Объединенное Детективное Бюро
Услуги частных детективов
Команда форума
Приватный уровень доступа
Действительный члены НП "МОД"
Питерская секция IAPD
- Регистрация
- 30 Октябрь 2009
- Сообщения
- 594
- Реакции
- 27
- Баллы
- 108
- Возраст
- 73
- Адрес
- Россия, Санкт-Петербург
- Веб-сайт
- o-d-b.ru
Кого берут в разведку.
В российскую внешнюю разведку на оперативные должности сейчас принимают романтиков, патриотов, карьеристов, а также продолжателей династий – сыновей и внуков кадровых сотрудников, готовых переносить все тяготы военной службы. Все они имеют диплом о высшем образовании, высокий уровень интеллекта и великолепное состояние здоровья. Их ожидают ненормированный рабочий день, необходимость анализировать огромный массив информации, общение с различными людьми, постоянные стрессы, риск провести несколько лет в регионе с экстремальными климатическими условиями и скромное вознаграждение за свой нелегкий труд.
Зачем люди идут в разведку
В частных беседах сотрудники кадровых подразделений Службы внешней разведки (СВР) очень просто объясняют, почему предпочтение отдается четырем перечисленным выше категориям. Звучит цинично, но желающих поступить по другим мотивам, например, пожить за рубежом за казенный счет, просят не обращаться. В советское время служба в Первом управлении КГБ (внешняя разведка) или в ГРУ (военная разведка) давала сотруднику возможность в течение нескольких лет вместе с семьей пожить на Западе. Напомним, что для большинства граждан СССР даже турпоездка в одну из соцстран была праздником, который они помнили всю жизнь. Это сейчас можно свободно путешествовать по миру, главное – иметь финансовые возможности для такого времяпровождения. Поэтому тех, кто надеется заработать много денег или объездить за казенный счет весь мир, ждет разочарование. Обычно у них желание служить исчезает после того, как они узнают об уровне зарплаты и о том, что первая загранкомандировка их ожидает года через четыре, причем, скорее всего, в одну из стран третьего мира, где экстремальные климатические и бытовые условия. Зато это не отпугнет продолжателей семейных традиций. Ведь они обо всем этом знают на примере своих отцов и старших братьев, но все равно хотят служить.
Один из жизненных принципов патриотов «есть такая профессия – Родину защищать», а служба в российской внешней разведке – возможность реализовать его на практике.
Для карьеристов учеба в Академии внешней разведки или Военно-дипломатической академии – это шанс выучить два и более иностранных языка и приобрести массу других полезных профессиональных навыков. Да и работа за рубежом или в центральном аппарате тоже прекрасный и эффективный способ получить определенные знания и навыки, которые помогут в жизни.
Есть и четвертая категория – романтики. Они выросли на советских фильмах «Семнадцать мгновений весны», «Щит и меч», «Адъютант его превосходительства» и других. И им не важно, что это красивые киносказки, а в жизни все циничнее и проще. Главное – почувствовать себя на месте этих киногероев.
Хотя одного желания работать в СВР мало, нужно пройти жесткий отбор, когда из сотни соискателей остается один. Именно он и становится разведчиком.
Кто работает в разведке
Всех кадровых сотрудников российской внешней разведки можно условно разделить на две категории: оперативную и техническую.
Представители первой группы непосредственно занимаются оперативной работой: вербовкой агентуры и обработкой полученной информации. За рамками данной статьи оставим работу сотрудников подразделений технической разведки (космической, радиоэлектронной и т. д.) и предъявляемые к ним требования.
Представители второй группы обеспечивают функционирование всех подразделений ведомства – начиная с компьютеров и заканчивая столовой. За небольшим исключением (скажем, шифровальщики) они выполняют примерно ту же самую работу, что и в гражданских организациях. Понятно, что от системного администратора требуется поддерживать компьютеры в работоспособном состоянии, а от повара – своевременно приготовить обед. Разумеется, из-за специфичного места работы к ним предъявляются особые требования. Например, безупречные анкетные данные и т. п. Да и со свободным выездом за рубеж у них порой бывают проблемы, из-за того что они постоянно соприкасаются с госсекретами. В остальном они ничем не отличаются от своих коллег из государственных правительственных учреждений.
