Договор на предоставление охранных услуг
АЛЕКСАНДР БЫЧКОВ,
начальник юридического отдела ЗАО «ТГК «Салют»
Предоставление охранных услуг производится на основании договора, заключаемого заказчиком с исполнителем. Предметом такого договора является охрана сотрудниками исполнителя объектов заказчика и (или) его работников (клиентов), их жизни и здоровья. В договоре, исходя из требований ст.ст. 432 и 779 ГК РФ, следует наименовать те объекты и тех людей, которых исполнитель будет охранять (указать адреса объектов, фамилии, имена и отчества людей, а также раскрыть их отношение к заказчику – являются его клиентами, работниками и др.). В силу требований ст.ст. 9 и 12 Закона об охране в договоре должны быть приведены реквизиты лицензии на предоставление охранных услуг (серия, номер, дата выдачи, срок действия и перечень услуг). В нем также необходимо четко прописать объем, содержание предоставляемых услуг, их порядок, срок оказания и стоимость.
В обязанности исполнителя по договору о предоставлении охранных услуг следует включить такие пункты, как обеспечение охраны объектов и (или) людей в согласованном режиме и поддержание на объектах общественного порядка. Договором должно быть определено количество охранников исполнителя, осуществляющих дежурство на объекте заказчика, а также предусмотрена обязанность исполнителя незамедлительно ставить в известность правоохранительные органы обо всех фактах административных правонарушений и преступлений.
В договор нужно ввести условие о том, что исполнитель дает гарантии заказчику, что все привлекаемые им для оказания охранных услуг сотрудники имеют необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующим удостоверением. Если заказчику на объекте требуется вооруженная охрана, то об этом также необходимо специально упомянуть в договоре. Несоответствие сотрудников и сполнителя предъявляемым к ним требованиям, которые согласованы обеими сторонами, означает существенное нарушение условий договора. На этом основании заказчик вправе его расторгнуть, поскольку изначально он соглашался оплачивать именно квалифицированные охранные услуги, а если не получил их, то, следовательно, в значительной степени лишился того, на что вправе был рассчитывать в результате заключения договора (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.12.2010 г. по делу № А03-2588/2010).
Кроме того, охранники не должны иметь каких-либо медицинских противопоказаний для выполнения своих обязанностей. Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.05.2007 г. № 300 (см. таблицу).
При заключении договора о предоставлении охранных услуг следует составлять акты приема-передачи объектов под охрану с полным перечислением всего имущества (наименование, количество, стоимость), находящегося там. Заказчик должен ставить в известность исполнителя о проведении на охраняемых объектах ремонта (текущего и капитального), а также о сдаче их в аренду. Если в случае хищения охраняемого имущества пострадавший заказчик не сможет доказать, какой именно товар, в каком количестве и на какую сумму находился на его объекте, то ему в удовлетворении требования о возмещении причиненных убытков будет отказано (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.08.2007 г. по делу № А28-2840/2006-173/9).
Необходимо учитывать, что законом ограничена сфера деятельности частных охранных организаций. Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. Их частные охранные организации обслуживать не вправе. Вот эти объекты:
• Здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, иных государственных органов РФ, органов местного самоуправления.
• Объекты, занимаемые федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов РФ.
• Объекты, занимаемые Судебным департаментом при Верховном суде РФ, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах РФ.
• Объекты органов прокуратуры РФ, в том числе объекты следственных органов Следственного комитета РФ.
• Объекты дипломатических представительств, в том числе посольств и консульских учреждений и приравненных к ним представительств международных организаций.
• Объекты общероссийских и региональных государственных телевизионных и радиовещательных организа-ций, технические центры Российской телевизионной и радиовещательной сети, телевизионный технический центр «Останкино», радиотелевизионный передающий центр (г. Казань), объекты Информационного телеграфного агентства России (ИТАР-ТАСС), федерального государственного унитарного предприятия «Российское агентство международной информации «РИА Новости».
• Объекты Центрального банка РФ.
• Объекты по производству и хранению государственных наград, монет, денежных знаков и защищенной полиграфической продукции.
