Свяжитесь с нами в мессанджерах или по телефону.

whatsapp telegram viber phone phone
+79214188555

Правовые основы осуществления пропускного и внутриобъектового режимов на объектах частной охраны

Патрушев Михаил Владимирович

Приватный уровень доступа
Действительный члены НП "МОД"
Регистрация
25 Январь 2011
Сообщения
2.445
Реакции
203
Баллы
63
Адрес
Сочи
Правовые основы осуществления пропускного и внутриобъектового режимов на объектах частной охраны
Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008г. №272-ФЗ сделал охранному сообществу подарок. Статья 2 п.3 внесла изменение в виды охранных услуг, дополнив их содержание подп. 6 и 7, а именно:

- «6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

- 7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

То есть, иными словами, частным охранным организациям разрешено обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режимы на объектах различной сложности. Но что это такое?

Определение можно найти в Федеральном законе от 14 апреля 1999 года №77-ФЗ «О ведомственной охране», в нем в ст. 1 дано определение основным понятиям:

пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

внутриобъектовый режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.



Законодатель в проекте Федерального закона №404999-4 предлагает внести в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» аналогичные понятия.

Таким образом, предлагается рассматривать пропускной и внутриобъектовый режимы исходя из предложенных формулировок.

Внутриобъектовый режимпорядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.

В процессе обеспечения личной безопасности термин «внутриобъектовый режим» связан прежде всего с допуском на территорию мест постоянного жительства, работы и отдыха, а в особых случаях и лечения охраняемого лица.

Внутриобъектовый режим включает в себя:


1. Правила внутреннего распорядка.

2. Правила обеспечения сохранности государственной, коммерческой, служебной тайны.

3. Систему информационной безопасности и порядок допуска сотрудников к информационным ресурсам.

4. Порядок документооборота на предприятии.

5. Правила технологической безопасности и охраны труда.

6. Правила пожарной и экологической безопасности.

7. Пропускной режим.


t2.jpg


Организация внутриобъектового режима может включать:
- разработку, согласование, обновление и дополнение инструкций, положений и иных нормативных материалов по вопросам режима и охраны;

- ведение, уточнение и изменение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну;

- разработку схемы выдачи разрешений на доступ сотрудников к сведениям, составляющим коммерческую тайну;

- совершенствование системы мер предотвращения несанкционированного допуска и доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну;

- порядок доступа на совещания по вопросам, содержащим сведения, являющиеся коммерческой тайной;

- организацию и проведение деловых совещаний, переговоров и встреч с обсуждением вопросов, связанных с коммерческой тайной;

- организацию и обеспечение пропускного режима: выдача пропусков (постоянных, временных, разовых), определение порядка посещения и учета посетителей;

- определение и аттестация по режиму конфиденциальности помещений, обеспечение их защиты совместно с техническими службами и службами защиты информации;

- организацию защиты, сохранности документов (включая архивы) и ценностей в обычных и особых условиях;

- разработку, организацию и контроль системы безопасности в повседневных и особых условиях (стихийные бедствия, поломки, аварии, беспорядки, проверки гос. органов и т.п.);

- оперативно-методическое руководство работами по защите информации, обрабатываемой и передаваемой с использованием технических средств.

Система внутриобъектового и пропускного режимов может формироваться как специальной (обобщенной) инструкцией, так и наборам положений и инструкций по каждой отдельной позиции.

Все эти инструкции разрабатываются и утверждаются заказчиком по согласованию с охранной организацией. При принятии этих инструкций охранная организация особое внимание уделяет правовому согласованию требований заказчика с личной неприкосновенностью и конституционными правами и свободами граждан, так как все претензии по неправомерным действиям сотрудников охраны будут направлены в адрес охранной организации. Без юриста решить эту задач будет непросто.

Дело в том, что механизм осуществления внутриобъектового и пропускного режимов основывается на применении запретов и ограничений в отношении одних субъектов (физических и юридических лиц, пересекающих границы охраняемых объектов и территорий) для обеспечения охранных прав и интересов других (предприятия и его персонала). Такой механизм регулирования правоотношений в сфере предпринимательства должен быть безупречен с позиции требований Конституции (Основного закона) и действующего законодательства.

С этой целью в проект нормативного акта по лицензированию МВД России включило обязательное требование - наличие в штатном расписании охранной организации должности юриста.

Дополнительные требования к соискателю, претендующему на оказание услуг по охране объектов и(или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, еще более расширены:

а) осуществление охранной деятельности сроком не менее одного года;

б) наличие в штатном расписании должности инструктора по подготовке персонала охранной организации по обеспечению антитеррористической защиты объектов;

в) наличие в охранной организации персонала соответствующей квалификации (не менее 20 охранников);

г) наличие в охранной организации дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы.

Пропускной режим - это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты на объекты охраны, в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств.

Пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности объекта любой сложности. С этих позиций он представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы охраны.

Организация пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм его осуществления основывается на применении «запретов» и «ограничений» в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства.

