ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ.
1. Приемы правом иного психического воздействия на личность допрашиваемого, противодействующего следствию.
Основа стратегии следователя в ситуации противодействия следствию - раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и нелепости ложных показаний, бес¬перспективности позиции запирательства. Для реализации этой стратегии нужна высокая рефлективность, информационная проницательность, гибкость, способность использования получаемой информации для развития процесса расследования.
В преодолении противодействия лиц, пытающихся дезинформировать следствие, преимущество находится на стороне следователя — он знает материал дела, имеет возможность тщательно подготовиться к допросу, изучить личность допрашиваемого лица, его сильные и слабые стороны, особенности его поведения в конфликтных ситуациях, использовать систему эффективных приемов преодолевая противодействия.
Однако и у следователя возникают свои трудности. Приемы и средства психического воздействия на допрашиваемых лиц имеют предусмотренные законом пределы. Законом запрещено домогательство показаний путем насилия, угроз и других незаконных мер. В судопроизводстве недопустимо психическое насилие, шантаж, угрозы, обман, необоснованна обещания, использование религиозных предрассудков, малокультурности допрашиваемого, незнание им своих прав и т.п. Наряду с этим существуют и нравственно-психологические пределы воздействия - затягивание нервно-эмоциональных срывов, усугубление тяжелых психических состояний нравственно недопустимы.
Однако при решении тактических задач неизбежны жесткие способы психического воздействия, ставящие поведение противодействующего лица в рамки, ограничивающие его решения.
Приемы преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на критическое мышление обвиняемого, его анализ хода следствия. Иногда обвиняемый (подозреваемый) может предвосхитить успехи следствия, которые в действительности еще могут быть не достигнуты. Подведение обвиняемого к такому отражению действительности в тактических целях не только не предосудительно, но и не противоправно. Это и составляет основу успешного тактического взаимодействия с ним.
Приемы психического воздействия имеют сверхзадачу — психологически разоружить противодействующее лицо, содействовать пониманию им негодности, порочности избранных средств противодействия, помочь ему изменить мотивацию поведения. Приемы психического воздействия — не приемы подавления воли допрашиваемого лица, а приемы логического воздействия на его сознание. Они основаны, прежде всего, на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица Основное их психическое назначение — демонстрация ненадежности ложных показаний, их обреченности на изобличение.
Ложность показаний изобличается, прежде всего, имеющимися доказательствами. Объем имеющихся доказательств — предмет усиленной антиципирующей (предвосхищающей) деятельности допрашиваемого. Виновный, как правило, преувеличивает объем имеющихся доказательств, поскольку в его сознании усиленно функционируют все существенные для расследования стороны совершенного им деяния. Защитная доминанта усугубляет эти процессы. (У лица, не совершившего преступление, не может возникнуть преувеличенного представления об объеме имеющихся у следствия доказательств.)
Допрашивая К., подозреваемого в убийстве, следователь рассматривал фотографии, которые были видны К. лишь с обратной стороны. Конверт, из которого были извлечены фотографии, с надписью "Лично прокурору" лежал на столе. Допустимо ли это действие следователя, если даже на фотографиях были изображены пейзажи или популярные киноактрисы? Допустимо, поскольку они ни к чему не обязывали подозреваемого. Однако именно после этого К. признался в совершении преступления, интерпретировав фотографии как уличающие его обстоятельства
Правомерен любой тактический прием психического воздействия, если он не направлен на вымогательство признания, не связан с нарушением норм нравственности, прямой ложью, подавлением воли подследственного лица
Часто приемы психического воздействия реализуются в остроконфликтной форме, вызывая фрустрационное состояние допрашиваемого лица, снижающее возможности его противодействия.
Для усиления фрустрационного воздействия основного уличающего доказательства необходима соответствующая психологическая подготовка его предъявления допрашиваемому, временное переключение его внимания на обстоятельства, как бы благоприятствующие его "легенде". Последующее контрастное воздействие психически будет более действенным. Однако при допросе важно правильно, объективно установить сам факт противодействия, не проявить излишней подозрительности. Нельзя судить о правдивости или не правдивости лишь по эмоциональным проявлениям допрашиваемого — заиканию, покраснению, дрожанию конечностей, и т.п. Не являются индикатором противодействия и различные колебания, сомнения. "Лжец всегда стоит на своем, а правдивей под конец начинает обыкновенно путаться, смущенный возникшими сомнениями в правде своих слов".