• Объекты Федерального агентства по государственным резервам.
• Объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства.
• Объекты по разработке, производству, испытанию, хранению, эксплуатации и утилизации изделий космической техники, их комплектующих компонентов и объекты, предназначенные для подготовки космонавтов.
• Объекты по разработке и (или) производству средств защиты сведений, составляющих государственную тайну, объекты по хранению материалов федерального и региональных картографо-геодезических фондов РФ.
• Объекты микробиологической промышленности, противочумные учреждения, осуществляющие эпидемиологический и микробиологический надзор за особо опасными инфекциями, объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации наркотических, токсических, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей.
• Гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях.
• Средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.
• Границы морского порта, места базирования и порты захода атомного флота, объекты инфраструктуры морских портов, предназначенные для обеспечения безопасного морского судоходства.
• Объекты организации, наделенной в соответствии с федеральными законами полномочиями осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, атомные электростанции, специальные грузы, включая ядерные материалы и радиоактивные вещества (в том числе при их транспортировке), и иные ядерные и радиационные объекты на всех стадиях их существования – от строительства до вывода из эксплуатации.
• Аэропорты и объекты их инфраструктуры.
• Музеи, библиотеки, архивы, особо ценные историко-культурные и природные заповедники, архитектурно-мемориальные комплексы и иные объекты, хранящие культурные ценности, являющиеся государственной собственностью.
• Объекты Счетной палаты РФ.
• Объекты электроэнергетики – гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии. Объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам, за исключением тех, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ.
• Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Орленок», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр «Смена».
Договоры на охрану любого из вышеуказанных объектов являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ, а также в силу прямого указания на это, содержащегося в ч. 3 ст. 11 Закона об охране (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2012 г. по делу № А29-4749/2011, Постановление ФАС Уральского округа от 22.10.2009 г. № Ф09-8102/09-C5 по делу № А60-590/2009-С2). Если имеется договор на предоставление охранных услуг для ряда объектов, при этом одни из них частная охранная компания обслуживать вправе, а другие – нет, то его следует признать недействительным в части тех объектов, которые она охранять не может согласно ст. 180 ГК РФ.
Между тем даже в случае признания договора недействительным стороны все равно остаются при своем. В соответствии со ст. 167 ГК РФ ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения, она не влечет никаких правовых последствий, за исключением тех, что связаны с ее недействительностью. Результатом признания сделки недействительной является реституция, т. е. возвращение сторон в первоначальное положение, в котором они находились до момента совершения оспариваемой сделки, путем обязания их возвратить друг другу все полученное по недействительной сделке. Возврат осуществляется в натуре, а когда это сделать невозможно (если, согласно договору, кто-то пользовался имуществом, выполнял работы или оказывал услуги), то компенсируется стоимость полученного.
В рассматриваемом нами варианте предметом договора является предоставление охранных услуг, которые в случае их оказания обратно возвращены быть не могут. Следовательно, можно компенсировать только их стоимость, которой и является плата за предоставленные охранные услуги. Совершенно правомерно в связи с этим, что суды отказывают в признании недействительным договора на предоставление охранных услуг, фактически исполненного сторонами. Ведь оспариваемый контракт прекратил свое действие, его условия не могут применяться к правоотношениям сторон, следовательно, предмет спора в таком случае отсутствует и нет оснований для удовлетворения иска (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.08.2011 г. № Ф03-2953/2011).
Как правило, в договоре о предоставлении охранных услуг исполнители настаивают на получении аванса в полной сумме или в значительной ее части. Здесь следует иметь в виду, что задержка в оплате дает исполнителю право на основании ст. 328 ГК РФ приостановить оказание своих услуг до момента получения причитающегося вознаграждения. Поскольку в данной статье норма является диспозитивной, необходимо специально исключать такое правомочие исполнителя, указывая в договоре, что он не вправе приостанавливать оказание своих услуг. В противном случае, если исполнитель прекратит временно охранять объект, заказчику может быть причинен вред в виде хищения имущества, оставшегося без надлежащего надзора. Кроме того, он еще должен будет оплатить исполнителю услуги.
