Матушкин Андрей Николаевич
Президент IAPD
Команда форума
Приватный уровень доступа
Действительный члены НП "МОД"
Доклад Андрея Степанова, полиграфолог из Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербургская Школа детекции лжи была образована 30 июля 1998 года. С первого же дня своего существования был взят курс на создание высокопрофессиональной системы индивидуальной подготовки специалистов для проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа («детектора лжи») на основе лучших мировых практик США, Израиля, Японии.
Для организации учебного процесса мы использовали отработанные десятилетиями принципы обучения высшей технической школы СССР – согласитесь, она была сильнейшей в мире. За основу была взята лучшая система освоения теоретического материала и его практического внедрения - система Завод-ВТУЗ, организованная в 1930 году на базе Ленинградского Металлического завода Генри Фордом – основателем корпорации «Ford». Кроме того, мы полностью внедрили у себя систему обучения, используемую на Высших Курсах КГБ г. Минска в 80- годы прошлого столетия.
С одной стороны, использование полиграфа в бизнесе и правоохранительных органах имеют общие черты, с другой – принципиально различаются. Но вы, наверное, согласитесь, что ошибка полиграфолога и в той, и в другой области может иметь одинаково тяжелые последствия для обследуемого. Поэтому, в своем выступлении я хочу остановиться только на одном направлении проделанной нами работы – на отборе кандидатов на обучение.
Весь наш почти 20-летний опыт показал, что на обучение мы не можем брать каждого желающего, т.к. не каждый обладает необходимыми качествами и способностями, чтобы освоить эту сложнейшую профессию. Постараюсь пояснить почему. Специалист в инструментальной детекции лжи с помощью сложнейшей методологии проникает во внутренний мир обследуемого и оказывает на него манипуляционное воздействие. По результатам каждого исследования на основе полученных данных, по большому счету, он решает судьбу человека. Так появилось первичное требование к кандидату – он должен в первую очередь быть порядочным человеком. Т.е. его моральная надежность не должна вызывать никаких сомнений. А как это установить - только одним способом – изучить весь его предыдущий жизненный опыт с т.з. возможных проявлений факторов риска и их системности.
Затем мы поняли, что именно успешным специалистом может стать не каждый – нужны определенные личностные качества. Так появились целые блоки изучения психологических особенностей, ценностных ориентаций, коммуникативных, стрессоустойчивых качеств и т.д. будущих кандидатов на обучение.
Наша профессия очень ответственная – ошибка может сломать жизнь человеку. Метод является полностью вероятностным. Поэтому, мы пришли к выводу, чтобы освоить эту сложнейшую методологию, кандидат должен обладать определенным интеллектом, кругозором и особыми способностями.
И вот по всем этим направлениям были выработаны критерии их оценки и принятия решения о годности кандидата на обучение.
Разработка критериев прогноза успешности будущего полиграфолога осуществлялась не на пустом месте. Дело в том, что в 1992-1996 годах в рамках группы психологического обеспечения оперативной деятельности, созданной в Ленинградском Управлении госбезопасности (такая группа была единственной в стране), я с коллегами разрабатывал систему отбора и подготовки переговорщиков с лицами, захватившими заложников. И как оказалось, работа профессионального переговорщика очень близка по всем параметрам к работе грамотного полиграфолога.
Теперь давайте рассмотрим последовательность изучения кандидата, до принятия решения о его зачислении на учебу.
1. Формальные биографические критерии.
Кандидатов до 30 лет я даже не рассматриваю на обучение. 80% моих учеников в возрасте около 40 лет или старше. Этой профессией должен заниматься зрелый человек, имеющий хороший жизненный опыт. А накопление этого опыта, как правило, происходит к 35-40 годам. Ко мне не могут попасть кандидаты без высшего образования. Причем наличие диплома - это еще не говорит о том, как он осваивал материал в институте – это устанавливается в ходе собеседования. Причем высшему техническому, а не психологическому образованию отдается предпочтение. Желателен опыт семейной жизни и наличие ребенка. Человек, имеющий судимость или находившийся под судом или следствием (в зависимости от обстоятельств) тоже не может рассматриваться на учебу. Тщательно рассматривается
опыт практической работы в трудовых коллективах. Мотивация работы в этой профессии, склонность к оперативно-следственной работе является дополнительным положительным фактором.
