166-ФЗ было установлено, что залогодатель и (или) залогодержатель могут направить нотариусу уведомление о залоге движимого имущества (п. 1 ст. 11.1 Закона о залоге в новой редакции). Право уведомить нотариуса о возникновении залога превращается в обязанность, если договор, содержащий условие о залоге, должен быть нотариально заверен (п. 2 ст. 11.1 Закона о залоге в новой редакции).
Форма такого уведомления должна быть утверждена Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 103.1 Закона о нотариате в новой редакции). Предусмотрено, что уведомление может быть подано в электронном виде с использованием квалифицированной электронной подписи заявителя.
Регистрация залога движимой вещи осуществляется следующим образом (ст. 103.3 Закона о нотариате в новой редакции). Заявитель должен представить нотариусу сведения:
1) о залогодателе, залогодержателе - физическом лице:
- фамилия, имя и (если имеется) отчество, дата и место рождения на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита);
- паспортные данные гражданина России или, в случае отсутствия паспорта, данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с российским законодательством;
- место регистрации и фактическое место жительства;
- страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (если имеется);
- адрес электронной почты (если имеется);
- идентификационный номер налогоплательщика (если имеется);
2) о залогодателе, залогодержателе - юридическом лице:
- полное и (если имеется) сокращенное наименование. Наименование на иностранном языке указывается с помощью букв латинского алфавита;
- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
- единый государственный регистрационный номер юридического лица;
- адрес электронной почты (если имеется);
3) о заложенном движимом имуществе путем его описания (при наличии у движимого имущества цифрового, буквенного обозначения или комбинации таких обозначений, которые идентифицируют данное имущество, в том числе идентификационного номера транспортного средства (VIN), такие обозначения указываются);
4) о праве залога движимого имущества:
- указание договора о залоге движимого имущества, договора, на основании которого возник залог, сведения об изменении, о прекращении права залога;
- указание о сроке исполнения обязательства, обеспеченного залогом движимого имущества.
В случае прекращения права залога, зарегистрированного в Информационной системе, залогодержатель обязан направить нотариусу соответствующие уведомления (ч. 1 ст. 17.1 Закона о залоге в новой редакции). Возможность не информировать о прекращении права залога предусмотрена лишь для случаев ликвидации залогодержателя. В такой ситуации направить нотариусу уведомление о прекращении залога должен за! логодатель.
В ч. 2 ст. 17.1 Закона о залоге в новой редакции установлено, что о прекращении залогового обязательства залогодержатель обязан проинформировать нотариуса в течение трех рабочих дней со дня прекращения залогового обязательства.
Следует отметить, что в ч. 4 ст. 17.1 Закона о залоге в новой редакции предусматривается важное нововведение. В этой норме установлено, что залогодатели - юридические лица в случае регистрации уведомления о залоге движимого имущества в Информационной системе обязаны также в течение трех рабочих дней со дня регистрации предоставить информацию об этом в "единый федеральный реестр сведений о деят! ельности юридических лиц". В Законе N 166-ФЗ указано, что залогодателям достаточно сообщить индивидуальный регистрационный номер регистрации уведомления о залоге.
Б. Реестр уведомлений о залогах движимого имущества
Нотариус вносит в реестр уведомлений о залоге движимого имущества Информационной системы следующие сведения (ст. 103.1 Закона о нотариате в новой редакции):
- об объекте залога;
- о возникновении, об изменении, о прекращении права залога движимого имущества.
При получении всех указанных выше сведений нотариус должен зарегистрировать уведомление о залоге (ст. ст. 103.2 и 103.3 Закона о нотариате в новой редакции). Важно отметить, что нотариус не проверяет подлинность и достоверность сведений об объекте залога, о возникновении, об изменении, о прекращении права залога движимого имущества, содержащихся в таком уведомлении. Он отвечает лишь за соответствие сведений, внесенных в реестр, содержанию направленного ему уведомления о залоге движимого имущества и за своевременность размещения им указанного уведомления в таком реестре (ст. 103.2 Закона о нотариате в новой редакции).
В реестре уведомлению присваивается индивидуальный регистрационный номер, который также отображается в выдаваемом свидетельстве о регистрации.
Законом N 166-ФЗ предусматривается, что включение сведений о залоге движимого имущества в соответствующий реестр будет иметь не только информационное значение. Установлено, что с 10 января 2015 г. последующий залог, сведения о котором внесены в Информационную систему, будет иметь приоритет по отношению к последующему залогу, сведения о котором не внесены в Информационную систему (п. 3 ст. 22 Закона о залоге в новой редакции).