Психологически обоснованный тактический прием должен отличаться избирательной направленностью — оказать наибольшее воздействие на психическое состояние виновного и быть нейтральным в отношении невиновных, обладать "шоковым" воздействием — быть неожиданным, заранее нерасшифрованным допрашиваемым лицом.
Шаблонные приемы, примитивные "хитрости" не только не имеют тактической действенности, но и раскрывают перед допрашиваемым лицом тактическую беспомощность следователя.
Приемы психического воздействия на противодействующее лицо, с целью изменения его позиций и получения правдивых показаний, мот быть подразделены на следующие подгруппы:
1) приемы, основанные на использовании отдельных психологических качеств личности допрашиваемого;
2) приемы, основанные на доверии допрашиваемого лица к личности
следователя;
3) приемы осведомления допрашиваемого лица о наличии достоверной доказательственной информации;
4) приемы, создающие у допрашиваемого преувеличенное представление об объеме имеющихся доказательств;
5) приемы повышенного эмоционального воздействия, связанные с предъявлением неожиданной информации.
Обвиняемый (подозреваемый), противодействующий следователю, постоянно оценивает смысл и значение задаваемых ему вопросов, оценивает их как фактор возможного разоблачения. Сама система вопросов следователя создает фон психического напряжения
Не только прямое изобличение во лжи, но и все, что интерпретируется лжецом как приближение к изобличению, ослабляет его психическое состояние, вызывая внутреннее волнение и тревогу. На этом фоне следователь может эффективно использовать прием формирования у подследственного лица преувеличенного представления об информированности следователя. В этих целях следователь может широко использовать данные о личности обвиняемого (подозреваемого), деталях его поведения накануне совершения преступления, его связях, демонстрацию предметов, ассоциирующихся у обвиняемого (подозреваемого) с совершенным преступлением. Последовательность предъявления доказательств должна демонстрировать осведомленность следователя о последовательности преступных действий обвиняемого (подозреваемого).
Одним из приемов правомерного психического воздействия является сокрытие от подследственного лица пробелов в системе доказательств. Проявляя повышенный интерес к второстепенным деталям события, следователь косвенно дает понять, что основное ему уже известно. При этом важно, чтобы допрашиваемому лицу не поступила информация о неосведомленности следователя по тому или иному вопросу, а сам допрашиваемый постоянно допускал "утечку" информации, проявлял информированность о тех обстоятельствах, которые могут быта известны лишь лицу, причастному к расследуемому преступлению. Как уже говорилось, в этих целях широко используется прием "косвенного допроса", когда основные вопросы маскируются под "малоопасные". Так, вопросы, обнаруживающие неосведомленность допрашиваемого об обстоятельствах, которые он должен был бы знать, если бы его алиби не было ложным, приобретают изобличающую направленность.
Большая возможность оказания правомерного психического воздействия заключается в системе предъявления доказательств.
Приведем некоторые правила эффективного предъявления доказательств:
1) перед предъявлением доказательств задать все необходимые вопросы, с тем, чтобы исключить нейтрализующие их уловки обвиняемого или подозреваемого;
2) изобличающие доказательства предъявлять в наиболее тактически целесообразных ситуациях, на фоне психического состояния релаксации (расслабления) или напряженности в зависимости от личностных особенностей допрашиваемого лица;
3) предъявлять доказательства, как правило, по их возрастающей значимости;
4) по каждому доказательству получить объяснение и фиксировать эти объяснения;
5) при признании ложности ранее данных показаний немедленно фиксировать новые показания и удостоверять их подписью допрашиваемого лица;
6) всемерно раскрывать криминалистическое значение предъявляемых доказательств.
Одно из основных средств психического воздействия — вопрос следователя. Он
содержит в себе направленность следственного поиска, передает другому лицу информационную направленность спрашивающего. Так вопрос: "Сколько человек находилось в помещении?" несет в себе сведения об информированности следователя о том, что в определенном месте, в определенное время находились люди, причастные к преступлению. Этот вопрос допускает и мысль о том, что следователю, возможно, известно, и кто там находился.