2. Кандидат готовит расширенную автобиографию от детского садика до настоящего времени по предложенному нами сценарию. Обычно это занимает 3-4 листа. На этом этапе происходит проверка анкетных данных и первичное изучение кандидата, в т.ч. по методу психологической автобиографии. По изложенному тексту мы смотрим, как шло формирование личности, развитие способностей, ценностных ориентаций, интеллекта, кругозора. Насколько грамотно построено изложение, наличие ошибок, уже на этой стадии прогнозируем ведущие черты личности, присущие тем или иным акцентуациям. Кандидат проверяется по возможным базам и учетам.
Если кандидат живет в Санкт-Петербурге, то он приезжает на двухчасовое собеседование. Здесь - грамотно построенная беседа и оценка достоверности полученной информации является основополагающей для принятия первичного решения. С иногородними приходится общаться по скайпу, что является менее предпочтительным, чем непосредственное общение. Очень часто после разговора со мной и полностью поняв, чем ему придется заниматься и с какими трудностями он столкнется, соискатель отказывается от идеи осваивать профессию полиграфолога. Но тот, кто готов идти дальше – приступает к следующему этапу отбора.
3. Углубленное психодиагностическое тестирование.
Происходит непосредственно в Санкт-Петербурге в течении 2-х дней.
На этом этапе тщательно изучается наличие нескольких фундаментальных психологических блоков для прогноза успешности в обучении и в последующей работе.
Проводится комплексное изучение присущих кандидату ведущих психологических качеств личности. Для этого проводится многостороннее исследование личности, выявляются ведущие акцентуации, определяется возможное наличие психопатий, изучаются основные свойства нервной системы и т.д.
Кроме того, кандидат должен обладать:
* Высоким уровнем интеллектуального развития, широким кругозором, познаниями во многих областях. Подробно исследуются познавательные психические процессы, долговременная и кратковременная зрительная и слуховая память и т.д. При отсутствии интеллектуальных способностей он просто не сможет освоить ту сложнейшую методологию, которую мы преподаем.
* Развитыми коммуникативными качествами. Специалист должен уметь в кратчайшее время установить контакт с любым человеком, приходящим на тестирование и расположить его к себе, получить интересующую информацию.
* Высоким уровнем стрессоустойчивости. У нас довольно стрессовая и опасная работа. Приходящий на обследование человек никогда не хочет рассказывать, что у него по жизни было плохого, или что он причастен к расследуемым событиям. Специалисту за 3 часа надо его тщательно изучить и перепроверить, все ли он рассказал, не обманул ли нас. Верхом мастерства работы полиграфолога является получение признания по совершенному преступлению. А это очень стрессово. По разработанной у нас технологии в 70% случаев мы получаем такие признания. Еще важный момент: наш метод вероятностный. Мы все время находимся в стрессе, если не получили признание, правильно ли мы сделали выводы. И иногда ночи приходится не спать, мучиться, а правильно ты его обвинил, не пропустил ли виновного и т.д. Это тоже стресс. Кроме того, встречаются неадекватные заказчики, обследуемые или те, кто за ними стоит.
* Обязательно наличие артистических способностей. Без них я на учебу не беру. Если нет артистических задатков, ты никогда не освоишь методологию манипулятивного воздействия и никогда не будешь получать признания от обследуемого. Ни у кого - ни при найме на работу, ни на расследованиях. И будешь простым статистом - оператором машины, которых в России 95% из всех работающих в качестве «специалистов по детекции лжи».
Т.о. делается прогноз психологической и психической надежности кандидата.
4. Психофизиологическое исследование на полиграфе.
