- Регистрация
- 12 Декабрь 2017
- Сообщения
- 422
- Реакции
- 451
- Баллы
- 193
Нарушение пункта IV параграфа 12 правил форума. "Запрещено полное написание ЗАГЛАВНЫМИ буквами названий тем либо текста тем и сообщений."
БИЗНЕС-РАЗВЕДКА:
ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
А.А. МОХОВ
Мохов Александр Анатольевич, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор.
В статье рассматриваются понятие и основные источники правового регулирования бизнес-разведки. Показана правовая основа такого направления деятельности хозяйствующего субъекта, как бизнес-разведка.
Ключевые слова: хозяйствующий субъект, бизнес-разведка, деловая разведка, конкурентная разведка, коммерческая разведка.
Competitive intelligence: Concept and sources of legal regulation
A.A. Mokhov
Mokhov Aleksandr A., Doctor of Legal Sciences, Professor, Professor of Entrepreneurial and Corporate Law Department O.E. Kutafin Moscow State Law University.
The article discusses the conception and the main sources of legal regulation of business intelligence. We are also examine the legal platform for such activities of the economic entity, as business intelligence.
Key words: economic entity, business intelligence, competitive intelligence, commercial exploration.
В последние десятилетия в связи с процессами глобализации и интеграции, ростом конкуренции на международных и национальных рынках товаров, работ и услуг набирает обороты такое направление деятельности российских организаций, как бизнес-разведка. Многие транснациональные корпорации и их территориальные подразделения, крупные национальные компании создают собственные подразделения, занимающиеся бизнес-разведкой, средние и малые хозяйствующие субъекты в необходимых случаях привлекают специализированные компании или отдельных частных лиц для поиска и анализа необходимой им для принятия управленческих решений информации. В этом нет ничего необычного: национальные компании и их топ-менеджмент, испытывая определенные трудности (обусловленные недостатком информации для принятия управленческих решений, снижением доли рынка, получаемой прибыли и др.), перенимают опыт зарубежных партнеров, контрагентов <1>.
--------------------------------
<1> Шарай П.П. Бизнес-разведка как фактор конкурентной борьбы на мировых рынках высокотехнологичной продукции // Инновации. 2007. N 4. С. 35 - 36; Кравцов А.А., Желнов И.И. Информационная безопасность и конкурентная разведка: состояние и перспективы подготовки квалифицированных кадров // Мир науки: научный интернет-журнал. 2014. N 1.
Как пишут отдельные авторы, культура бизнес-разведки в некоторых западных странах настолько широко распространена, что ее основам обучают предпринимателей и иных заинтересованных лиц <2>.
--------------------------------
<2> Лукаш Ю.А. Бизнес-разведка как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса: Учебное пособие. М., 2012. С. 3 - 5.
Процесс внедрения и развития такого направления деятельности в отечественном предпринимательстве, как бизнес-разведка, идет хаотично, фактически вне правового поля.
Само понятие "бизнес-разведка" не является устоявшимся в литературе. Встречаются такие словосочетания, как: "бизнес-разведка", "деловая разведка", "конкурентная разведка", "коммерческая разведка". В основном авторы рассматривают их как синонимы. Конкурентная же разведка является одним из направлений (частью) бизнес-разведки <3>.
--------------------------------
<3> Масленников О.В. Стратегия и механизмы управления развитием предприятий с использованием эффективной бизнес-разведки: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Орел, 2001. С. 6 - 8; Денисов Р.В. Деловая разведка как фактор повышения конкурентоспособности предприятия: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2012. С. 8 - 9.
В настоящей публикации будет использоваться термин "бизнес-разведка", который может быть применим к деятельности любых хозяйствующих субъектов.
Термин "деловой" применительно к предпринимательской и иной экономической деятельности не имеет однозначного толкования. Та же проблема характерна и для категории "коммерческий". Под коммерсантом обычно понимают торговца, но не любого предпринимателя. Нередко также происходит смешение понятий "коммерсант" и "коммерческая организация". Однако разведкой могут заниматься не только профессиональные посредники (торговцы) и иные коммерческие организации (исчерпывающий перечень которых закреплен [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=182098;fld=134"]ГК[/DLMURL] РФ), а также некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели и некоторые другие субъекты, т.е. довольно широкий круг лиц, занимающихся предпринимательской либо приносящей доход деятельностью. Не случайно в [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=181803;fld=134;dst=262"]п. 5 ст. 4[/DLMURL] ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закреплено понятие хозяйствующего субъекта, под которым понимают коммерческую организацию, некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность, приносящую ей доход, индивидуального предпринимателя, а также иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Нет закрепления термина "бизнес-разведка" и в действующем законодательстве.