Требования, предъявляемые к претендентам на технические должности, значительно ниже, чем к тем, кто хочет служить в оперативных подразделениях. Кого же берут на оперативные должности? Существует набор формальных требований, которым должен соответствовать кандидат:
- российское гражданство и отсутствие второго (иностранного);
- возраст от 22 до 35 лет;
- высшее профессиональное образование «по необходимым для осуществления служебной деятельности специальностям, либо являться студентом выпускного курса вуза, имеющего государственную аккредитацию»;
- быть годным по состоянию здоровья к воинской службе;
- не иметь оснований для отказа в оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (например, он сам или кто-то из его близких родственников постоянно проживает за границей).
Даже если кандидат соответствует всем перечисленным выше требованиям, это не гарантирует прием на службу во внешнюю разведку. Он должен пройти как минимум две проверки. Во-первых, после подачи заявления кандидата в течение года будут проверять сотрудники кадрового подразделения СВР. Возможно, они обнаружат в его повседневной жизни или в отзывах о нем других людей факты, не позволяющие принять его на работу. Например, соискателю будет отказано в приеме, если выяснится его связь с криминальными или экстремистскими организациями либо вскроется его «приверженность к злоупотреблению спиртным и к наркотическим средствам». Будет отказано, если выяснится, что претендент перенес или страдает «заболеваниями, которые могут отрицательно повлиять на эффективность работы сотрудника». Проверка проводится не только по линии ФСБ и МВД, но и путем бесед сотрудников СВР с людьми, которые лично знают кандидата. Так, в середине 90-х годов соискатель в анкете должен был указать имена пяти людей, которые знали его не менее пяти лет и с кем могли бы побеседовать сотрудники кадрового подразделения СВР.
Во-вторых, кандидата ожидает серия бесед с психологами, специальное тестирование на определение степени морально-психологической устойчивости и личных способностей, а также заполнение нескольких анкет. Могут попросить ответить на самые неожиданные вопросы. Например, попросят рассказать не менее чем о семи важнейших событиях в жизни (факты биографии, чувства, планы, встречи и т. п.) или спросят, какие телепередачи он смотрит, какие газеты и журналы читает. Другой вариант вопроса: если бы кандидат оказался на необитаемом острове, то какие три книги или фильма он бы взял с собой? Еще могут попросить рассказать о важнейших внешнеполитических событиях текущего года или оценить «место и роль СВР в условиях перемен, происходящих в нашей стране и в мире». Возможно, соискателю придется назвать пять своих положительных качеств и столько же отрицательных, которые он бы хотел устранить.
В этой связи вспоминается история из жизни. Двое моих однокурсников успешно прошли медкомиссию, у них обоих были безупречные анкеты, но на службу в СВР их не приняли. Как потом мрачно шутили наши общие знакомые, один слишком умный (окончил вуз с красным дипломом), другой, наоборот, глупый (получил синий диплом). А если серьезно, то по своим психологическим качествам они не годились для службы на оперативных должностях в разведке. Один был, скажем так, был «ботаником» и занудой, другой не обладал ярко выраженными качествами лидера и «не был склонен к самостоятельной работе». Зато третьего однокурсника приняли на службу. Он ничем не выделялся из общей массы студентов, но при этом был «душой компании», надежен и самоорганизован.
Вуз – это полигон
Даже прием на службу в СВР на оперативную должность не гарантирует того, что кандидат будет разведчиком. Впереди его ожидают два или три года учебы в Академии внешней разведки (до 1991 года – Краснознаменный институт КГБ имени Ю. В. Андропова).