Отсутствие серьезных негативных проступков в биографии кандидата – это обязательное условие. Поэтому, кандидат проходит четвертый этап отбора – психофизиологическое исследование на полиграфе по 30 факторам риска. На этом этапе делается прогноз его моральной надежности. Проверяем все, начиная с употребления наркотиков, злоупотребления алкоголем, совершения краж, преступлений и т.д. Устанавливается их серьезность и возможная системность. Если я это выявляю по любому из «факторов риска», мне такой специалист не нужен. Он преступил грань, которую нельзя было переступать. Если он совершал регулярные кражи по жизни, махинации и т.д. – он меня тоже не интересует. Кандидатам с судимостями ко мне в школу путь закрыт – им я всегда отказываю. Хотя, я знаю школы, в которые они потом поступали и обучались. Кодекс чести должен быть обязательно.
Особо надо отметить, что все указанные выше этапы отбора применяются нами как к кандидатам из бизнеса, так и к кандидатам из правоохранительных и административных органов. Причем, этапы отбора для кандидатов на первичную базовую подготовку и для уже прошедших обучение в других школах в качестве полиграфологов, которые также берутся у нас только на курс базовой подготовки - одинаковы.
Конечно, с точки зрения бизнеса, такой отбор не выгоден. Да, мы сознательно несем очень большие убытки. Хотя могли пойти по принципу всех других школ – брать всех, кто хочет и доход обеспечен. Наша статистика показывает, что из 10 кандидатов все этапы отбора проходят не более 2-х (отсев составляет 80%). В июльскую группу было 11 кандидатов - прошли только трое. Восьми человекам был отказано. А вот теперь скажите, какая школа в России или в нашем Евразийском Союзе может себе позволить отказаться от 800 тысяч рублей?! Многие, кто не попал к нам, едут учиться в другие школы. Но я четко для себя решил, что ту уникальную методику, которой мы обучаем, можно давать только в проверенные и надежные руки. И только таким образом можно бороться с тем невежеством, которое на сегодняшний день сложилось в области использования полиграфа в России, да и в других странах СНГ. Этим отбором мы реализуем общечеловеческий принцип - «не навреди». Ну не все же должно измеряться в нашей современной жизни только деньгами, ведь есть же другие ценности, которые должны присутствовать в нашей жизни…
К сожалению, на сегодняшний день в России существуют трудности и проблемы использования полиграфа в правоохранительной деятельности и кадровой работе. К этим проблемам (часть из них была изложена выступлении А.Б.Пеленицына на конференции полиграфологов МВД России в 2008 году) можно отнести:
1.Психофизиологическая проблема - представляется самой важной, потому что без ответа на главный вопрос - а насколько психофизиологические закономерности, явления и процессы, положенные в основу прикладных методов тестирования с использованием полиграфа, предопределяют их валидность, точность и надежность - говорить об эффективных методиках, организационном и нормативно-правовом обеспечении использования полиграфа просто не имеет смысла. Высокая цена ошибки.
2.Отсутствие нормативно-правовой базы.
3.Организационные проблемы.
4.Отсутствие выверенных стандартов проведения исследований.
5.Отсутствие единого стандарта подготовки полиграфологов.
6.Отсутствие системы отбора для данной профессии.
7.Низкая квалификация полиграфологов.
8.Проблемы, порождаемые низким качеством используемой аппаратуры (полиграфами).
9.Отсутствие системы контроля качества проводимых исследований.
10.Отсутствие правильной процедуры рассмотрения в суде.
11.Отсутствие ответственности полиграфологов за сделанные выводы и др.
Именно поэтому для их решения необходимо ориентироваться на "лучшие практики", которые можно найти и в США, и в Израиле, и в Японии. Об этом я буду говорить в рамках выступления в «закрытом» формате.
Почти за 20 лет становления и развития Санкт-Петербургской Школы детекции лжи удалось, хотя бы в рамках одной Школы, создать:
1. Строгую и научно-обоснованную систему отбора кандидатов для обучения данной профессии на основе разработанной у нас профессиограммы успешного специалиста.
2. Выверенную научно-обоснованную современную комплексную методику организации и проведения прикладных психофизиологических исследований с использованием полиграфа, позволяющую до минимума сократить «ложноотрицательные» и «ложноположительные» ошибки в этом полностью вероятностном методе. Методика является единым Стандартом для выпускников СПб ШДЛ и по объему насчитывает около 2500 листов.