Важно, чтобы в договоре о предоставлении охранных услуг были согласованы все существенные условия, как этого требует ст. 432 ГК РФ, поскольку иначе он будет считаться незаключенным, а значит, никаких прав и обязанностей по нему у сторон не возникнет. Признание договора незаключенным исключает привлечение исполнителя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, поскольку если такое обязательство не возникло, то оно не может считаться нарушенным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2009 г. по делу № А44-3225/2008).
В случае хищения охраняемого имущества заказчику следует иметь в виду следующее.
Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Лицо, чье право нарушено, может требовать возмещения своих расходов, связанных с восстановлением этого права, утратой или повреждением своего имущества (реальный ущерб), а также не полученных доходов, которые оно получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ). Применение указанной меры возможно, если доказано следующее: противоправность действий причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями и возникшими убытками, наличие и размер понесенных убытков. При этом для удовлетворения требования о возмещении убытков необходимо, чтобы указанные условия были подтверждены в совокупности. Недоказанность одного из них исключает возможность удовлетворения требования о возмещении убытков (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2011 г. по делу № А26-3919/2010).
В обоснование размера понесенного ущерба заказчик должен представить акты инвентаризации, сличительные ведомости, отчеты и иные документы. При этом акт об обнаружении ущерба с фиксацией хищения заказчик обязан составить в присутствии представителя исполнителя. Если все имеющиеся документы с данными о понесенном ущербе с допустимыми и достоверными доказательствами исполнитель не опровергнет, суд удовлетворит требование заказчика о возмещении убытков (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2012 г. по делу № А57-2201/2011).
На практике недобросовестные охранные компании нередко пытаются ограничить свою ответственность перед заказчиком на случай хищения охраняемого имущества.
Статья 15 ГК РФ допускает в качестве исключения из общего правила возмещение убытков в меньшем размере, если иное не предусмотрено законом или договором. При рассмотрении одного из дел выяснилось, что стороны при заключении договора на оказание услуг по охране на случай хищения имущества заказчика добровольно установили предел ответственности исполнителя в размере 500 руб., что не противоречит ст. 15 ГК РФ. И суд отказал в признании данного условия недействительным (Постановление ФАС Поволжского округа от 25.02.2010 г. по делу № А06-2797/2009).
Основания для ограничения размера ответственности по обязательствам, в том числе права на полное возмещение убытков, предусмотрены ст. 400 ГК РФ. В ней указывается, что соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Приведенный запрет не распространяется на договоры с участием предпринимателей, поэтому эти стороны вправе в своем договоре ограничить размер ответственности по обязательствам, в том числе предусмотреть его в размере 500 руб. (Постановление ФАС Поволжского округа от 13.02.2009 г. по делу № А06-4165/2007).
Во избежание подобных ситуаций заказчику рекомендуется внимательно изучать условия заключаемого с исполнителем договора на предоставление охранных услуг и если и соглашаться на ограничение по такому договору ответственности, то только своей. Все скрытые условия заказчику следует исключать, настаивать на определении конкретной ответственности исполнителя на случай хищения, утраты имущества, отсутствия охранников на своем месте, несвоевременного реагирования ими на вызовы «тревожной кнопки» и иные. Ответственность исполнителя целесообразно определять в виде штрафной неустойки, чтобы свои убытки заказчик смог взыскать с него в полной сумме сверх такой неустойки.
При разрешении вопроса о взыскании с заказчика задолженности за предоставленные охранные услуги следует исходить из доказанности исполнителем факта оказания услуг и отсутствия у заказчика претензий к их качеству. Акт выполненных работ или оказанных услуг не является единственным доказательством в этом случае, возможны и иные допустимые доказательства, в частности акты сверки, акты об оказании услуг, составленные исполнителем в одностороннем порядке и высланные почтой заказчику, если он в разумный срок не подписал их, а также свидетельские показания. В одном деле окружной суд отклонил довод заказчика о неправомерном принятии в качестве доказательств свидетельских показаний сотрудников исполнителя. Он указал, что пояснения охранников отбирались в установленном законом порядке правоохранительными органами, при этом из их содержания следует, что дававшие их лица в настоящее время не являются сотрудниками исполнителя, следовательно, не находятся от него в трудовой зависимости (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.12.2011 г. № Ф03-5793/2011).