Полковник в отставке Михаил Фролов в течение 13 лет преподавал в Краснознаменном институте. По утверждению ветерана: «В Краснознаменном институте не только обучали правилам разведки и контрразведки. Львиная доля нашей деятельности состояла в изучении слушателя, его профессиональной пригодности, его личных качеств. Нам надо было определить в конце концов, годится ли слушатель для работы в разведке.
Обучение в нашем институте – своего рода испытательный полигон. Вот я, например, преподавал искусство разведки. Что это значит? Это умение входить в контакт с людьми, умение выбирать нужных нам людей, умение ставить вопросы, которые интересуют нашу страну и наше руководство, умение, если хотите, быть психологом. Поэтому нам приходилось изучить слушателя настолько, чтобы поручиться за него, как за свою правую руку. А в конце учебы на каждого выпускника мы писали характеристики, которые и определяли его судьбу.
Мы просили всех преподавателей, начиная от кафедры контрразведки и заканчивая кафедрой физкультуры, высказать на бумаге свое мнение о слушателях. Затем это все докладывалось руководителю учебного отделения, который уже сводил все вместе: свои собственные наблюдения с наблюдениями этих преподавателей, и писал развернутую, подробную характеристику.
Это был адский труд. А по объему – всего четыре машинописные страницы. Но рассматривалось все: и личные качества, и профессиональные. Мы закрывались на неделю, на две и сидели: писали, писали... В конце характеристики делали вывод о пригодности или непригодности выпускника для работы в разведке».
Еще одна причина для отвода кандидата в разведчики от оперативной работы – неспособность выполнить определенные требования в сфере спецподготовки. Например, слушателю Академии не удается обнаружить установленное за ним наружное наблюдение или завербовать агента во время практических занятий. Чаще всего провалившие экзамен после окончания вуза служат в информационно-аналитических подразделениях или просто уходят из разведки.
Какие качества приветствуются
Оговоримся сразу, не существует универсального набора психологических характеристик, наличие которых гарантирует успешное прохождение отбора. Испытуемый и экзаменатор – живые люди, им свойственно ошибаться или демонстрировать в процессе собеседования все свои положительные качества.
В одном из открытых документов, с которым знакомятся соискатели, перечислены наиболее важные качества: «Преданность Родине, высокоразвитое чувство долга и самодисциплинированность, настойчивость и творческий подход к достижению поставленных целей, хорошо развитая память, умение анализировать, быстро осваиваться в новой ситуации и принимать самостоятельные решения, проявлять разумную инициативу и оправданный риск, способность к продолжительной концентрации внимания и к изучению иностранных языков, коммуникабельность, внутренняя организованность, порядочность в отношении с коллегами, честность и добропорядочность в выполнении служебных обязанностей».
Кроме того, в данном документе указано, что «сотрудники разведки могут быть направлены в командировку в любой регион мира», поэтому «поступающие на службу в разведку должны быть готовы работать в условиях непривычного, иногда тяжелого климата, в странах с неспокойной обстановкой или даже кризисной ситуацией».
Добавим, что еще одно важное требование – готовность длительное время (от нескольких месяцев до нескольких лет) проживать за границей (не обязательно в комфортной и спокойной Европе, ведь могут отправить в жаркую и беспокойную Африку) в отрыве от семьи, родственников и друзей. В большинстве случаев сотрудник заранее не может повлиять на место и сроки командировки. Напомним, что оперативный состав СВР – военнослужащие со всеми вытекающими для них последствиями.
Как пройти в отдел кадров
Система отбора на обучение в Военно-дипломатической академии (кузница кадров для ГРУ) сохранилась без изменений с советских времен. Если не вдаваться в детали, то ежегодно среди выпускников военных академий и строевых офицеров кадровики отбирают кандидатов на поступление в это элитарное учебное заведение. Кандидата ожидает набор испытаний (тестирование, экзамены и т. п.), по результатам которых он зачисляется на учебу или возвращается на основное место службы. Если говорить о критериях отбора, то они примерно совпадают с теми, что существуют для кандидатов на службу в СВР. Для военных, правда, есть еще требования службы не менее двух лет после окончания военного училища или института.