Тем самым законодатель стимулирует залогодержателей регистрировать залоги, поскольку такая регистрация снижает вероятность злоупотреблений, связанных с перепродажей предмета залога и установления последующих залогов.
В. Свидетельство о регистрации залога движимого имущества
При регистрации уведомления о залоге движимого имущества заявителю выдается свидетельство о такой регистрации, в котором указывается индивидуальный регистрационный номер Информационной системы (ст. ст. 103.1 и 103.2 Закона о нотариате в новой редакции). Это свидетельство подтверждает факт регистрации уведомления о залоге. Возможна выдача свидетельства в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Форма такого свидетельства должна быть утверждена Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Г. Отказ в принятии уведомления о регистрации залога движимого имущества
Отказ в регистрации залога движимого имущества предусмотрен для трех случаев:
- в поданном уведомлении отсутствуют сведения, предусмотренные ст. 103.3 Закона о нотариате в новой редакции;
- поданное уведомление направлено лицом, не являющимся залогодержателем или залогодателем либо его представителем;
- не произведена оплата нотариального тарифа (для регистрации залога движимого имущества - 300 руб.).
Отказ должен быть выдан нотариусом в течение одного часа в день обращения заявителя с соответствующим уведомлением (ст. 103.2 Закона о нотариате в новой редакции).
В ст. 13 Закона о залоге в новой редакции устанавливается, что отказ в принятии уведомления о регистрации залога может быть оспорен в судебном порядке по месту нахождения органа, осуществляющего регистрацию.
Д. Публичность реестра уведомлений о залоге движимого имущества и выписки из него
Реестр уведомлений о залоге движимого имущества является публичным, поэтому в Законе N 166-ФЗ предусмотрено, что любой желающий может получить выписку из этого реестра. Выписка может быть выдана как в отношении одного залога, так и в отношении всех залогов конкретного имущества или всех залогов указанного залогодателя (ст. 103.4 Закона о нотариате в новой редакции). Также предусмотрена выдача выписок из реестра, содержащих сведения за определенный период времени. Нотариальный тариф для этой услуги установлен в размере 100 руб.
В выписках будут указаны следующие сведения (ст. 34.3 Закона о нотариате в новой редакции):
- регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества;
- дата заключения и номер договора о залоге движимого имущества, договора, на основании которого возник залог;
- дата исполнения обязательства, установленная договором;
- описание предмета залога;
- информация о залогодателе (наименование, единый государственный регистрационный номер юридического лица или фамилия, имя, отчество (если последнее имеется) на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства - указанные с помощью букв латинского алфавита), дата рождения).
Форма такой выписки должна быть утверждена Минюстом России (ст. 103.4 Закона о нотариате в новой редакции).
В связи с формированием реестра уведомлений о залоге движимого имущества возникают новые аспекты вопроса о добросовестности приобретателей заложенного имущества, которые не знали и не могли знать о том, что это имущество находится в залоге. Напомним, что в п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о залоге" этот вопрос уже поднимался. В этом документе ВАС РФ указал, что не может быть обращено взыскание на заложенное движимое имущество, возмездно приобретенное у зало! годателя лицом, которое не знало и не должно было знать о том, что приобретаемое им имущество является предметом залога.
Если же судом в такой ситуации будет установлено, что предмет залога в соответствии с договором находился во владении залогодержателя, но выбыл из владения помимо его воли, иск об обращении взыскания на заложенное имущество подлежит удовлетворению, несмотря на то что покупатель не знал и не должен был знать о том, что приобретаемое им имущество находится в залоге. Таким образом, Пленум ВАС РФ провел определенную аналогию с правовым институтом добросовестного приобретателя (ст. 302 ГК РФ) применительно к приобретению имущества, обремененного залогом.
Следует отметить, что по этому вопросу в судебной практике наблюдаются расхождения. Так, суды общей юрисдикции придерживаются противоположной позиции при решении вопроса об обращении взыскания на имущество, находящееся у добросовестного приобретателя, если имущество выбыло из владения залогодателя (Постановления президиума Московского областного суда от 30.06.2010 N 212 по делу N 44г-73/10, президиума Челябинского областного суда от 17.02.2010 по делу N 44-Г-10/2010, Определения Пермского краевого суда от 09.11.2010 по делу N 33-9770, Воронежского областного суда от 18.03.2008 по делу N 33-794, Санкт-Петербургского городского суда от 29.11.2010 N 33-16100, Московского городского суда от 18.11.2010 по делу N 33-35753, Верховного суда Республики Коми от 11.11.2010 N 33-6911/2010, Свердловского областного суда от 02.11.2010 по делу N 33-13714/2010, Пензенского областного суда от 25.03.2008 по делу N 33-495).