В заключение необходимо отметить, что охранное предприятие не вправе страховать связанные с хищением принятого под охрану имущества риски наступления ответственности по договору оказания охранных услуг и несения соответствующих расходов по возмещению вреда, причиненного контрагенту, в связи с ненадлежащим оказанием охранных услуг. Согласно п. 1 ст. 932 ГК РФ, страхование риска ответственности за нарушение договора допускается только в случаях, предусмотренных законом. При этом Закон об охране возможности страхования договорной ответственности предприятий, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, не предполагает (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.09.2010 г. по делу № А03-13734/2008).
Директор по безопасности - "Договор на предоставление охранных услуг"
АЛЕКСАНДР БЫЧКОВ,
начальник юридического отдела ЗАО «ТГК «Салют»
Предоставление охранных услуг производится на основании договора, заключаемого заказчиком с исполнителем. Предметом такого договора является охрана сотрудниками исполнителя объектов заказчика и (или) его работников (клиентов), их жизни и здоровья. В договоре, исходя из требований ст.ст. 432 и 779 ГК РФ, следует наименовать те объекты и тех людей, которых исполнитель будет охранять (указать адреса объектов, фамилии, имена и отчества людей, а также раскрыть их отношение к заказчику – являются его клиентами, работниками и др.). В силу требований ст.ст. 9 и 12 Закона об охране в договоре должны быть приведены реквизиты лицензии на предоставление охранных услуг (серия, номер, дата выдачи, срок действия и перечень услуг). В нем также необходимо четко прописать объем, содержание предоставляемых услуг, их порядок, срок оказания и стоимость.
В обязанности исполнителя по договору о предоставлении охранных услуг следует включить такие пункты, как обеспечение охраны объектов и (или) людей в согласованном режиме и поддержание на объектах общественного порядка. Договором должно быть определено количество охранников исполнителя, осуществляющих дежурство на объекте заказчика, а также предусмотрена обязанность исполнителя незамедлительно ставить в известность правоохранительные органы обо всех фактах административных правонарушений и преступлений.
В договор нужно ввести условие о том, что исполнитель дает гарантии заказчику, что все привлекаемые им для оказания охранных услуг сотрудники имеют необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующим удостоверением. Если заказчику на объекте требуется вооруженная охрана, то об этом также необходимо специально упомянуть в договоре. Несоответствие сотрудников и сполнителя предъявляемым к ним требованиям, которые согласованы обеими сторонами, означает существенное нарушение условий договора. На этом основании заказчик вправе его расторгнуть, поскольку изначально он соглашался оплачивать именно квалифицированные охранные услуги, а если не получил их, то, следовательно, в значительной степени лишился того, на что вправе был рассчитывать в результате заключения договора (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.12.2010 г. по делу № А03-2588/2010).
Кроме того, охранники не должны иметь каких-либо медицинских противопоказаний для выполнения своих обязанностей. Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.05.2007 г. № 300 (см. таблицу).
При заключении договора о предоставлении охранных услуг следует составлять акты приема-передачи объектов под охрану с полным перечислением всего имущества (наименование, количество, стоимость), находящегося там. Заказчик должен ставить в известность исполнителя о проведении на охраняемых объектах ремонта (текущего и капитального), а также о сдаче их в аренду. Если в случае хищения охраняемого имущества пострадавший заказчик не сможет доказать, какой именно товар, в каком количестве и на какую сумму находился на его объекте, то ему в удовлетворении требования о возмещении причиненных убытков будет отказано (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.08.2007 г. по делу № А28-2840/2006-173/9).