Поэтому предлагается рассмотреть основные направления создания пропускного режима на предприятии: методику определения и оценку исходных данных, разработку мероприятий и нормативных документов, оборудование контрольно-пропускных пунктов.

Основные положения
Пропускной режим (как часть системы безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу предприятия, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятия.

Основными целями создания пропускного режима являются:

  • защита законных интересов предприятия, поддержание порядка внутреннего управления;
  • защита собственности предприятия, ее рациональное и эффективное использование;
  • рост прибылей предприятия;
  • внутренняя и внешняя стабильность предприятия;
  • защита коммерческих секретов и прав на интеллектуальную собственность.
Пропускной режим как часть системы безопасности позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия;
  • предотвращение бесконтрольного проникновения посторонних лиц и транспортных средств на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения);
  • своевременное выявление угроз интересам предприятия, а также потенциально опасных условий, способствующих нанесению предприятию материального и морального ущерба;
  • создание надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей предприятия, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции;
  • пресечение посягательств на законные интересы предприятия, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств для выявления и ослабления источников угроз безопасности предприятия.
Пропускной режим можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию и как совокупность организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей.

Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности, использования ограничительных мер, применения санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров.

Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, создание благоприятных условий для деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы.

Основные мероприятия пропускного режима разрабатываются службой безопасности, утверждаются руководителем фирмы и оформляются инструкцией о пропускном режиме, которая согласовывается с охранной организацией. Ответственность за организацию контрольно-пропускного режима возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление пропускного режима возлагается на охранную организацию (через дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.

Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения пропускного режима должно проводиться служебное расследование. К виновным применяются меры дисциплинарного воздействия.

Обязанности охраны по обеспечению пропускного режима определяются в инструкции и должностных обязанностях охранников. Как правило, эти инструкции являются приложениями к договору на охрану объекта.

Правовые основы осуществления пропускного и внутриобъектового режимов на объектах частной охраны
 

Свяжитесь с нами в мессанджерах или по телефону.

whatsapp telegram viber phone phone
+79214188555

НСК-СБ

Команда форума
Приватный уровень доступа
Действительный члены НП "МОД"
Регистрация
14 Июль 2011
Сообщения
3.169
Реакции
2.157
Баллы
613
Адрес
Новосибирск
Спасибо, Михаил - возьму на вооружение!
 

Свяжитесь с нами в мессанджерах или по телефону.

whatsapp telegram viber phone phone
+79214188555

НСК-СБ

Команда форума
Приватный уровень доступа
Действительный члены НП "МОД"
Регистрация
14 Июль 2011
Сообщения
3.169
Реакции
2.157
Баллы
613
Адрес
Новосибирск
Контрольно-пропускной режим на предприятии

Построение надежной системы безопасности, предприятия, фирмы сложный и многогранный процесс. Одним из немаловажных факторов обеспечения надежной защиты того или иного объекта является организация и поддержание определенного контрольно-пропускного режима.
Контрольно-пропускной режим это организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты, в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств.
Основная цель контрольно-пропускного режима - обеспечение нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину и охраняемую информацию.
Естественно создание надежного контрольно-пропускного режима требует зна-чительных затрат. Однако, если внимательно оценить все негативные факторы, воздей-ствующие на деятельность фирмы, эти затраты не кажутся столь большими, т.к. обеспечивают устойчивое экономическое движение фирмы и сводят к минимуму возмож-ные потери. К тому же процесс создания системы контрольно-пропускного режима может быть растянут во времени, с учетом материальных возможностей фирмы и усло-вий ее деятельности на рынке. Принципиально важным условием для реализации за-мысла является анализ ситуации и разработка программы действий, что позволит избежать шараханий и излишних затрат.
Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима ос-новывается на применении "запретов" и "ограничений" в отношении одних субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, зданий (помещений), для обеспечения прав и интересов других (фирмы и ее персонала). Такой механизм регулирования пра-воотношений в сфере предпринимательства должен быть безупречен с позиции требо-ваний действующего законодательства.
В статье рассматриваются основные направления создания контрольно-пропускного режима на предприятии: методика определения и оценка исходных данных; разработка мероприятий и нормативных документов; оборудование контрольно-пропускных пунктов;

I. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА

1.1 Общие положения.

Контольно-пропускной режим является неотъемлемой частью общей системы обеспечения безопасности фирмы. Контольно-пропускной режим (как и вся система безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу фирмы, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность фирмы.
Основные цели контольно-пропускного режима сводятся к следующему:

- защита законных интересов прав фирмы, поддержание устойчивости порядка внутреннего управления;
- сохранение собственности фирмы, ее рационального и эффективного использования;
- способствовать росту прибылей фирмы;
- достижение внутренней и внешней стабильности предприятия;
- сохранение коммерческих секретов и прав интеллектуальную собственность.

Для достижения целей контольно-пропускного режима должны отвечать следующим требованиям:

- обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоз (вывоз) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия;
- исключать незаконный проход лиц на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения), бесконтрольный въезд (выезд) транспортных средств;
- своевременное выявления угроз жизненно-важным интересам фирмы, причин и условий способствующих нанесению фирме материального и морального ущерба, ее нормальному функционированию и развитию;
- формирование надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей фирмы, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции в развитии;
- пресечение посягательств на законные интересы фирмы, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств в выявлении и ослаблении источников угрозы ее безопасности.