Что касается Службы внешней разведки, то любой желающий может подать заявление о приеме на работу через пресс-службу СВР РФ.
В российскую внешнюю разведку на оперативные должности сейчас принимают романтиков, патриотов, карьеристов, а также продолжателей династий – сыновей и внуков кадровых сотрудников, готовых переносить все тяготы военной службы. Все они имеют диплом о высшем образовании, высокий уровень интеллекта и великолепное состояние здоровья. Их ожидают ненормированный рабочий день, необходимость анализировать огромный массив информации, общение с различными людьми, постоянные стрессы, риск провести несколько лет в регионе с экстремальными климатическими условиями и скромное вознаграждение за свой нелегкий труд.
Зачем люди идут в разведку
В частных беседах сотрудники кадровых подразделений Службы внешней разведки (СВР) очень просто объясняют, почему предпочтение отдается четырем перечисленным выше категориям. Звучит цинично, но желающих поступить по другим мотивам, например, пожить за рубежом за казенный счет, просят не обращаться. В советское время служба в Первом управлении КГБ (внешняя разведка) или в ГРУ (военная разведка) давала сотруднику возможность в течение нескольких лет вместе с семьей пожить на Западе. Напомним, что для большинства граждан СССР даже турпоездка в одну из соцстран была праздником, который они помнили всю жизнь. Это сейчас можно свободно путешествовать по миру, главное – иметь финансовые возможности для такого времяпровождения. Поэтому тех, кто надеется заработать много денег или объездить за казенный счет весь мир, ждет разочарование. Обычно у них желание служить исчезает после того, как они узнают об уровне зарплаты и о том, что первая загранкомандировка их ожидает года через четыре, причем, скорее всего, в одну из стран третьего мира, где экстремальные климатические и бытовые условия. Зато это не отпугнет продолжателей семейных традиций. Ведь они обо всем этом знают на примере своих отцов и старших братьев, но все равно хотят служить.
Один из жизненных принципов патриотов «есть такая профессия – Родину защищать», а служба в российской внешней разведке – возможность реализовать его на практике.
Для карьеристов учеба в Академии внешней разведки или Военно-дипломатической академии – это шанс выучить два и более иностранных языка и приобрести массу других полезных профессиональных навыков. Да и работа за рубежом или в центральном аппарате тоже прекрасный и эффективный способ получить определенные знания и навыки, которые помогут в жизни.
Есть и четвертая категория – романтики. Они выросли на советских фильмах «Семнадцать мгновений весны», «Щит и меч», «Адъютант его превосходительства» и других. И им не важно, что это красивые киносказки, а в жизни все циничнее и проще. Главное – почувствовать себя на месте этих киногероев.
Хотя одного желания работать в СВР мало, нужно пройти жесткий отбор, когда из сотни соискателей остается один. Именно он и становится разведчиком.
Кто работает в разведке
Всех кадровых сотрудников российской внешней разведки можно условно разделить на две категории: оперативную и техническую.
Представители первой группы непосредственно занимаются оперативной работой: вербовкой агентуры и обработкой полученной информации. За рамками данной статьи оставим работу сотрудников подразделений технической разведки (космической, радиоэлектронной и т. д.) и предъявляемые к ним требования.
Представители второй группы обеспечивают функционирование всех подразделений ведомства – начиная с компьютеров и заканчивая столовой. За небольшим исключением (скажем, шифровальщики) они выполняют примерно ту же самую работу, что и в гражданских организациях. Понятно, что от системного администратора требуется поддерживать компьютеры в работоспособном состоянии, а от повара – своевременно приготовить обед. Разумеется, из-за специфичного места работы к ним предъявляются особые требования. Например, безупречные анкетные данные и т. п. Да и со свободным выездом за рубеж у них порой бывают проблемы, из-за того что они постоянно соприкасаются с госсекретами. В остальном они ничем не отличаются от своих коллег из государственных правительственных учреждений.
