В. Семенов, старший прокурор управления Генеральной прокуратуры РФ.
Новое уголовно-процессуальное законодательство и наука уголовно-процессуального права существенно изменили всю концепцию уголовного судопроизводства, которая направлена на реализацию принципа состязательности и равноправия сторон.
С этих позиций, а также с учетом требований международных организаций следует констатировать, что назрела необходимость закрепления в законе иных правовых средств, направленных на защиту законных интересов участников уголовного процесса. В качестве одного из них предлагается регламентировать в УПК РФ сбор частным детективом сведений по уголовному делу на договорной основе с участниками уголовного процесса (п. 7 ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").
Обратимся к опыту детективной деятельности за рубежом. Частный сыск получил широкое распространение в США, Великобритании, Германии, Италии, Канаде, Франции, Японии и других странах. В ряде стран детективы активно участвуют в расследовании преступлений, вплоть до производства отдельных следственных действий.
Например, в США каждый гражданин может нанять частного детектива для расследования любого дела. При этом частный детектив может производить непроцессуальные действия, которые могли бы послужить основанием для привлечения лица к уголовной ответственности. Под непроцессуальными действиями понимаются: получение объяснений у пострадавших от преступления, очевидцев, а также других лиц, которые могут быть привлечены к процессу в качестве его участников; собирание предметов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств; истребование документов.
В некоторых штатах США частным детективам разрешено производство арестов подозреваемых в совершении преступления, обыски, выемки, использование средств электронного наблюдения. Причем детектив, действуя без судебного ордера, должен быть уверенным, что задержанное им лицо совершило преступление. В противном случае за необоснованное задержание суд может оштрафовать его на крупную денежную сумму. В процедуре ареста есть еще одна особенность: частный детектив, как правило, не имеет права допрашивать арестованного, а должен передать его сотруднику полиции или судье.
В Германии сыскной деятельностью занимаются детективы и частные детективные агентства, причем приоритет отдается индивидуальной сыскной деятельности. Детективы занимаются частным расследованием в основном преступлений экономического характера.
В Великобритании частный детектив, как правило, работает совместно с адвокатами - солиситорами. Такая кооперация очень продуктивна и выгодна клиенту и обеим сторонам. Солиситор, выбрав детектива, ставит перед ним определенные задачи, поскольку он руководит расследованием. Детективы осуществляют уголовное преследование на тех же основаниях, что и полиция. Детектив обладает широкими правами по расследованию вплоть до ареста лица, совершающего или совершившего преступление, влекущее наказание в виде лишения свободы на срок не менее 5 лет.
Собрав достаточно информации, детектив и солиситор делают от имени заказчика заявление об обвинении. Это означает, что магистрат ставят в известность о преступлении, в связи с которым требуется приказ о вызове лица в суд.
Как видим, в зарубежных государствах частный сыск оказывает активное содействие государственным органам в борьбе с преступностью. Государство при этом поощряет деятельность частных детективных структур и детективов, законодательно ее регулирует и предоставляет им обширные права.
Представляется, что более чем столетний опыт Франции, США, Великобритании и других стран в создании процессуальных условий для детективной деятельности может быть полезен и для России, имеющей для этой деятельности исторические, юридические и фактические условия. Однако это не означает, что уже сегодня следует предоставить российским частным сыщикам полномочия, которыми обладают их зарубежные коллеги. Как показывает практика, слепое копирование нередко приводит к негативным результатам.
На различных этапах развития России государство меняло отношение к частной детективной деятельности - от полного отрицания до законодательного разрешения возможности сбора сведений в пользу участника уголовного процесса на договорной основе.
Закон о частной детективной деятельности в России принят тринадцать лет назад. Однако реализовать его практически невозможно, поскольку УПК Российской Федерации эту деятельность не регулирует, а среди некоторых работников правоохранительных органов бытует мнение, что участие детектива в сборе сведений по уголовному делу будет препятствовать его расследованию и может превратиться в параллельное следствие.
Представляется, что для такого рода опасений оснований нет, поскольку деятельность детектива должна осуществляться в рамках закона и быть направлена на получение объективной информации, которая при соблюдении предусмотренных уголовно-процессуальных условий может быть преобразована в доказательства по уголовному делу. Процесс проверки собранной детективом информации и преобразования ее в уголовно-процессуальные доказательства требует законодательного регулирования в УПК РФ.
Ряд участников уголовного процесса (потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, гражданский ответчик и др.) вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для их приобщения к уголовному делу в качестве доказательств. УПК (ст. 86), предоставляя им это право, не определяет способы собирания и представления документов и предметов. Поэтому в тех случаях, когда они сами не имеют возможности в силу тех или иных причин собрать для защиты своих прав и интересов документы и предметы, то могут обратиться за помощью к частному сыщику, заключив с ним договор.