Необходимо учитывать, что законом ограничена сфера деятельности частных охранных организаций. Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. Их частные охранные организации обслуживать не вправе. Вот эти объекты:
• Здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, иных государственных органов РФ, органов местного самоуправления.
• Объекты, занимаемые федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов РФ.
• Объекты, занимаемые Судебным департаментом при Верховном суде РФ, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах РФ.
• Объекты органов прокуратуры РФ, в том числе объекты следственных органов Следственного комитета РФ.
• Объекты дипломатических представительств, в том числе посольств и консульских учреждений и приравненных к ним представительств международных организаций.
• Объекты общероссийских и региональных государственных телевизионных и радиовещательных организа-ций, технические центры Российской телевизионной и радиовещательной сети, телевизионный технический центр «Останкино», радиотелевизионный передающий центр (г. Казань), объекты Информационного телеграфного агентства России (ИТАР-ТАСС), федерального государственного унитарного предприятия «Российское агентство международной информации «РИА Новости».
• Объекты Центрального банка РФ.
• Объекты по производству и хранению государственных наград, монет, денежных знаков и защищенной полиграфической продукции.
• Объекты Федерального агентства по государственным резервам.
• Объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства.
• Объекты по разработке, производству, испытанию, хранению, эксплуатации и утилизации изделий космической техники, их комплектующих компонентов и объекты, предназначенные для подготовки космонавтов.
• Объекты по разработке и (или) производству средств защиты сведений, составляющих государственную тайну, объекты по хранению материалов федерального и региональных картографо-геодезических фондов РФ.
• Объекты микробиологической промышленности, противочумные учреждения, осуществляющие эпидемиологический и микробиологический надзор за особо опасными инфекциями, объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации наркотических, токсических, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей.
• Гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях.
• Средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.
• Границы морского порта, места базирования и порты захода атомного флота, объекты инфраструктуры морских портов, предназначенные для обеспечения безопасного морского судоходства.
• Объекты организации, наделенной в соответствии с федеральными законами полномочиями осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, атомные электростанции, специальные грузы, включая ядерные материалы и радиоактивные вещества (в том числе при их транспортировке), и иные ядерные и радиационные объекты на всех стадиях их существования – от строительства до вывода из эксплуатации.
• Аэропорты и объекты их инфраструктуры.
• Музеи, библиотеки, архивы, особо ценные историко-культурные и природные заповедники, архитектурно-мемориальные комплексы и иные объекты, хранящие культурные ценности, являющиеся государственной собственностью.
• Объекты Счетной палаты РФ.
• Объекты электроэнергетики – гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии. Объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам, за исключением тех, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ.
• Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Орленок», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр «Смена».
Договоры на охрану любого из вышеуказанных объектов являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ, а также в силу прямого указания на это, содержащегося в ч. 3 ст. 11 Закона об охране (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2012 г. по делу № А29-4749/2011, Постановление ФАС Уральского округа от 22.10.2009 г. № Ф09-8102/09-C5 по делу № А60-590/2009-С2). Если имеется договор на предоставление охранных услуг для ряда объектов, при этом одни из них частная охранная компания обслуживать вправе, а другие – нет, то его следует признать недействительным в части тех объектов, которые она охранять не может согласно ст. 180 ГК РФ.
Между тем даже в случае признания договора недействительным стороны все равно остаются при своем. В соответствии со ст. 167 ГК РФ ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения, она не влечет никаких правовых последствий, за исключением тех, что связаны с ее недействительностью. Результатом признания сделки недействительной является реституция, т. е. возвращение сторон в первоначальное положение, в котором они находились до момента совершения оспариваемой сделки, путем обязания их возвратить друг другу все полученное по недействительной сделке. Возврат осуществляется в натуре, а когда это сделать невозможно (если, согласно договору, кто-то пользовался имуществом, выполнял работы или оказывал услуги), то компенсируется стоимость полученного.