На отечественном рынке трудно найти и специализированные компании, которые прямо бы именовали свою деятельность бизнес-разведкой. Как правило, такого рода услуги (деятельность) оказываются различными консалтинговыми, информационно-аналитическими агентствами. Официально они предоставляют услуги по обеспечению отдельных видов безопасности (информационной, имущества и др.), занимаются оценкой рисков (предпринимательских, инвестиционных и др.).
Однако если мы обратимся к анализу текстов предлагаемых специализированными компаниями услуг, то сразу же обнаружим упоминание бизнес-разведки среди видов оказываемых такими организациями услуг.
Компании, создающие в своем составе подразделения, занимающиеся бизнес-разведкой, либо выделяющие для этого специальных работников (сотрудников), также не афишируют такого рода деятельность в своих внутренних документах. Обычно в структуре служб безопасности организаций выделяется отдел либо работник с весьма расплывчатыми формулировками функционала (сбор и анализ информации, аналитическая работа, изучение рынков, конкурентов, инноваций и т.п.).
В то же время термин "разведывательная деятельность" довольно часто используется в нормативно-правовых актах различного уровня. Их анализ представляет прямой интерес для уяснения понятия бизнес-разведка, ведь предпринимателями была заимствована и адаптирована под свои потребности практика ведения разведки специально созданными государством органами.
Так, категория "разведывательная деятельность" неоднократно используется в Федеральном [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=172567;fld=134"]законе[/DLMURL] от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" и Федеральном [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=164524;fld=134"]законе[/DLMURL] от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке".
Понятие разведывательной деятельности в целом довольно часто упоминается в законодательстве о безопасности и охране правопорядка, законодательстве об обороне, но не встречается в гражданском праве и законодательстве, регулирующем хозяйственную деятельность <4>.
--------------------------------
<4> [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=54306;fld=134"]Указ[/DLMURL] Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов".
Так, в соответствии с [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=177251;fld=134;dst=100602"]п. 120[/DLMURL] Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации <5> начальник разведки полка обязан собирать, анализировать и обобщать сведения о противнике и местности и своевременно докладывать их командиру полка.
--------------------------------
<5> [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=177251;fld=134"]Указ[/DLMURL] Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации".
Легального понятия "разведывательная деятельность" российское законодательство не содержит, но закрепляет ряд основных признаков такого рода деятельности:
- проявляет себя через добывание, обработку, анализ определенной информации (разведывательной информации);
- направлена на оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности страны;
- осуществляется специально создаваемыми органами (имеющими монополию на данный вид деятельности) путем использования особых средств и методов деятельности.
Анализ указанных выше федеральных законов и комментариев к ним <6> позволяет дать следующее определение разведки (разведывательной деятельности).
--------------------------------
<6> Петров М.И. [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16829;fld=134;dst=101570"]Комментарий[/DLMURL] к Федеральному закону "О Федеральной службе безопасности" (постатейный). М.: Деловой двор, 2011; СПС "Гарант"; Кузьмин В.А. [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16020;fld=134;dst=100041"]Комментарий[/DLMURL] к Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" // СПС "Гарант". 2009.
Под разведывательной деятельностью понимают комплекс мероприятий превентивного характера, являющихся составной частью государственной политики в области обеспечения безопасности, проводимых специально создаваемыми органами с целью оценки реальных и потенциальных возможностей, действий, планов и намерений спецслужб иностранных государств, организаций и лиц на причинение вреда национальным интересам Российской Федерации.
Информационная и аналитическая функции составляют основные направления деятельности любой разведки, в том числе бизнес-разведки. Принятие многих управленческих решений в бизнесе в настоящее время немыслимо без серьезного, основательного анализа рыночной среды, конкурентов, роли государства (в лице государственных регуляторов, правоохранительных органов и др.) в определенной сфере деятельности на определенном временном отрезке. При этом следует учитывать, что не любая аналитическая деятельность может быть отнесена к разведывательной. Хозяйствующие субъекты работают с огромными массивами информации (экономической, правовой, маркетинговой и др.). Лишь поиск, получение, анализ определенной, весьма специфичной информации можно отнести к разведывательной деятельности. Специфика такой информации проявляется через потенциальные риски причинения вреда хозяйствующему субъекту (его имуществу, деловой репутации, попыткам рейдерского захвата, банкротства и др.).