Контрольно-пропускной режим можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллек-туальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию; совокупность организационно-правовых ограничений и правил устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей.
Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснения пределов их действий, в формировании необходимых правоотношений, опре-делении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности использования ограничительных мер, применением санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы.
Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров.
Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление ис-точников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, и создание благоприятных возможностей и условий деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы.
Основные мероприятия контрольно-пропускного режима разрабатываются службой безопасности и утверждаются руководителем фирмы и оформляются инст-рукцией о контрольно-пропускном режиме. Ответственность за организацию контольно-пропускного режима возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление контольно-пропускного режима возлагается на охрану (дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила контольно-пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Контольно-пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.
Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения контольно-пропускного режи-ма должно проводится административное расследование.
Обязанности охраны по контрольно-пропускному режиму определяется в инструкции и в должностных обязанностях контролеров контрольно-пропускных пунктов.

Подготовка исходных данных для разработки контрольно-пропускного режима

Предпринимательство и запреты (ограничения) по своей природе противоречивы и искусство разработчика контольно-пропускного режима заключается как раз в том, чтобы найти разумное сочетание запретов (ограничений) и интересов предпринимательской деятельности фирмы.
Разработка мероприятий и нормативных документов контольно-пропускного режима начинается с определения исходных данных. Оценивая исходные данные, разработчик определяет основные положения инструкции о контрольно-пропускном режиме. Целесообразно предложить следующую последовательность определения и оценки исходных данных.
1. Организационная структура фирмы, места расположения его отдельных элементов и характер производства (деятельности) на них. Выяснение этих вопросов позволяет решить следующие практические задачи:

- выделить объекты, площадки, здания, помещения на которых необходимо организовать контрольно-пропускной режим;
- определить характер контрольно-пропускных пунктов (КПП) для пропуска сотрудников, транспортных средств.

2. Провести оценку "суточного объема" потоков транспортных средств, грузов, материальных ценностей и людей (персонала фирмы и посетителей) проходящих через КПП и в отдельные здания (помещения). Только на основе оценки реального состояния мест пропуска можно оценить пропускную способность действующих КПП и привести ее в соответствие с задачами основного производства на объекте. Такая оценка позволит выбрать оптимальный вариант автоматизации и контроля прохода, проезда на охраняемые территории.

3. Выделить на территории (по степени важности) категории объектов, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы. Для достижения четкости в определениях предлагается помещения и территорию объекта классифицировать в зависимости от условий доступа и степени защищенности на шесть категорий режимности ("зон безопасности") Классификация приведена в таблице 1. [1].
Как видно из таблицы, шесть категорий режимности способны охватить практически все варианты функционального назначения служебных помещений. Кроме того, таблица может дать четкий ответ на вопросы, которые нужно прояснить при организа-ции контрольно-пропускного режима и разработке исходной документации по оборудованию объекта техническими средствами охраны.

Приведение помещений к одной из категорий режимности помогает регламентировать и обосновать:

- условия доступа сотрудников предприятия и посетителей на объект, определить общедоступные, закрытые и ограниченного доступа объекты, здания, помещения;
- предложения администрации предприятия по выработке оптимального варианта разрешительного порядка пропуска лиц, транспортных средств и материальных ценностей на объект;
- наличие и вид физической охраны;
- виды используемых технических средств для обеспечения безопасности.


ТАБЛИЦА

Катего-рия зоны

Наименование зоны

Функциональное назначение

Условия доступа сотрудников

Условия доступа посетителей

Наличие охраны

Наличие технических средств охраны

0 Свободная зона

Места свободного посещения

Свободный

Свободный

есть

Нет

I Наблюдаемая зона


Комната приема посетителей

Свободный

Свободный

есть

Средства наблюдения

II Регистрацион-ная зона

Кабинеты сотрудников

Свободный

Свободный с регистрацией по документам удостоверяющим личность

Усиленная охрана

Охранная сигнализация

III Режимная зона

Секретариат. Компьютерные залы. Архивы

По служебным удостоверениям или идентификацион-ным картам

По разовым пропускам

Усиленная охрана

Охранная сигнализация, система контроля доступа

IV Зона усиленной защиты


Кассовые операционные залы. Склады материальных ценностей

По спец. пропускам

По спец. пропускам

Усиленная охрана

Охранная сигнализация (2 рубежа), система контроля доступа, инженерные заграждения, барьеры

V Зона высшей защиты

Кабинеты высших руководителей, комнаты для ведения конфиденциаль-ных переговоров, Специальные хранилища.

По спец. пропускам

По спец. пропускам

Усиленная охрана

Охранная сигнализация (2 рубежа), система контроля доступа, технические средства защиты информации, инженерное усиление
 

Свяжитесь с нами в мессанджерах или по телефону.

whatsapp telegram viber phone phone
+79214188555