Позиция судов общей юрисдикции основана на выводах, содержащихся в Определении ВС РФ от ! 10.04.2007 N 11В07-12. В этом Определении отмечено, что "такое основание к прекращению залога, как приобретение залож! енного имущества лицом, которое не знало о его обременении залогом, не указано и в статье 352 ГК РФ, регулирующей прекращение залога". Следовательно, переход права собственности не прекращает право залога, поскольку правопреемник залогодателя становится на его место. При этом не предусмотрено каких-либо исключений, позволяющих освободить лицо, приобретшее заложенное имущество, от перешедших к нему обязанностей по договору залога на основании того, что при заключении договора купли-продажи оно не знало о наложенных! на имущество обременениях. Данная позиция содержится и в других Определениях ВС РФ (см., к примеру, Определение от 20.03.2012 N 16-В11-24).
Такое толкование законодательства поддерживается и Конституционным Судом РФ (Определение КС РФ от 15.04.2008 N 319-О-О).
При этом нельзя не отметить, что изложенная выше правовая позиция Пленума ВАС РФ судами общей юрисдикции, как правило, отвергается (см., например, Апелляционные определения Самарского областного суда от 02.08.2012 по делу N 33-7201/2012, Волгоградского областного суда от 18.07.2012 по делу N 33-6989/12, Кемеровского областного суда от 18.04.2012 по делу N 33-4368, Верховного суда Республики Хакасия от 12.04.2012 по делу N 33-6962012, Кировского областного суда от 27.03.2012 по делу N 33-744). Однако в практике судов общей юрисдикции встречаются и исключения из этого правила (см., к примеру, Определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29.02.2012 по делу N 33-642/12).
И даже в тех случаях, когда суды общей юрисдикции учитывают толкование Пленума ВАС РФ, приобретателю заложенного имущества в защите отказывается в связи с отсутствием должной осмотрительности (см., к примеру, Определение Московского городского суда от 06.08.2012 по делу N 11-13761/12, Апелляционное определение Белгородского областного суда от 15.05.2012 по делу N 33-1181).
Однако такая правоприменительная практика, отвергающая возможность применения правил о добросовестном приобретателе к приобретателю предмета залога, не учитывает того, что недоступность сведений о залогах движимого имущества затрудняет оборот движимых вещей, поскольку третьи лица (не участвующие в договоре залога) не могут достоверно знать об отсутствии залоговых обременений у приобретаемого имущества. Закон N 166-ФЗ устраняет указанную неопред! еленность в толковании законодательства, так как предусматривает возможность объективной и публичной фиксации сведений о залоге движимого имущества, что предоставит третьим лицам возможность получать достоверную информацию об обременениях интересующего их имущества.
Таким образом, с учетом публичности реестра уведомлений о залоге движимого имущества следует учитывать, что лицо, приобретающее движимое имущество, после вступления в силу Закона N 166-ФЗ будет считаться добросовестным приобретателем при совокупности двух условий:
- если лицо не знало и не могло знать о том, что имущество является предметом залога (в настоящее время этого условия достаточно);
- если в реестре уведомлений о залоге движимого имущества отсутствует информация о залоге этого имущества (ст. 18.1 Закона о залоге в новой редакции).
2. Единая информационная система нотариата
Под Информационной системой в Законе N 166-ФЗ понимается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).
Закон N 166-ФЗ предполагает создание Информационной системы, включающей в себя несколько реестров (ст. 34.2 Закона о нотариате в новой редакции):
- реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний;
- реестр удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей;
- реестр открытых наследственных дел;
- реестр удостоверенных брачных договоров;
- реестр уведомлений о залоге движимого имущества.
Оператором Информационной системы является Федеральная нотариальная палата. К ее функциям, помимо прочего, относится:
- принятие мер по обеспечению доступа к реестру уведомлений о залоге движимого имущества в целях внесения записей об уведомлениях о залоге движимого имущества, а также предоставления содержащихся в этом реестре сведений;
- обеспечение изготовления резервных копий реестра уведомлений о залоге движимого имущества и предоставления их Минюсту России (а также отчетности о функционировании этого реестра).
В связи с этим можно заметить, что в Законе N 166-ФЗ отдельно выделяются функции Федеральной нотариальной палаты в отношении реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Особые функции оператора Информационной системы в отношении других реестров в Законе N 166-ФЗ не установлены.
Представляется, что это связано с публичностью реестра уведомлений о залоге движимого имущества (ст. 34.3 Закона о нотариате в новой редакции). Иные реестры Информационной системы не имеют публичного характера, за исключением реестра удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний, сведения из которого могут предоставляться, но лишь после открытия завещания. Таким образом, в полно! й мере и этот реестр не имеет публичного характера.