Получаемая из различных источников специально выделенными подготовленными сотрудниками информация является ценной как для стратегического и тактического планирования, так и предотвращения внешних угроз для хозяйствующего субъекта, нивелирования негативных последствий.
При осуществлении бизнес-разведки может быть использован довольно широкий арсенал средств и методов (за исключением запрещенных законом). Основным ограничителем здесь выступают нормы права. Бизнес-разведка в своей деятельности, исходя из общедозволительного профиля правового регулирования предпринимательских правоотношений, руководствуется правилом: разрешено все, что не запрещено. Основную информацию ее сотрудники черпают из открытых источников. При этом следует заметить, что даже специально создаваемые государством разведывательные органы и подразделения широко используют открытые, доступные неопределенному кругу лиц источники информации, из которых получают основной объем необходимых им сведений <7>. То, что для обывателя является простой суммой источников информации, для сведущего лица становится определенной ее совокупностью, позволяющей делать важные выводы. Лишь незначительную, наиболее ценную часть информации они получают путем использования особых методов и средств (через секретных агентов, специальные технические средства негласного получения информации и др.).
--------------------------------
<7> См., например: Палларис К. Новые технологии в разведке // Индекс безопасности. Т. 19. N 1. С. 24 - 26.
С учетом изложенного под бизнес-разведкой можно понимать комплекс мероприятий, осуществляемых в интересах хозяйствующего субъекта и направленных на сбор, обработку и доведение до лиц, принимающих управленческие решения, информации о планах, намерениях, возможностях, действиях участников рынка и иных субъектов, способных причинить вред деятельности хозяйствующего субъекта.
Специальных правовых норм, регулирующих деятельность, именуемую в литературе бизнес-разведкой, в отечественном законодательстве нет. Правовую основу этого направления деятельности хозяйствующих субъектов в настоящее время составляют следующие основные акты общедозволительного и разрешительного профиля (режима правового регулирования).
[DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=2875;fld=134"]Конституция[/DLMURL] РФ закрепляет ряд правовых гарантий, дозволений, а также ограничений и запретов, которые необходимо учитывать в бизнес-разведке.
Так, согласно [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=2875;fld=134;dst=100099"]ч. 2 ст. 24[/DLMURL] Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=2875;fld=134;dst=100114"]ч. 4 ст. 29[/DLMURL] Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии с [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=2875;fld=134;dst=100130"]ч. 1 ст. 34[/DLMURL] Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=2875;fld=134;dst=100096"]ч. 2 ст. 23[/DLMURL] Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
В силу [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=2875;fld=134;dst=100098"]ч. 1 ст. 24[/DLMURL] Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Федеральный [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=181803;fld=134"]закон[/DLMURL] от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, содержит запреты: на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением; на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов; на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию; на недобросовестную конкуренцию.
Большинство из правонарушений в антимонопольной сфере являются латентными, их составы - сложно доказуемыми в суде. Пресечение правонарушений в рассматриваемой сфере и привлечение к ответственности правонарушителей возможно только при эффективной работе бизнес-разведки хозяйствующего субъекта.
Федеральный [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=173622;fld=134"]закон[/DLMURL] от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. При этом законодатель различает виды информации по различным основаниям, в том числе в зависимости от категории доступа к ней (общедоступную и с ограниченным доступом) <8>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
[DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16804;fld=134;dst=107417"]Учебник[/DLMURL] "Российское предпринимательское право" (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011.
<8> См. подробнее: Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014. С. 252.
Поэтому при бизнес-разведке должны соблюдаться требования законодательства о различных видах тайны (государственной, служебной и др.).
Федеральный [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=156039;fld=134"]закон[/DLMURL] от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории РФ, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=156039;fld=134;dst=100010"]ст. 1[/DLMURL] Закона дается понятие оперативно-розыскной деятельности, под которой понимают вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=156039;fld=134"]законом[/DLMURL], в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Крайне важным в данном определении является указание на специальные органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности настоящим [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=156039;fld=134"]Законом[/DLMURL]. Исчерпывающий перечень таких органов закреплен [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=156039;fld=134;dst=100118"]ст. 13[/DLMURL] Закона.