В тактических целях вопрос можно поставить таким образом, чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица или активизировать его предвосхищающую деятельность. Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобличает и чувствует меру приближения вопрос следователя к изобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только то, что спрашивается, но и то, для чего спрашивается. Вопросы следователя должны быть обоснованными, не носить характера "ловушек" (типа "где спрятаны вещи?", если не установлено, что вещи похищены данным лицом).
В тактических целях следователь широко использует противодействующие вопросы. Противодействующие вопросы парируют предыдущие ответы, вскрывая их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя, противодействуют ложным установкам допрашиваемого. Эти вопросы-реплики демонстрируют информационную вооруженность следователя, но расследуемому эпизоду, предупреждают о невозможности ввести следствие в заблуждение.
Изобличающие вопросы используются в ситуации противодействия следствию. Они связаны с изобличением ложности показаний.
Чем ближе следователь к тактическому выигрышу, тем выше опасность для обвиняемого, тем активнее его оборонительные действия Реорганизация его оборонительных действий поспешна, в ней обнаруживаются слабые места. Все это свидетельствует о необходимости идти на создание трудных, иногда остроконфликтных ситуаций, содействующих тактическому успеху следователя.
Напряженные психические состояния обвиняемого вызываются, конечно, не грубостью, не психическим насилием, а подачей в наиболее подходящие моменты такой информации, которая резко нарушает сложившийся стереотип поведения на допросе, делает невозможным продолжение избранной линии поведения.
Действенный тактический прием изобличения виновного путем оказания на него правомерного психического воздействия — использование улик поведения. Поведение виновного после совершения преступления психологически резко отличается от поведения невиновного. Так или иначе, поведение преступника после совершения преступления обусловленное фактором преступления, причинно связано с ним.
К уликам поведения относятся:
1) посещение места происшествия с целью фальсификации подлинных: обстоятельств,
2) меры по дополнительному сокрытию следов преступления,
3) отрицание очевидных факторов в силу гипертрофии защитной доминанты,
4) молчание о разоблачающем факте, о лицах, связанных с преступлением или знающих о нем,
5) сообщение о деталях события, которые могут быть известны только преступнику, и др.
Позиция допрашиваемого лица его причастность к расследуемому событию диагностируются и по некоторым внешним проявлениям его поведения на допросе:
- невиновный, как правило, отвечает на прямое обвинение бурной, отрицательной реакцией; виновный часто придерживается выжидательной позиции, ждет, чтобы допрашивающий выложил "все карты";
- невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергает их фактическими доводами; виновный уходит от соприкосновения с конкретными обвинениями, особенно избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно;
- невиновный аргументирует свою невиновность общим социально положительным стилем своего поведения, положительными личностными качествами; социально деформированный виновный пренебрегает подобными аргументами;
- невиновный остро переживает перспективу позора осуждения сослуживцев, начальства, близких и знакомых; виновный интересуется лишь возможным наказанием.
Поведенческие особенности допрашиваемого не имеют доказательственного значения. Однако они могут быть использованы для определения тактических приемов расследования.
В тех случаях, когда в поведении обвиняемого проявляются колебания в выборе линии поведения, необходимо использовать прием накопления положи тельных ответов. Вначале задаются такие вопросы, на которые можно получить лишь положительные ответы, формирующийся стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить в дальнейшем получение ответов и на трудные вопросы.
Действия следователя, предъявляемая им информация могут иметь большую силу воздействия, если касаются "слабого места" в позиции обвиняемого, если эта информация допускает многозначность ее трактовки. Особенно большую изобличающую силу имеет получение следователем таких сведений, которые могут быть известны лишь участнику расследуемого события.
Успешность допроса зависит от превосходства рефлексирующей деятельности следователя над рефлексирующей деятельностью обвиняемого.
Позиция запирательства обвиняемого или подозреваемого не должна перерастать в межличностный конфликт между этими лицами и следователем. Владея эффективной тактикой расследования, используя имеющиеся доказательства, приемы правомерного психического воздействия, следователь изобличает виновного, а не конфликтует с ним.