Более того, в Законе N 166-ФЗ указывается на то, что нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в Информационной системе, и лица, осуществляющие обработку содержащихся в ней данных, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять такие сведения, за исключением случаев, прямо перечисленных в Законе о нотариате (ст. 34.1 Закона о нотариате в новой редакции). За разглашение или незаконное использование указанных сведений названные лица! будут нести юридическую ответственность.
Сведения, полученные нотариусами, должны передаваться в данные реестры в течение двух рабочих дней со дня совершения соответствующего нотариального действия. Исключение предусмотрено для внесения в Информационную систему информации об уведомлении о залоге движимого имущества. В Законе N 166-ФЗ указывается, что такая информация включается в реестр в день обращения заявителя в течение одного часа с момента обращения (ст. 103.2 Закона о нотариате в новой редакции) или в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления (ч. 2 ст. 17.1 Закона о залоге в новой редакции) в зависимости от вида полученного уведомления.
Состав сведений, подлежащих включению в Информационную систему, будет определен Минюстом России (ст. 34.2 Закона о нотариате в новой редакции). Порядок организации делопроизводства по внесению сведений в Информационную систему будет разработан Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.
3. Реестр удостоверенных завещаний и уведомлений
об отмене завещаний
Помимо реестра уведомлений о залогах движимых вещей, подробная информация о котором уже указывалась выше, в Информационной системе следует отметить реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний.
В Пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии был принят в качестве Закона N 166-ФЗ, указывалось, что создание такого реестра призвано решить проблемы розыска завещания наследниками и выявления поддельных завещаний. В настоящее время наследники лишены фактической возможности розыска завещания, поскольку нотариус связан тайной завещания и не может разглашать сведения о факте совершения завещания, его отмене или изменении. Для о! бнаружения завещания наследникам требуется обратиться к каждому нотариусу на территории России, что практически неосуществимо.
Эта мера также должна помочь в случае составления многочисленных завещаний наследодателя, составленных у различных нотариусов.
Кроме того, создание реестра удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний поможет в борьбе с завещаниями, составленными "задним числом" (см., к примеру, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 30.07.2012 N 33-8711/12, Решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 21.12.2010 по делу N 2-3871/10). Случаи мошенничества в этой области будут выявляться быстрее и проще, так как Законом N 166-ФЗ нотариусы обязываются вносить! в Информационную систему сведения о составлении, об изменении или об отмене всех завещаний. Иные лица, уполномоченные удостоверять завещания, Законом N 166-ФЗ обязываются сообщать сведения о составлении, об изменении или об отмене завещания нотариусу.
В связи с этим незначительные изменения вносятся и в ст. 1023 ГК РФ, что позволит нотариусам, имеющим доступ к сведениям, содержащимся в Информационной системе, и лицам, осуществляющим обработку данных Информационной системы, иметь законный доступ к содержанию завещаний. В то же время эти лица также обязаны сохранить тайну завещания.
4. Реестр удостоверенных доверенностей и уведомлений
об отмене доверенностей
Закон N 166-ФЗ предполагает ведение реестра нотариально удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей. В Закон о нотариате вносится дополнение, обязывающее нотариусов, удостоверивших доверенности (отмену доверенностей), а также иных уполномоченных на это лиц вносить информацию об этом в соответствующий реестр Информационной системы (ст. ст. 37 и 38 Закона о нотариате в новой редакции).
Нотариусы обязаны ввести в Информационную систему указанные сведения в течение двух рабочих дней со дня совершения соответствующего нотариального действия (ст. 34.2 Закона о нотариате в новой редакции). Иные лица, уполномоченные на совершение нотариального удостоверения доверенностей, обязаны сообщить о таком удостоверении нотариусам.
5. Совершение нотариальных действий в электронной форме
Закон N 166-ФЗ допускает возможность совершения нотариальных действий не только с документами на бумажных носителях, но и с документами в электронной форме. Предполагается, что нотариусы для осуществления таких нотариальных действий должны получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи в удостоверяющем центре, уполномоченном Федеральной нотариальной палатой. Подобная электронная подпись будет необходима нотариусам и для передачи сведений в электронной форме в Информационную систему.
В Законе N 166-ФЗ также предусмотрено, что регистрация уведомлений о залоге движимого имущества может осуществляться в электронном виде. Предусмотрено, что уведомление может быть подано в электронном виде с использованием квалифицированной электронной подписи заявителя (ст. 103.1 Закона о нотариате в новой редакции).