В силу изложенного при бизнес-разведке, проводимой с соблюдением требований действующего законодательства, не должны осуществляться какие-либо оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные законом к компетенции органов, которым это право предоставлено Федеральным [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=156039;fld=134"]законом[/DLMURL].
[DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=180229;fld=134"]Закон[/DLMURL] РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" содержит понятие частного детектива и определяет требования, которым он должен соответствовать, закрепляет исчерпывающий перечень сыскных услуг.
Оказание частных детективных услуг лицом, не имеющим статуса частного детектива, либо частным детективом, но с нарушением установленных законом требований (за пределами исчерпывающего перечня детективных услуг, с использованием запрещенных средств (в т.ч. технических) и приемов и т.п.) может повлечь за собой юридическую ответственность.
Данные требования следует учитывать при наличии потребности хозяйствующего субъекта в получении информации, которая легально может быть получена лишь в результате оказания услуг, отнесенных законодателем к сыскным.
Литература
1. [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=54306;fld=134"]Указ[/DLMURL] Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов".
2. [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=177251;fld=134"]Указ[/DLMURL] Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации".
3. Денисов Р.В. Деловая разведка как фактор повышения конкурентоспособности предприятия: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2012. С. 8 - 9.
4. Кравцов А.А., Желнов И.И. Информационная безопасность и конкурентная разведка: состояние и перспективы подготовки квалифицированных кадров // Мир науки: научный интернет-журнал. 2014. N 1.
5. Кузьмин В.А. [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16020;fld=134"]Комментарий[/DLMURL] к Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" // СПС "Гарант". 2009.
6. Лукаш Ю.А. Бизнес-разведка как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса: Учебное пособие. М., 2012. С. 3 - 5.
7. Масленников О.В. Стратегия и механизмы управления развитием предприятий с использованием эффективной бизнес-разведки: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Орел, 2001. С. 6 - 8.
8. Палларис К. Новые технологии в разведке // Индекс безопасности. N 1. Т. 19. С. 24 - 26.
9. Петров М.И. [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16829;fld=134"]Комментарий[/DLMURL] к Федеральному закону "О Федеральной службе безопасности" (постатейный). М.: Деловой двор, 2011; СПС "Гарант".
10. Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014. С. 252 - 252.
11. Шарай П.П. Бизнес-разведка как фактор конкурентной борьбы на мировых рынках высокотехнологичной продукции // Инновации. 2007. N 4. С. 35 - 36.
ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
А.А. МОХОВ
Мохов Александр Анатольевич, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор.
В статье рассматриваются понятие и основные источники правового регулирования бизнес-разведки. Показана правовая основа такого направления деятельности хозяйствующего субъекта, как бизнес-разведка.
Ключевые слова: хозяйствующий субъект, бизнес-разведка, деловая разведка, конкурентная разведка, коммерческая разведка.
Competitive intelligence: Concept and sources of legal regulation
A.A. Mokhov
Mokhov Aleksandr A., Doctor of Legal Sciences, Professor, Professor of Entrepreneurial and Corporate Law Department O.E. Kutafin Moscow State Law University.
The article discusses the conception and the main sources of legal regulation of business intelligence. We are also examine the legal platform for such activities of the economic entity, as business intelligence.
Key words: economic entity, business intelligence, competitive intelligence, commercial exploration.
В последние десятилетия в связи с процессами глобализации и интеграции, ростом конкуренции на международных и национальных рынках товаров, работ и услуг набирает обороты такое направление деятельности российских организаций, как бизнес-разведка. Многие транснациональные корпорации и их территориальные подразделения, крупные национальные компании создают собственные подразделения, занимающиеся бизнес-разведкой, средние и малые хозяйствующие субъекты в необходимых случаях привлекают специализированные компании или отдельных частных лиц для поиска и анализа необходимой им для принятия управленческих решений информации. В этом нет ничего необычного: национальные компании и их топ-менеджмент, испытывая определенные трудности (обусловленные недостатком информации для принятия управленческих решений, снижением доли рынка, получаемой прибыли и др.), перенимают опыт зарубежных партнеров, контрагентов <1>.
--------------------------------
<1> Шарай П.П. Бизнес-разведка как фактор конкурентной борьбы на мировых рынках высокотехнологичной продукции // Инновации. 2007. N 4. С. 35 - 36; Кравцов А.А., Желнов И.И. Информационная безопасность и конкурентная разведка: состояние и перспективы подготовки квалифицированных кадров // Мир науки: научный интернет-журнал. 2014. N 1.