Значительные трудности возникают при допросе обвиняемого-рецидивиста, имеющего опыт поведения при допросах, владеющего в известной мере тактикой противодействия следователю. Глубокая аморальность, пораженность социально-положительных связей, приверженность субкультуре преступного мира, завышенный уровень притязаний, дерзость, агрессивность — все это требует особой тактики взаимодействия с рецидивистом.
Рецидивисты, имея некоторые правовые познания, правильно оценивают уличающие доказательства и во многих случаях после их предъявления не ведут бессмысленного противодействия следствию. Допрос рецидивиста нужно начинать сразу с существа дела, неожиданно предъявляя наиболее значимое для него основное доказательство.
В случаях специального рецидива следователь может использовать архивные дела и изучить тактику поведения данного рецидивиста при расследовании его прежних преступлений. Следует также обстоятельно изучить биографию и личностные особенности рецидивиста, выявить его взаимосвязи в микросреде (до ареста и после ареста).
Обычно рецидивисты тщательно продумывают свои ложные показания, ложные показания, готовят лжесвидетелей, уничтожают доказательства, стремятся опорочить деятельность следователя, оказывают на него давление. В ряде случаев допрос рецидивиста проводить в присутствии прокурора, руководителя следственной группы или следственного отдела. При этом согласуется тактика параллельного воздействия рецидивиста Обострение отношений со стороны одного допрашиваемого может использоваться как фон для психологического контакта с другими допрашиваемым.
Возможное дерзкое, грубое поведение рецидивиста при допросе повышает требования к выдержке, хладнокровию, эмоциональной устойчивости следователя. Корректность, терпеливость объективность, незлобивость следователя — важнейшие предпосылки эффективности допроса. Грубость, нервозность, жаргонные слова, угрозы, несдержанность и мимические излишества и т.д. — показатели слабости ею позиции.
Одно из средств, предупреждения возможного последующею отказа рецидивиста от ранее данных показаний — собственноручное написание обвиняемым показаний и использование магнитофонной записи.
Допрос обвиняемых, имеющих физические и психические недостатки, проводится при защитнике. Присутствие третьего лица на допросе связано с рядом социально-психологических обстоятельств — при этом сложнее установить коммуникативный контакт. Чувствуя поддержку защитника, противодействующее лицо нередко укрепляется в своей ложно занятой позиции. Все это требует более тщательной подготовки к допросу, выдвижения на передний план тех вопросов, которые укрепляют позиции следователя. Следователь должен широко пользоваться своим правом определять, когда защитник может задать вопрос подзащитному. Защитник не имеет права задавать наводящие и подсказывающие вопросы, провоцирующие ложные ответы или раскрывающие данные, не известные обвиняемому. Между следователем и защитником не должно возникать отношений соперничества, конфликтного взаимодействия. Защитник не наделен функциями контроля над следователем; его функция — оказание юридической помощи подзащитному лицу. Участие защитника не должно также ослаблять внимание следователя и к обстоятельствам оправдательного характера
Обвиняемому с физическими и психическими недостатками следует особенно тщательно и понятно объяснить фактическое содержание обвинения, его юридическое значение, разъяснить все его права и обязанности. Психическая деятельность этой категории допрашиваемых замедленна, может отличаться неадекватностью, неправильной интерпретацией поведения следователя. Повышенное чувство опасности может усилить проявления конформности, привести к понижению критичности мышления, ослаблению процессов воспроизведения.
В допросе может участвовать и прокурор. Он вправе задавать вопросы допрашиваемому, рекомендовать следователю использовать те или иные правомерные тактические приемы, делать замечания по поводу соблюдения процессуальных требований. Все это может психологически ограничивать поведение следователя. Однако во всех ситуациях следователь должен помнить о полной своей независимости и ответственности только перед законом.
2. Психологические приемы допроса в бесконфликтной ситуации
Постановка личностно значимых вопросов, вовлекающих в беседу, снятие эмоциональной напряженности, формирование мыслительной задачи. Актуализация интереса к обстоятельствам:
а) входящим в предмет доказывания,
б) содействующих обнаружению доказательств,
в) необходимых для проверки и оценки доказательств,
г) необходимых для достижения промежуточных целей расследования.
д) тактически значимых для допроса других лиц.