Частный сыщик по договору с участником процесса может собрать для него информацию, в частности установить очевидцев преступления, место нахождения предметов и документов, которые могут быть приобщены к уголовному делу в качестве доказательств.
Кроме того, собирая сведения, сыщик может непосредственно воспринимать факты и обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, о которых может дать показания на допросе в качестве свидетеля.
Сведения, собранные сыщиком, не только могут иметь значение в стадии расследования, но и послужить основанием для возбуждения уголовного дела. Незаменимым сыщик может стать при подготовке материалов по делам частного обвинения.
Следует заметить, что он может собирать сведения как для стороны обвинения, так и защиты, уравнивая права сторон.
Изложенное наглядно свидетельствует, что участие частного сыщика в уголовном процессе не только не противоречит его основным принципам, но, наоборот, служит одной из гарантий реализации участниками уголовного судопроизводства их прав, способствует решению задач и достижению целей правосудия.
Сбор сведений по уголовному делу частным сыщиком может производиться только лицом, имеющим такой статус. Частным сыщиком является гражданин Российской Федерации, работающий в сыскной организации или получивший в установленном законом порядке лицензию на осуществление сыскной деятельности и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Для признания частным сыщиком необходимо получить лицензию на негосударственную (частную) сыскную деятельность. Порядок лицензирования регулируется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступившим в силу с 11 февраля 2002 г.
Законом установлено, кому лицензия на частную сыскную деятельность не выдается:
- не достигшим двадцати одного года;
- состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания;
- имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
- которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса о виновности в установленном законом порядке);
- уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
- бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной охранной и сыскной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год.
Законность частной сыскной деятельности обеспечивается правовыми ограничениями, которые можно условно разбить на пять категорий:
1) запреты на совершение действий, ставящих под угрозу права и свободы человека и гражданина, поскольку некоторые из них сходны с действиями субъектов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности:
- сбор сведений,связанных с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
- осуществление видео- и аудиозаписи, фото- и киносъемки в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
- действия, посягающие на права и свободы граждан;
- действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
2) запреты скрывать от правоохранительных органов сведения о готовящихся или совершенных преступлениях;
3) запреты на действия частного сыщика вопреки интересам своего клиента:
- фальсификацию материалов или введение в заблуждение клиента;
- разглашение собранной информации, использование ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
4) запреты на действия определенного характера:
- выдачу себя за сотрудника правоохранительных органов;
- передачу своей лицензии для использования ее другими лицами;
5) запреты на занятие иной деятельностью. Частная сыскная деятельность должна быть у сыщика основным занятием, т.е. он должен заниматься ей постоянно и получать доходы именно за оказание сыскных услуг клиентам. Особо оговорен запрет на совмещение сыскной деятельности с государственной службой или выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
В Законе, регулирующем частную детективную деятельность (ч. 1 ст. 5), приведен исчерпывающий перечень методов сбора сведений, используемых в частной сыскной деятельности: устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг.
Собранная частным сыщиком информация должна соответствовать определенным условиям:
Во-первых, сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, должны быть относимы к уголовному делу, по которому заключен договор с участником процесса.
Во-вторых, содержать указание на источник получения этой информации или предмета. Если в материалах, представленных частным сыщиком, полученная им информация сообщается обезличенно, без указания источника, она не может использоваться в доказывании.
В-третьих, должна существовать возможность проверить законность их получения: входит ли указанный вид частной сыскной деятельности, в результате которого получены сведения, в перечень, установленный Законом от 11 марта 1992 г. (п. 7 ч. 2 ст. 3); имелись ли основания для частного сыскного действия, в частности соблюден ли установленный порядок получения информации; проведены ли мероприятия по сбору сведений правомочным лицом - частной сыскной организацией или частным сыщиком.
В-четвертых, полученные сведения должны содержать данные, позволяющие проверить их в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
После передачи участнику процесса этой информации тот может передать отчет и другие предметы и документы лицу, осуществляющему производство по уголовному делу. При этом может быть заявлено ходатайство о проведении определенных процессуальных действий.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным в УПК РФ ввести статью о частном сыщике, его правах и обязанностях. В частности, предоставить ему право заключения договора на сбор сведений с участниками уголовного процесса, указанных в ч. ч. 2 и 3 ст. 86 УПК. В качестве обязанности частного сыщика указать необходимость в течение суток с момента заключения договора с участником уголовного процесса сообщить об этом следователю (дознавателю). При этом в уведомлении указать, с кем из участников уголовного процесса заключен договор и предмет договора.
Учитывая конституционное положение о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, участие частного сыщика в уголовном процессе только повысит возможность реального доступа граждан к правосудию. Его участие может стать одной из форм дополнительного обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 N 128-ФЗ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
ЗАКОН РФ от 11.03.1992 N 2487-1
"О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Законность, 2005, N 7
Новое уголовно-процессуальное законодательство и наука уголовно-процессуального права существенно изменили всю концепцию уголовного судопроизводства, которая направлена на реализацию принципа состязательности и равноправия сторон.