Как пишут отдельные авторы, культура бизнес-разведки в некоторых западных странах настолько широко распространена, что ее основам обучают предпринимателей и иных заинтересованных лиц <2>.
--------------------------------
<2> Лукаш Ю.А. Бизнес-разведка как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса: Учебное пособие. М., 2012. С. 3 - 5.
Процесс внедрения и развития такого направления деятельности в отечественном предпринимательстве, как бизнес-разведка, идет хаотично, фактически вне правового поля.
Само понятие "бизнес-разведка" не является устоявшимся в литературе. Встречаются такие словосочетания, как: "бизнес-разведка", "деловая разведка", "конкурентная разведка", "коммерческая разведка". В основном авторы рассматривают их как синонимы. Конкурентная же разведка является одним из направлений (частью) бизнес-разведки <3>.
--------------------------------
<3> Масленников О.В. Стратегия и механизмы управления развитием предприятий с использованием эффективной бизнес-разведки: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Орел, 2001. С. 6 - 8; Денисов Р.В. Деловая разведка как фактор повышения конкурентоспособности предприятия: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2012. С. 8 - 9.
В настоящей публикации будет использоваться термин "бизнес-разведка", который может быть применим к деятельности любых хозяйствующих субъектов.
Термин "деловой" применительно к предпринимательской и иной экономической деятельности не имеет однозначного толкования. Та же проблема характерна и для категории "коммерческий". Под коммерсантом обычно понимают торговца, но не любого предпринимателя. Нередко также происходит смешение понятий "коммерсант" и "коммерческая организация". Однако разведкой могут заниматься не только профессиональные посредники (торговцы) и иные коммерческие организации (исчерпывающий перечень которых закреплен [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=182098;fld=134"]ГК[/DLMURL] РФ), а также некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели и некоторые другие субъекты, т.е. довольно широкий круг лиц, занимающихся предпринимательской либо приносящей доход деятельностью. Не случайно в [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=181803;fld=134;dst=262"]п. 5 ст. 4[/DLMURL] ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закреплено понятие хозяйствующего субъекта, под которым понимают коммерческую организацию, некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность, приносящую ей доход, индивидуального предпринимателя, а также иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Нет закрепления термина "бизнес-разведка" и в действующем законодательстве.
На отечественном рынке трудно найти и специализированные компании, которые прямо бы именовали свою деятельность бизнес-разведкой. Как правило, такого рода услуги (деятельность) оказываются различными консалтинговыми, информационно-аналитическими агентствами. Официально они предоставляют услуги по обеспечению отдельных видов безопасности (информационной, имущества и др.), занимаются оценкой рисков (предпринимательских, инвестиционных и др.).
Однако если мы обратимся к анализу текстов предлагаемых специализированными компаниями услуг, то сразу же обнаружим упоминание бизнес-разведки среди видов оказываемых такими организациями услуг.
Компании, создающие в своем составе подразделения, занимающиеся бизнес-разведкой, либо выделяющие для этого специальных работников (сотрудников), также не афишируют такого рода деятельность в своих внутренних документах. Обычно в структуре служб безопасности организаций выделяется отдел либо работник с весьма расплывчатыми формулировками функционала (сбор и анализ информации, аналитическая работа, изучение рынков, конкурентов, инноваций и т.п.).
В то же время термин "разведывательная деятельность" довольно часто используется в нормативно-правовых актах различного уровня. Их анализ представляет прямой интерес для уяснения понятия бизнес-разведка, ведь предпринимателями была заимствована и адаптирована под свои потребности практика ведения разведки специально созданными государством органами.
Так, категория "разведывательная деятельность" неоднократно используется в Федеральном [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=172567;fld=134"]законе[/DLMURL] от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" и Федеральном [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=164524;fld=134"]законе[/DLMURL] от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке".
Понятие разведывательной деятельности в целом довольно часто упоминается в законодательстве о безопасности и охране правопорядка, законодательстве об обороне, но не встречается в гражданском праве и законодательстве, регулирующем хозяйственную деятельность <4>.
--------------------------------
<4> [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=54306;fld=134"]Указ[/DLMURL] Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов".
Так, в соответствии с [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=177251;fld=134;dst=100602"]п. 120[/DLMURL] Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации <5> начальник разведки полка обязан собирать, анализировать и обобщать сведения о противнике и местности и своевременно докладывать их командиру полка.