Раскрытие гражданской значимости добросовестной позиции в ситуации нерешительности допрашиваемого. Раскрытие личностного смысла правдивых показаний.
Опора на положительные качества и личные заслуги допрашиваемого лоща. Оказание мнемической ( ) помощи: возбуждение ассоциаций по смыслу, временной и пространственной смежности, сходству и контрасту, привязка к личностно значимым обстоятельствам, разноплановый детализирующий допрос.
3. Психологические приемы допроса в ситуации противодействия
Установление психологического контакта, устранение эмоционального и смыслового барьера; проявление сопереживания и понимания психического состояния допрашиваемого; использование оперативно-розыскных и экспертных данных; предъявление доказательств по возрастающей степени их значимости; использование фактора внезапности, временная маскировка цели допроса и имеющегося объема доказательств; создание у допрашиваемого представления о значительном объеме имеющихся доказательств; демонстрация осведомленности следователя в деталях расследуемого события; опора на положительные качества допрашиваемого, использование антипатий к отдельным участникам преступления; предъявление доказательств, требующих детализации показаний, раскрытие противоречий в показаниях, предъявление опровергающих доказательств, постановка изобличающих косвенных вопросов, создание ситуаций, заставляющих проговариваться.
4. Психологические приемы изобличения допрашиваемого во лжи
Постановка вопросов, второстепенных с точки зрения допрашиваемого, но фактически изобличающих причастность лица к расследуемому событию. Использование приема "развертывания лжи". Повторный детализирующий допрос по одним и тем же обстоятельствам. Создание преувеличенного представления об осведомленности следователя. Внезапная постановка ключевых вопросов, предъявление решающих доказательств. Использование акцентуаций характера, "слабых мест" личности допрашиваемого.
Раскрытие личностного смысла дани правдивых показаний.
- Создание психически напряженных состояний на фоне пренебрежения другими участниками группового преступления интересами допрашиваемого.
- Со всеми лицами, вызванными для участия в допросе несовершеннолетнего, обязательна предварительная беседа следователя, который инструктирует их о правилах ведения допроса (о недопустимости наводящих вопросов, пререканий, оценки предъявляемых доказательств и т. п.).
- Приглашение на допрос несовершеннолетнего его родителей в большинстве случаев нецелесообразно из-за возможного' их негативного влияния на подростка (они допрашиваются отдельно).
- При неуверенности следователя в способности несовершеннолетнего правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания, осознавать значение своих действий, назначается судебно - психологическая экспертиза.
В заключение отметим, что допрос — следственное действие, органически связанное с рядом других следственных действий - очной ставкой, проверкой показаний на месте, предъявлением объектов дня опознания, следственным экспериментом. Результаты допроса в ряде случаев определяют задачи этих следственных действий, а результаты указанных действий могут вызвать необходимость повторного допроса
5. Система приемов правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию
Каким арсеналом средств правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию, располагает следователь?
Судебная психология рекомендует ряд приемов правомерного психического воздействия в ситуациях противодействия:
1) ознакомление противодействующего лица с системой имеющихся доказательств, раскрытие их юридического значения, убеждение в бесполезности противодействия следователю; разъяснение преимуществ чистосердечного раскаяния;
2) создание у подследственного лица субъективных представлений об объеме доказательств, оставление его в неведении относительно фактически имеющихся доказательств;
3) исправление ошибочных представлений о неосведомленности следователя;
4) создание условий для действий подследственного лица, ведущих к его разоблачению; временное попустительство уловкам, совокупность которых может иметь разоблачающее значение;
5) система предъявления улик по возрастающей их значимости, внезапное предъявление наиболее значимых, изобличающих доказательств;
6) совершение следователем действий, допускающих их многозначное толкование подследственным лицом;
7) использование внезапности, дефицита времени и информации для продуманных контрдействий противодействующего лица;
8) демонстрация возможностей объективного установления скрываемых обстоятельств независимо от его показаний.