С этих позиций, а также с учетом требований международных организаций следует констатировать, что назрела необходимость закрепления в законе иных правовых средств, направленных на защиту законных интересов участников уголовного процесса. В качестве одного из них предлагается регламентировать в УПК РФ сбор частным детективом сведений по уголовному делу на договорной основе с участниками уголовного процесса (п. 7 ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").
Обратимся к опыту детективной деятельности за рубежом. Частный сыск получил широкое распространение в США, Великобритании, Германии, Италии, Канаде, Франции, Японии и других странах. В ряде стран детективы активно участвуют в расследовании преступлений, вплоть до производства отдельных следственных действий.
Например, в США каждый гражданин может нанять частного детектива для расследования любого дела. При этом частный детектив может производить непроцессуальные действия, которые могли бы послужить основанием для привлечения лица к уголовной ответственности. Под непроцессуальными действиями понимаются: получение объяснений у пострадавших от преступления, очевидцев, а также других лиц, которые могут быть привлечены к процессу в качестве его участников; собирание предметов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств; истребование документов.
В некоторых штатах США частным детективам разрешено производство арестов подозреваемых в совершении преступления, обыски, выемки, использование средств электронного наблюдения. Причем детектив, действуя без судебного ордера, должен быть уверенным, что задержанное им лицо совершило преступление. В противном случае за необоснованное задержание суд может оштрафовать его на крупную денежную сумму. В процедуре ареста есть еще одна особенность: частный детектив, как правило, не имеет права допрашивать арестованного, а должен передать его сотруднику полиции или судье.
В Германии сыскной деятельностью занимаются детективы и частные детективные агентства, причем приоритет отдается индивидуальной сыскной деятельности. Детективы занимаются частным расследованием в основном преступлений экономического характера.
В Великобритании частный детектив, как правило, работает совместно с адвокатами - солиситорами. Такая кооперация очень продуктивна и выгодна клиенту и обеим сторонам. Солиситор, выбрав детектива, ставит перед ним определенные задачи, поскольку он руководит расследованием. Детективы осуществляют уголовное преследование на тех же основаниях, что и полиция. Детектив обладает широкими правами по расследованию вплоть до ареста лица, совершающего или совершившего преступление, влекущее наказание в виде лишения свободы на срок не менее 5 лет.
Собрав достаточно информации, детектив и солиситор делают от имени заказчика заявление об обвинении. Это означает, что магистрат ставят в известность о преступлении, в связи с которым требуется приказ о вызове лица в суд.
Как видим, в зарубежных государствах частный сыск оказывает активное содействие государственным органам в борьбе с преступностью. Государство при этом поощряет деятельность частных детективных структур и детективов, законодательно ее регулирует и предоставляет им обширные права.
Представляется, что более чем столетний опыт Франции, США, Великобритании и других стран в создании процессуальных условий для детективной деятельности может быть полезен и для России, имеющей для этой деятельности исторические, юридические и фактические условия. Однако это не означает, что уже сегодня следует предоставить российским частным сыщикам полномочия, которыми обладают их зарубежные коллеги. Как показывает практика, слепое копирование нередко приводит к негативным результатам.
На различных этапах развития России государство меняло отношение к частной детективной деятельности - от полного отрицания до законодательного разрешения возможности сбора сведений в пользу участника уголовного процесса на договорной основе.
Закон о частной детективной деятельности в России принят тринадцать лет назад. Однако реализовать его практически невозможно, поскольку УПК Российской Федерации эту деятельность не регулирует, а среди некоторых работников правоохранительных органов бытует мнение, что участие детектива в сборе сведений по уголовному делу будет препятствовать его расследованию и может превратиться в параллельное следствие.
Представляется, что для такого рода опасений оснований нет, поскольку деятельность детектива должна осуществляться в рамках закона и быть направлена на получение объективной информации, которая при соблюдении предусмотренных уголовно-процессуальных условий может быть преобразована в доказательства по уголовному делу. Процесс проверки собранной детективом информации и преобразования ее в уголовно-процессуальные доказательства требует законодательного регулирования в УПК РФ.
Ряд участников уголовного процесса (потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, гражданский ответчик и др.) вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для их приобщения к уголовному делу в качестве доказательств. УПК (ст. 86), предоставляя им это право, не определяет способы собирания и представления документов и предметов. Поэтому в тех случаях, когда они сами не имеют возможности в силу тех или иных причин собрать для защиты своих прав и интересов документы и предметы, то могут обратиться за помощью к частному сыщику, заключив с ним договор.