--------------------------------
<5> [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=177251;fld=134"]Указ[/DLMURL] Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации".
Легального понятия "разведывательная деятельность" российское законодательство не содержит, но закрепляет ряд основных признаков такого рода деятельности:
- проявляет себя через добывание, обработку, анализ определенной информации (разведывательной информации);
- направлена на оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности страны;
- осуществляется специально создаваемыми органами (имеющими монополию на данный вид деятельности) путем использования особых средств и методов деятельности.
Анализ указанных выше федеральных законов и комментариев к ним <6> позволяет дать следующее определение разведки (разведывательной деятельности).
--------------------------------
<6> Петров М.И. [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16829;fld=134;dst=101570"]Комментарий[/DLMURL] к Федеральному закону "О Федеральной службе безопасности" (постатейный). М.: Деловой двор, 2011; СПС "Гарант"; Кузьмин В.А. [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16020;fld=134;dst=100041"]Комментарий[/DLMURL] к Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" // СПС "Гарант". 2009.
Под разведывательной деятельностью понимают комплекс мероприятий превентивного характера, являющихся составной частью государственной политики в области обеспечения безопасности, проводимых специально создаваемыми органами с целью оценки реальных и потенциальных возможностей, действий, планов и намерений спецслужб иностранных государств, организаций и лиц на причинение вреда национальным интересам Российской Федерации.
Информационная и аналитическая функции составляют основные направления деятельности любой разведки, в том числе бизнес-разведки. Принятие многих управленческих решений в бизнесе в настоящее время немыслимо без серьезного, основательного анализа рыночной среды, конкурентов, роли государства (в лице государственных регуляторов, правоохранительных органов и др.) в определенной сфере деятельности на определенном временном отрезке. При этом следует учитывать, что не любая аналитическая деятельность может быть отнесена к разведывательной. Хозяйствующие субъекты работают с огромными массивами информации (экономической, правовой, маркетинговой и др.). Лишь поиск, получение, анализ определенной, весьма специфичной информации можно отнести к разведывательной деятельности. Специфика такой информации проявляется через потенциальные риски причинения вреда хозяйствующему субъекту (его имуществу, деловой репутации, попыткам рейдерского захвата, банкротства и др.).
Получаемая из различных источников специально выделенными подготовленными сотрудниками информация является ценной как для стратегического и тактического планирования, так и предотвращения внешних угроз для хозяйствующего субъекта, нивелирования негативных последствий.
При осуществлении бизнес-разведки может быть использован довольно широкий арсенал средств и методов (за исключением запрещенных законом). Основным ограничителем здесь выступают нормы права. Бизнес-разведка в своей деятельности, исходя из общедозволительного профиля правового регулирования предпринимательских правоотношений, руководствуется правилом: разрешено все, что не запрещено. Основную информацию ее сотрудники черпают из открытых источников. При этом следует заметить, что даже специально создаваемые государством разведывательные органы и подразделения широко используют открытые, доступные неопределенному кругу лиц источники информации, из которых получают основной объем необходимых им сведений <7>. То, что для обывателя является простой суммой источников информации, для сведущего лица становится определенной ее совокупностью, позволяющей делать важные выводы. Лишь незначительную, наиболее ценную часть информации они получают путем использования особых методов и средств (через секретных агентов, специальные технические средства негласного получения информации и др.).
--------------------------------
<7> См., например: Палларис К. Новые технологии в разведке // Индекс безопасности. Т. 19. N 1. С. 24 - 26.
С учетом изложенного под бизнес-разведкой можно понимать комплекс мероприятий, осуществляемых в интересах хозяйствующего субъекта и направленных на сбор, обработку и доведение до лиц, принимающих управленческие решения, информации о планах, намерениях, возможностях, действиях участников рынка и иных субъектов, способных причинить вред деятельности хозяйствующего субъекта.
Специальных правовых норм, регулирующих деятельность, именуемую в литературе бизнес-разведкой, в отечественном законодательстве нет. Правовую основу этого направления деятельности хозяйствующих субъектов в настоящее время составляют следующие основные акты общедозволительного и разрешительного профиля (режима правового регулирования).
[DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=2875;fld=134"]Конституция[/DLMURL] РФ закрепляет ряд правовых гарантий, дозволений, а также ограничений и запретов, которые необходимо учитывать в бизнес-разведке.