Расследуя дело о получении взяток за продажу стиральных машин "Вятка", следователь установил два факта получения продавцом А. взяток от В. и С. Ознакомившись с порядком установки этих машин на дому, следователь узнал, что они требуют специального монтажа работником соответствующей мастерской. Следователь сообщил подследственному, каким путем он может выявить всех лиц, которым А. продавал машины, но предложил ему чистосердечно признаться в своей вине, что будет квалифицироваться судом как смягчающее обстоятельство. После этого А. назвал еще S покупателей, от которых получал взятки.
Большое психологическое воздействие на подследственного оказывает предъявление ему вещественных доказательств и раскрытие их разоблачающего значения, возможностей судебной экспертизы.
Следователь учитывает и использует эмоциональные реакции обвиняемого на те вещественные доказательства, которые значимы лишь для него и нейтральны сами по себе. Так, предъявление обуви и одежды убитого эмоционально значимо для виновного и нейтрально для невиновного. Но роль эмоциональных реакций в расследовании не следует преувеличивать. Они могут возникнуть по разным причинам.
В некоторых случаях запирающееся лицо может интерпретировать свои эмоциональные проявления как "провал", выдачу "тайны".
В целях правомерного психического воздействия возможна постановка перед подследственным лицом мыслительных задач, связанных с логикой расследуемого события.
Повышенная психическая активность обвиняемого в случае его причастности к расследуемому преступлению может сопровождаться острым повторным переживанием отдельных эпизодов преступления.
При осмотре магазина, из которою была совершена кража, следователь, обнаружил на полу под окном шерстяное одеяло. На одеяле имелось несколько вмятин, характер которых позволял предположить, что его несколько раз пытались повесить на забитый в верхнюю часть оконной рамы гвоздь, в связи с тем, что уличный фонарь хорошо освещал внутреннюю часть помещения магазина. Подозрение в краже пало на некоего П. Во время допроса ему был задан только один вопрос: "Как вы думаете, был ли виден прохожим преступник, который пытался занавесить окно магазина?" Помня о том, что одеяло неоднократно падало и его пришлось вновь вешать, стоя у ярко освещенного окна П. решил, что его увидел и опознал кто-то из знакомых. Считая себя разоблаченным, П. признал свою вину.
Многие из приемов воздействия на противодействующее следствию лицо связано с формированием определенного "образа следователя".
Следователь должен рефиксировать реакции подследственного лица в отношении своих дело действий и предъявляемы? доказательств, устранять все то, что может привести хотя бы даже к временному успеху противодействия, упрочнению установки на запирательство, воздерживаться от взаимодействия с подследственным лицом в тактически невыгодных ситуациях. В тактически наиболее благоприятных ситуациях следователь усиливает свое правомерное воздействие, используя психический эффект "накопления чувств".
Юридическая деятельность особенно повышена эмоциональными проявлениями. Она в значительной мере связана с экстремальными ситуациям межличностным конфликтом взаимодействием. Расследование преступлений невозможно без учета и оценки влияния эмоций на поведение человека. Такое проявление эмоция, как сильное дуги - иное волнение, требует его профессионального диагностирования.
Следователю необходимо регулировать и собственную эмоциональную сферу, ибо его деятельность отличается большими эмоциональными перегрузками, связанными с ответственностью принимаемых решений, дефицитом информации, времени, противодействием отдельных лиц. Эмоции и чувства — важный фактор взаимодействия следователя с участниками следствия. Эмоциональные состояния обвиняемого и подозреваемого учитываются в диагностических целях. Они могут и специально стимулироваться в тактических яслях. Следователь должен правильно выбирать эмоциональную и ситуацию для постановки узловых вопросов. Предъявляя улики в последовательности возрастания их значимости, диагностируя и изобличая ложные показания, следователь создает у допрашиваемых лиц соответствующие эмоциональные состояния. При оценке эмоциональных состояний следует адекватно интерпретировать их значение. Замешательство человека, его смущенность отнюдь не всегда свидетельствует о желании скрыть истину. Смех человека не всегда свидетельствует о его веселом настроении. «Свидетель может страдать навязчивыми состояниями без навязчивых идей. Он может быть не в состоянии удержаться от непроизвольной и неуместной улыбки, oт судорожного смеха, от боязни покраснеть, под влиянием которой кровь бросается ему в лицо и уши... Надо в этих случаях слушать, что говорит свидетель, совершенно, исключая из оценки сказанного то, чем оно сопро¬вождалось»!