Частный сыщик по договору с участником процесса может собрать для него информацию, в частности установить очевидцев преступления, место нахождения предметов и документов, которые могут быть приобщены к уголовному делу в качестве доказательств.
Кроме того, собирая сведения, сыщик может непосредственно воспринимать факты и обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, о которых может дать показания на допросе в качестве свидетеля.
Сведения, собранные сыщиком, не только могут иметь значение в стадии расследования, но и послужить основанием для возбуждения уголовного дела. Незаменимым сыщик может стать при подготовке материалов по делам частного обвинения.
Следует заметить, что он может собирать сведения как для стороны обвинения, так и защиты, уравнивая права сторон.
Изложенное наглядно свидетельствует, что участие частного сыщика в уголовном процессе не только не противоречит его основным принципам, но, наоборот, служит одной из гарантий реализации участниками уголовного судопроизводства их прав, способствует решению задач и достижению целей правосудия.
Сбор сведений по уголовному делу частным сыщиком может производиться только лицом, имеющим такой статус. Частным сыщиком является гражданин Российской Федерации, работающий в сыскной организации или получивший в установленном законом порядке лицензию на осуществление сыскной деятельности и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Для признания частным сыщиком необходимо получить лицензию на негосударственную (частную) сыскную деятельность. Порядок лицензирования регулируется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступившим в силу с 11 февраля 2002 г.
Законом установлено, кому лицензия на частную сыскную деятельность не выдается:
- не достигшим двадцати одного года;
- состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания;
- имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
- которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса о виновности в установленном законом порядке);
- уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
- бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной охранной и сыскной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год.
Законность частной сыскной деятельности обеспечивается правовыми ограничениями, которые можно условно разбить на пять категорий:
1) запреты на совершение действий, ставящих под угрозу права и свободы человека и гражданина, поскольку некоторые из них сходны с действиями субъектов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности:
- сбор сведений,связанных с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
- осуществление видео- и аудиозаписи, фото- и киносъемки в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
- действия, посягающие на права и свободы граждан;
- действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
2) запреты скрывать от правоохранительных органов сведения о готовящихся или совершенных преступлениях;
3) запреты на действия частного сыщика вопреки интересам своего клиента:
- фальсификацию материалов или введение в заблуждение клиента;
- разглашение собранной информации, использование ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
4) запреты на действия определенного характера:
- выдачу себя за сотрудника правоохранительных органов;
- передачу своей лицензии для использования ее другими лицами;
5) запреты на занятие иной деятельностью. Частная сыскная деятельность должна быть у сыщика основным занятием, т.е. он должен заниматься ей постоянно и получать доходы именно за оказание сыскных услуг клиентам. Особо оговорен запрет на совмещение сыскной деятельности с государственной службой или выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
В Законе, регулирующем частную детективную деятельность (ч. 1 ст. 5), приведен исчерпывающий перечень методов сбора сведений, используемых в частной сыскной деятельности: устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг.
Собранная частным сыщиком информация должна соответствовать определенным условиям:
Во-первых, сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, должны быть относимы к уголовному делу, по которому заключен договор с участником процесса.
Во-вторых, содержать указание на источник получения этой информации или предмета. Если в материалах, представленных частным сыщиком, полученная им информация сообщается обезличенно, без указания источника, она не может использоваться в доказывании.
В-третьих, должна существовать возможность проверить законность их получения: входит ли указанный вид частной сыскной деятельности, в результате которого получены сведения, в перечень, установленный Законом от 11 марта 1992 г. (п. 7 ч. 2 ст. 3); имелись ли основания для частного сыскного действия, в частности соблюден ли установленный порядок получения информации; проведены ли мероприятия по сбору сведений правомочным лицом - частной сыскной организацией или частным сыщиком.
В-четвертых, полученные сведения должны содержать данные, позволяющие проверить их в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
После передачи участнику процесса этой информации тот может передать отчет и другие предметы и документы лицу, осуществляющему производство по уголовному делу. При этом может быть заявлено ходатайство о проведении определенных процессуальных действий.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным в УПК РФ ввести статью о частном сыщике, его правах и обязанностях. В частности, предоставить ему право заключения договора на сбор сведений с участниками уголовного процесса, указанных в ч. ч. 2 и 3 ст. 86 УПК. В качестве обязанности частного сыщика указать необходимость в течение суток с момента заключения договора с участником уголовного процесса сообщить об этом следователю (дознавателю). При этом в уведомлении указать, с кем из участников уголовного процесса заключен договор и предмет договора.
Учитывая конституционное положение о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, участие частного сыщика в уголовном процессе только повысит возможность реального доступа граждан к правосудию. Его участие может стать одной из форм дополнительного обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 N 128-ФЗ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
ЗАКОН РФ от 11.03.1992 N 2487-1
"О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Законность, 2005, N 7