3. Систему длительной непрерывной высокопрофессиональной подготовки полиграфологов: 8 очно-заочных этапов, рассчитанных на 4 года, с последующими ежегодными краткосрочными семинарами для поддержания профессионального мастерства.
4. Систему бесплатного дистанционного консультирования выпускников по всем аспектам проведения с использованием полиграфа расследований и сложных скринингов работающего персонала.
5. Систему постоянного контроля качества работы полиграфологов и их ответственность за сделанные выводы, особенно при нарушении Стандарта проведения исследований. Эта система также является формой обучения.
Этот процесс нами был завершен еще в 2010 году. Мы были единственными в России, да и, пожалуй, остаемся ими, кто так основательно подошел к созданию не только отбора, но и научно-обоснованной системы обучения в области полиграфа, завязанной на контроль и ответственность за результаты работы выпускников. За неоценимый вклад в создание «Комплексной методики…» СПб ШДЛ
Надо отметить, что единую, именно научно-обоснованную методику обучения только в конце 2015 года, наконец-то, выпустила Национальная Школа детекции лжи (Москва) и только благодаря назначению ее ректором Александра Борисовича Пеленицына, который и создал этот единый стандарт для НШДЛ. Кроме того, НШДЛ создает очень интересный портал для дистанционной поддержки своих выпускников, к сожалению платный.
Наработки СПб ШДЛ могут лечь в основу создания выверенных, научно-обоснованных стандартов для всех федеральных полиграфологов, работающих в государственных учреждениях и полиграфологов, работающих в бизнесе.
Вся эта работа нами проводилась в отсутствии нормативно-правовой базы, организационных и методических проблем, отсутствием правильной процедуры рассмотрения в суде, засильем невежественных низкосортных курсов, школ, академий, выпускающих сотни безграмотных полиграфологов. Это все создавало жесткую конкурентную среду. Но жизнь показала, что нами был выбран единственно правильный путь – качественно подготовленный специалист должен быть все-таки востребован. Именно такой профессионал всегда будет соблюдать права любого гражданина России и не навредит ему своими безграмотными и невежественными действиями.
Санкт-Петербургская Школа детекции лжи была образована 30 июля 1998 года. С первого же дня своего существования был взят курс на создание высокопрофессиональной системы индивидуальной подготовки специалистов для проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа («детектора лжи») на основе лучших мировых практик США, Израиля, Японии.
Для организации учебного процесса мы использовали отработанные десятилетиями принципы обучения высшей технической школы СССР – согласитесь, она была сильнейшей в мире. За основу была взята лучшая система освоения теоретического материала и его практического внедрения - система Завод-ВТУЗ, организованная в 1930 году на базе Ленинградского Металлического завода Генри Фордом – основателем корпорации «Ford». Кроме того, мы полностью внедрили у себя систему обучения, используемую на Высших Курсах КГБ г. Минска в 80- годы прошлого столетия.
С одной стороны, использование полиграфа в бизнесе и правоохранительных органах имеют общие черты, с другой – принципиально различаются. Но вы, наверное, согласитесь, что ошибка полиграфолога и в той, и в другой области может иметь одинаково тяжелые последствия для обследуемого. Поэтому, в своем выступлении я хочу остановиться только на одном направлении проделанной нами работы – на отборе кандидатов на обучение.
Весь наш почти 20-летний опыт показал, что на обучение мы не можем брать каждого желающего, т.к. не каждый обладает необходимыми качествами и способностями, чтобы освоить эту сложнейшую профессию. Постараюсь пояснить почему. Специалист в инструментальной детекции лжи с помощью сложнейшей методологии проникает во внутренний мир обследуемого и оказывает на него манипуляционное воздействие. По результатам каждого исследования на основе полученных данных, по большому счету, он решает судьбу человека. Так появилось первичное требование к кандидату – он должен в первую очередь быть порядочным человеком. Т.е. его моральная надежность не должна вызывать никаких сомнений. А как это установить - только одним способом – изучить весь его предыдущий жизненный опыт с т.з. возможных проявлений факторов риска и их системности.