Требования, предъявляемые к претендентам на технические должности, значительно ниже, чем к тем, кто хочет служить в оперативных подразделениях. Кого же берут на оперативные должности? Существует набор формальных требований, которым должен соответствовать кандидат:
- российское гражданство и отсутствие второго (иностранного);
- возраст от 22 до 35 лет;
- высшее профессиональное образование «по необходимым для осуществления служебной деятельности специальностям, либо являться студентом выпускного курса вуза, имеющего государственную аккредитацию»;
- быть годным по состоянию здоровья к воинской службе;
- не иметь оснований для отказа в оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (например, он сам или кто-то из его близких родственников постоянно проживает за границей).
Даже если кандидат соответствует всем перечисленным выше требованиям, это не гарантирует прием на службу во внешнюю разведку. Он должен пройти как минимум две проверки. Во-первых, после подачи заявления кандидата в течение года будут проверять сотрудники кадрового подразделения СВР. Возможно, они обнаружат в его повседневной жизни или в отзывах о нем других людей факты, не позволяющие принять его на работу. Например, соискателю будет отказано в приеме, если выяснится его связь с криминальными или экстремистскими организациями либо вскроется его «приверженность к злоупотреблению спиртным и к наркотическим средствам». Будет отказано, если выяснится, что претендент перенес или страдает «заболеваниями, которые могут отрицательно повлиять на эффективность работы сотрудника». Проверка проводится не только по линии ФСБ и МВД, но и путем бесед сотрудников СВР с людьми, которые лично знают кандидата. Так, в середине 90-х годов соискатель в анкете должен был указать имена пяти людей, которые знали его не менее пяти лет и с кем могли бы побеседовать сотрудники кадрового подразделения СВР.
Во-вторых, кандидата ожидает серия бесед с психологами, специальное тестирование на определение степени морально-психологической устойчивости и личных способностей, а также заполнение нескольких анкет. Могут попросить ответить на самые неожиданные вопросы. Например, попросят рассказать не менее чем о семи важнейших событиях в жизни (факты биографии, чувства, планы, встречи и т. п.) или спросят, какие телепередачи он смотрит, какие газеты и журналы читает. Другой вариант вопроса: если бы кандидат оказался на необитаемом острове, то какие три книги или фильма он бы взял с собой? Еще могут попросить рассказать о важнейших внешнеполитических событиях текущего года или оценить «место и роль СВР в условиях перемен, происходящих в нашей стране и в мире». Возможно, соискателю придется назвать пять своих положительных качеств и столько же отрицательных, которые он бы хотел устранить.
В этой связи вспоминается история из жизни. Двое моих однокурсников успешно прошли медкомиссию, у них обоих были безупречные анкеты, но на службу в СВР их не приняли. Как потом мрачно шутили наши общие знакомые, один слишком умный (окончил вуз с красным дипломом), другой, наоборот, глупый (получил синий диплом). А если серьезно, то по своим психологическим качествам они не годились для службы на оперативных должностях в разведке. Один был, скажем так, был «ботаником» и занудой, другой не обладал ярко выраженными качествами лидера и «не был склонен к самостоятельной работе». Зато третьего однокурсника приняли на службу. Он ничем не выделялся из общей массы студентов, но при этом был «душой компании», надежен и самоорганизован.
Вуз – это полигон
Даже прием на службу в СВР на оперативную должность не гарантирует того, что кандидат будет разведчиком. Впереди его ожидают два или три года учебы в Академии внешней разведки (до 1991 года – Краснознаменный институт КГБ имени Ю. В. Андропова).
Полковник в отставке Михаил Фролов в течение 13 лет преподавал в Краснознаменном институте. По утверждению ветерана: «В Краснознаменном институте не только обучали правилам разведки и контрразведки. Львиная доля нашей деятельности состояла в изучении слушателя, его профессиональной пригодности, его личных качеств. Нам надо было определить в конце концов, годится ли слушатель для работы в разведке.