Так, согласно [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=2875;fld=134;dst=100099"]ч. 2 ст. 24[/DLMURL] Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=2875;fld=134;dst=100114"]ч. 4 ст. 29[/DLMURL] Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии с [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=2875;fld=134;dst=100130"]ч. 1 ст. 34[/DLMURL] Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=2875;fld=134;dst=100096"]ч. 2 ст. 23[/DLMURL] Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
В силу [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=2875;fld=134;dst=100098"]ч. 1 ст. 24[/DLMURL] Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Федеральный [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=181803;fld=134"]закон[/DLMURL] от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, содержит запреты: на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением; на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов; на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию; на недобросовестную конкуренцию.
Большинство из правонарушений в антимонопольной сфере являются латентными, их составы - сложно доказуемыми в суде. Пресечение правонарушений в рассматриваемой сфере и привлечение к ответственности правонарушителей возможно только при эффективной работе бизнес-разведки хозяйствующего субъекта.
Федеральный [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=173622;fld=134"]закон[/DLMURL] от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. При этом законодатель различает виды информации по различным основаниям, в том числе в зависимости от категории доступа к ней (общедоступную и с ограниченным доступом) <8>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
[DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16804;fld=134;dst=107417"]Учебник[/DLMURL] "Российское предпринимательское право" (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011.
<8> См. подробнее: Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014. С. 252.
Поэтому при бизнес-разведке должны соблюдаться требования законодательства о различных видах тайны (государственной, служебной и др.).
Федеральный [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=156039;fld=134"]закон[/DLMURL] от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории РФ, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=156039;fld=134;dst=100010"]ст. 1[/DLMURL] Закона дается понятие оперативно-розыскной деятельности, под которой понимают вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=156039;fld=134"]законом[/DLMURL], в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Крайне важным в данном определении является указание на специальные органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности настоящим [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=156039;fld=134"]Законом[/DLMURL]. Исчерпывающий перечень таких органов закреплен [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=156039;fld=134;dst=100118"]ст. 13[/DLMURL] Закона.
В силу изложенного при бизнес-разведке, проводимой с соблюдением требований действующего законодательства, не должны осуществляться какие-либо оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные законом к компетенции органов, которым это право предоставлено Федеральным [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=156039;fld=134"]законом[/DLMURL].
[DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=180229;fld=134"]Закон[/DLMURL] РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" содержит понятие частного детектива и определяет требования, которым он должен соответствовать, закрепляет исчерпывающий перечень сыскных услуг.
Оказание частных детективных услуг лицом, не имеющим статуса частного детектива, либо частным детективом, но с нарушением установленных законом требований (за пределами исчерпывающего перечня детективных услуг, с использованием запрещенных средств (в т.ч. технических) и приемов и т.п.) может повлечь за собой юридическую ответственность.
Данные требования следует учитывать при наличии потребности хозяйствующего субъекта в получении информации, которая легально может быть получена лишь в результате оказания услуг, отнесенных законодателем к сыскным.
Литература
1. [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=54306;fld=134"]Указ[/DLMURL] Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов".
2. [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=ROS;n=177251;fld=134"]Указ[/DLMURL] Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации".
3. Денисов Р.В. Деловая разведка как фактор повышения конкурентоспособности предприятия: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2012. С. 8 - 9.
4. Кравцов А.А., Желнов И.И. Информационная безопасность и конкурентная разведка: состояние и перспективы подготовки квалифицированных кадров // Мир науки: научный интернет-журнал. 2014. N 1.
5. Кузьмин В.А. [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16020;fld=134"]Комментарий[/DLMURL] к Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" // СПС "Гарант". 2009.
6. Лукаш Ю.А. Бизнес-разведка как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса: Учебное пособие. М., 2012. С. 3 - 5.
7. Масленников О.В. Стратегия и механизмы управления развитием предприятий с использованием эффективной бизнес-разведки: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Орел, 2001. С. 6 - 8.
8. Палларис К. Новые технологии в разведке // Индекс безопасности. N 1. Т. 19. С. 24 - 26.
9. Петров М.И. [DLMURL="https://login.consultant.ru/link/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16829;fld=134"]Комментарий[/DLMURL] к Федеральному закону "О Федеральной службе безопасности" (постатейный). М.: Деловой двор, 2011; СПС "Гарант".
10. Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014. С. 252 - 252.
11. Шарай П.П. Бизнес-разведка как фактор конкурентной борьбы на мировых рынках высокотехнологичной продукции // Инновации. 2007. N 4. С. 35 - 36.