Затем мы поняли, что именно успешным специалистом может стать не каждый – нужны определенные личностные качества. Так появились целые блоки изучения психологических особенностей, ценностных ориентаций, коммуникативных, стрессоустойчивых качеств и т.д. будущих кандидатов на обучение.
Наша профессия очень ответственная – ошибка может сломать жизнь человеку. Метод является полностью вероятностным. Поэтому, мы пришли к выводу, чтобы освоить эту сложнейшую методологию, кандидат должен обладать определенным интеллектом, кругозором и особыми способностями.
И вот по всем этим направлениям были выработаны критерии их оценки и принятия решения о годности кандидата на обучение.
Разработка критериев прогноза успешности будущего полиграфолога осуществлялась не на пустом месте. Дело в том, что в 1992-1996 годах в рамках группы психологического обеспечения оперативной деятельности, созданной в Ленинградском Управлении госбезопасности (такая группа была единственной в стране), я с коллегами разрабатывал систему отбора и подготовки переговорщиков с лицами, захватившими заложников. И как оказалось, работа профессионального переговорщика очень близка по всем параметрам к работе грамотного полиграфолога.
Теперь давайте рассмотрим последовательность изучения кандидата, до принятия решения о его зачислении на учебу.
1. Формальные биографические критерии.
Кандидатов до 30 лет я даже не рассматриваю на обучение. 80% моих учеников в возрасте около 40 лет или старше. Этой профессией должен заниматься зрелый человек, имеющий хороший жизненный опыт. А накопление этого опыта, как правило, происходит к 35-40 годам. Ко мне не могут попасть кандидаты без высшего образования. Причем наличие диплома - это еще не говорит о том, как он осваивал материал в институте – это устанавливается в ходе собеседования. Причем высшему техническому, а не психологическому образованию отдается предпочтение. Желателен опыт семейной жизни и наличие ребенка. Человек, имеющий судимость или находившийся под судом или следствием (в зависимости от обстоятельств) тоже не может рассматриваться на учебу. Тщательно рассматривается
опыт практической работы в трудовых коллективах. Мотивация работы в этой профессии, склонность к оперативно-следственной работе является дополнительным положительным фактором.
2. Кандидат готовит расширенную автобиографию от детского садика до настоящего времени по предложенному нами сценарию. Обычно это занимает 3-4 листа. На этом этапе происходит проверка анкетных данных и первичное изучение кандидата, в т.ч. по методу психологической автобиографии. По изложенному тексту мы смотрим, как шло формирование личности, развитие способностей, ценностных ориентаций, интеллекта, кругозора. Насколько грамотно построено изложение, наличие ошибок, уже на этой стадии прогнозируем ведущие черты личности, присущие тем или иным акцентуациям. Кандидат проверяется по возможным базам и учетам.
Если кандидат живет в Санкт-Петербурге, то он приезжает на двухчасовое собеседование. Здесь - грамотно построенная беседа и оценка достоверности полученной информации является основополагающей для принятия первичного решения. С иногородними приходится общаться по скайпу, что является менее предпочтительным, чем непосредственное общение. Очень часто после разговора со мной и полностью поняв, чем ему придется заниматься и с какими трудностями он столкнется, соискатель отказывается от идеи осваивать профессию полиграфолога. Но тот, кто готов идти дальше – приступает к следующему этапу отбора.
3. Углубленное психодиагностическое тестирование.
Происходит непосредственно в Санкт-Петербурге в течении 2-х дней.
На этом этапе тщательно изучается наличие нескольких фундаментальных психологических блоков для прогноза успешности в обучении и в последующей работе.
Проводится комплексное изучение присущих кандидату ведущих психологических качеств личности. Для этого проводится многостороннее исследование личности, выявляются ведущие акцентуации, определяется возможное наличие психопатий, изучаются основные свойства нервной системы и т.д.
Кроме того, кандидат должен обладать:
* Высоким уровнем интеллектуального развития, широким кругозором, познаниями во многих областях. Подробно исследуются познавательные психические процессы, долговременная и кратковременная зрительная и слуховая память и т.д. При отсутствии интеллектуальных способностей он просто не сможет освоить ту сложнейшую методологию, которую мы преподаем.