Обучение в нашем институте – своего рода испытательный полигон. Вот я, например, преподавал искусство разведки. Что это значит? Это умение входить в контакт с людьми, умение выбирать нужных нам людей, умение ставить вопросы, которые интересуют нашу страну и наше руководство, умение, если хотите, быть психологом. Поэтому нам приходилось изучить слушателя настолько, чтобы поручиться за него, как за свою правую руку. А в конце учебы на каждого выпускника мы писали характеристики, которые и определяли его судьбу.
Мы просили всех преподавателей, начиная от кафедры контрразведки и заканчивая кафедрой физкультуры, высказать на бумаге свое мнение о слушателях. Затем это все докладывалось руководителю учебного отделения, который уже сводил все вместе: свои собственные наблюдения с наблюдениями этих преподавателей, и писал развернутую, подробную характеристику.
Это был адский труд. А по объему – всего четыре машинописные страницы. Но рассматривалось все: и личные качества, и профессиональные. Мы закрывались на неделю, на две и сидели: писали, писали... В конце характеристики делали вывод о пригодности или непригодности выпускника для работы в разведке».
Еще одна причина для отвода кандидата в разведчики от оперативной работы – неспособность выполнить определенные требования в сфере спецподготовки. Например, слушателю Академии не удается обнаружить установленное за ним наружное наблюдение или завербовать агента во время практических занятий. Чаще всего провалившие экзамен после окончания вуза служат в информационно-аналитических подразделениях или просто уходят из разведки.
Какие качества приветствуются
Оговоримся сразу, не существует универсального набора психологических характеристик, наличие которых гарантирует успешное прохождение отбора. Испытуемый и экзаменатор – живые люди, им свойственно ошибаться или демонстрировать в процессе собеседования все свои положительные качества.
В одном из открытых документов, с которым знакомятся соискатели, перечислены наиболее важные качества: «Преданность Родине, высокоразвитое чувство долга и самодисциплинированность, настойчивость и творческий подход к достижению поставленных целей, хорошо развитая память, умение анализировать, быстро осваиваться в новой ситуации и принимать самостоятельные решения, проявлять разумную инициативу и оправданный риск, способность к продолжительной концентрации внимания и к изучению иностранных языков, коммуникабельность, внутренняя организованность, порядочность в отношении с коллегами, честность и добропорядочность в выполнении служебных обязанностей».
Кроме того, в данном документе указано, что «сотрудники разведки могут быть направлены в командировку в любой регион мира», поэтому «поступающие на службу в разведку должны быть готовы работать в условиях непривычного, иногда тяжелого климата, в странах с неспокойной обстановкой или даже кризисной ситуацией».
Добавим, что еще одно важное требование – готовность длительное время (от нескольких месяцев до нескольких лет) проживать за границей (не обязательно в комфортной и спокойной Европе, ведь могут отправить в жаркую и беспокойную Африку) в отрыве от семьи, родственников и друзей. В большинстве случаев сотрудник заранее не может повлиять на место и сроки командировки. Напомним, что оперативный состав СВР – военнослужащие со всеми вытекающими для них последствиями.
Как пройти в отдел кадров
Система отбора на обучение в Военно-дипломатической академии (кузница кадров для ГРУ) сохранилась без изменений с советских времен. Если не вдаваться в детали, то ежегодно среди выпускников военных академий и строевых офицеров кадровики отбирают кандидатов на поступление в это элитарное учебное заведение. Кандидата ожидает набор испытаний (тестирование, экзамены и т. п.), по результатам которых он зачисляется на учебу или возвращается на основное место службы. Если говорить о критериях отбора, то они примерно совпадают с теми, что существуют для кандидатов на службу в СВР. Для военных, правда, есть еще требования службы не менее двух лет после окончания военного училища или института.
Что касается Службы внешней разведки, то любой желающий может подать заявление о приеме на работу через пресс-службу СВР РФ.