* Развитыми коммуникативными качествами. Специалист должен уметь в кратчайшее время установить контакт с любым человеком, приходящим на тестирование и расположить его к себе, получить интересующую информацию.
* Высоким уровнем стрессоустойчивости. У нас довольно стрессовая и опасная работа. Приходящий на обследование человек никогда не хочет рассказывать, что у него по жизни было плохого, или что он причастен к расследуемым событиям. Специалисту за 3 часа надо его тщательно изучить и перепроверить, все ли он рассказал, не обманул ли нас. Верхом мастерства работы полиграфолога является получение признания по совершенному преступлению. А это очень стрессово. По разработанной у нас технологии в 70% случаев мы получаем такие признания. Еще важный момент: наш метод вероятностный. Мы все время находимся в стрессе, если не получили признание, правильно ли мы сделали выводы. И иногда ночи приходится не спать, мучиться, а правильно ты его обвинил, не пропустил ли виновного и т.д. Это тоже стресс. Кроме того, встречаются неадекватные заказчики, обследуемые или те, кто за ними стоит.
* Обязательно наличие артистических способностей. Без них я на учебу не беру. Если нет артистических задатков, ты никогда не освоишь методологию манипулятивного воздействия и никогда не будешь получать признания от обследуемого. Ни у кого - ни при найме на работу, ни на расследованиях. И будешь простым статистом - оператором машины, которых в России 95% из всех работающих в качестве «специалистов по детекции лжи».
Т.о. делается прогноз психологической и психической надежности кандидата.
4. Психофизиологическое исследование на полиграфе.
Отсутствие серьезных негативных проступков в биографии кандидата – это обязательное условие. Поэтому, кандидат проходит четвертый этап отбора – психофизиологическое исследование на полиграфе по 30 факторам риска. На этом этапе делается прогноз его моральной надежности. Проверяем все, начиная с употребления наркотиков, злоупотребления алкоголем, совершения краж, преступлений и т.д. Устанавливается их серьезность и возможная системность. Если я это выявляю по любому из «факторов риска», мне такой специалист не нужен. Он преступил грань, которую нельзя было переступать. Если он совершал регулярные кражи по жизни, махинации и т.д. – он меня тоже не интересует. Кандидатам с судимостями ко мне в школу путь закрыт – им я всегда отказываю. Хотя, я знаю школы, в которые они потом поступали и обучались. Кодекс чести должен быть обязательно.
Особо надо отметить, что все указанные выше этапы отбора применяются нами как к кандидатам из бизнеса, так и к кандидатам из правоохранительных и административных органов. Причем, этапы отбора для кандидатов на первичную базовую подготовку и для уже прошедших обучение в других школах в качестве полиграфологов, которые также берутся у нас только на курс базовой подготовки - одинаковы.
Конечно, с точки зрения бизнеса, такой отбор не выгоден. Да, мы сознательно несем очень большие убытки. Хотя могли пойти по принципу всех других школ – брать всех, кто хочет и доход обеспечен. Наша статистика показывает, что из 10 кандидатов все этапы отбора проходят не более 2-х (отсев составляет 80%). В июльскую группу было 11 кандидатов - прошли только трое. Восьми человекам был отказано. А вот теперь скажите, какая школа в России или в нашем Евразийском Союзе может себе позволить отказаться от 800 тысяч рублей?! Многие, кто не попал к нам, едут учиться в другие школы. Но я четко для себя решил, что ту уникальную методику, которой мы обучаем, можно давать только в проверенные и надежные руки. И только таким образом можно бороться с тем невежеством, которое на сегодняшний день сложилось в области использования полиграфа в России, да и в других странах СНГ. Этим отбором мы реализуем общечеловеческий принцип - «не навреди». Ну не все же должно измеряться в нашей современной жизни только деньгами, ведь есть же другие ценности, которые должны присутствовать в нашей жизни…
К сожалению, на сегодняшний день в России существуют трудности и проблемы использования полиграфа в правоохранительной деятельности и кадровой работе. К этим проблемам (часть из них была изложена выступлении А.Б.Пеленицына на конференции полиграфологов МВД России в 2008 году) можно отнести:
1.Психофизиологическая проблема - представляется самой важной, потому что без ответа на главный вопрос - а насколько психофизиологические закономерности, явления и процессы, положенные в основу прикладных методов тестирования с использованием полиграфа, предопределяют их валидность, точность и надежность - говорить об эффективных методиках, организационном и нормативно-правовом обеспечении использования полиграфа просто не имеет смысла. Высокая цена ошибки.
2.Отсутствие нормативно-правовой базы.
3.Организационные проблемы.
4.Отсутствие выверенных стандартов проведения исследований.
5.Отсутствие единого стандарта подготовки полиграфологов.
6.Отсутствие системы отбора для данной профессии.
7.Низкая квалификация полиграфологов.
8.Проблемы, порождаемые низким качеством используемой аппаратуры (полиграфами).
9.Отсутствие системы контроля качества проводимых исследований.
10.Отсутствие правильной процедуры рассмотрения в суде.
11.Отсутствие ответственности полиграфологов за сделанные выводы и др.
Именно поэтому для их решения необходимо ориентироваться на "лучшие практики", которые можно найти и в США, и в Израиле, и в Японии. Об этом я буду говорить в рамках выступления в «закрытом» формате.
Почти за 20 лет становления и развития Санкт-Петербургской Школы детекции лжи удалось, хотя бы в рамках одной Школы, создать:
1. Строгую и научно-обоснованную систему отбора кандидатов для обучения данной профессии на основе разработанной у нас профессиограммы успешного специалиста.
2. Выверенную научно-обоснованную современную комплексную методику организации и проведения прикладных психофизиологических исследований с использованием полиграфа, позволяющую до минимума сократить «ложноотрицательные» и «ложноположительные» ошибки в этом полностью вероятностном методе. Методика является единым Стандартом для выпускников СПб ШДЛ и по объему насчитывает около 2500 листов.
3. Систему длительной непрерывной высокопрофессиональной подготовки полиграфологов: 8 очно-заочных этапов, рассчитанных на 4 года, с последующими ежегодными краткосрочными семинарами для поддержания профессионального мастерства.
4. Систему бесплатного дистанционного консультирования выпускников по всем аспектам проведения с использованием полиграфа расследований и сложных скринингов работающего персонала.
5. Систему постоянного контроля качества работы полиграфологов и их ответственность за сделанные выводы, особенно при нарушении Стандарта проведения исследований. Эта система также является формой обучения.
Этот процесс нами был завершен еще в 2010 году. Мы были единственными в России, да и, пожалуй, остаемся ими, кто так основательно подошел к созданию не только отбора, но и научно-обоснованной системы обучения в области полиграфа, завязанной на контроль и ответственность за результаты работы выпускников. За неоценимый вклад в создание «Комплексной методики…» СПб ШДЛ
Надо отметить, что единую, именно научно-обоснованную методику обучения только в конце 2015 года, наконец-то, выпустила Национальная Школа детекции лжи (Москва) и только благодаря назначению ее ректором Александра Борисовича Пеленицына, который и создал этот единый стандарт для НШДЛ. Кроме того, НШДЛ создает очень интересный портал для дистанционной поддержки своих выпускников, к сожалению платный.
Наработки СПб ШДЛ могут лечь в основу создания выверенных, научно-обоснованных стандартов для всех федеральных полиграфологов, работающих в государственных учреждениях и полиграфологов, работающих в бизнесе.
Вся эта работа нами проводилась в отсутствии нормативно-правовой базы, организационных и методических проблем, отсутствием правильной процедуры рассмотрения в суде, засильем невежественных низкосортных курсов, школ, академий, выпускающих сотни безграмотных полиграфологов. Это все создавало жесткую конкурентную среду. Но жизнь показала, что нами был выбран единственно правильный путь – качественно подготовленный специалист должен быть все-таки востребован. Именно такой профессионал всегда будет соблюдать права любого гражданина России и не навредит ему своими безграмотными и невежественными действиями.