В рассматриваемом нами варианте предметом договора является предоставление охранных услуг, которые в случае их оказания обратно возвращены быть не могут. Следовательно, можно компенсировать только их стоимость, которой и является плата за предоставленные охранные услуги. Совершенно правомерно в связи с этим, что суды отказывают в признании недействительным договора на предоставление охранных услуг, фактически исполненного сторонами. Ведь оспариваемый контракт прекратил свое действие, его условия не могут применяться к правоотношениям сторон, следовательно, предмет спора в таком случае отсутствует и нет оснований для удовлетворения иска (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.08.2011 г. № Ф03-2953/2011).
Как правило, в договоре о предоставлении охранных услуг исполнители настаивают на получении аванса в полной сумме или в значительной ее части. Здесь следует иметь в виду, что задержка в оплате дает исполнителю право на основании ст. 328 ГК РФ приостановить оказание своих услуг до момента получения причитающегося вознаграждения. Поскольку в данной статье норма является диспозитивной, необходимо специально исключать такое правомочие исполнителя, указывая в договоре, что он не вправе приостанавливать оказание своих услуг. В противном случае, если исполнитель прекратит временно охранять объект, заказчику может быть причинен вред в виде хищения имущества, оставшегося без надлежащего надзора. Кроме того, он еще должен будет оплатить исполнителю услуги.
Важно, чтобы в договоре о предоставлении охранных услуг были согласованы все существенные условия, как этого требует ст. 432 ГК РФ, поскольку иначе он будет считаться незаключенным, а значит, никаких прав и обязанностей по нему у сторон не возникнет. Признание договора незаключенным исключает привлечение исполнителя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, поскольку если такое обязательство не возникло, то оно не может считаться нарушенным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2009 г. по делу № А44-3225/2008).
В случае хищения охраняемого имущества заказчику следует иметь в виду следующее.
Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Лицо, чье право нарушено, может требовать возмещения своих расходов, связанных с восстановлением этого права, утратой или повреждением своего имущества (реальный ущерб), а также не полученных доходов, которые оно получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ). Применение указанной меры возможно, если доказано следующее: противоправность действий причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями и возникшими убытками, наличие и размер понесенных убытков. При этом для удовлетворения требования о возмещении убытков необходимо, чтобы указанные условия были подтверждены в совокупности. Недоказанность одного из них исключает возможность удовлетворения требования о возмещении убытков (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2011 г. по делу № А26-3919/2010).
В обоснование размера понесенного ущерба заказчик должен представить акты инвентаризации, сличительные ведомости, отчеты и иные документы. При этом акт об обнаружении ущерба с фиксацией хищения заказчик обязан составить в присутствии представителя исполнителя. Если все имеющиеся документы с данными о понесенном ущербе с допустимыми и достоверными доказательствами исполнитель не опровергнет, суд удовлетворит требование заказчика о возмещении убытков (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2012 г. по делу № А57-2201/2011).
На практике недобросовестные охранные компании нередко пытаются ограничить свою ответственность перед заказчиком на случай хищения охраняемого имущества.
Статья 15 ГК РФ допускает в качестве исключения из общего правила возмещение убытков в меньшем размере, если иное не предусмотрено законом или договором. При рассмотрении одного из дел выяснилось, что стороны при заключении договора на оказание услуг по охране на случай хищения имущества заказчика добровольно установили предел ответственности исполнителя в размере 500 руб., что не противоречит ст. 15 ГК РФ. И суд отказал в признании данного условия недействительным (Постановление ФАС Поволжского округа от 25.02.2010 г. по делу № А06-2797/2009).
Основания для ограничения размера ответственности по обязательствам, в том числе права на полное возмещение убытков, предусмотрены ст. 400 ГК РФ. В ней указывается, что соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Приведенный запрет не распространяется на договоры с участием предпринимателей, поэтому эти стороны вправе в своем договоре ограничить размер ответственности по обязательствам, в том числе предусмотреть его в размере 500 руб. (Постановление ФАС Поволжского округа от 13.02.2009 г. по делу № А06-4165/2007).
Во избежание подобных ситуаций заказчику рекомендуется внимательно изучать условия заключаемого с исполнителем договора на предоставление охранных услуг и если и соглашаться на ограничение по такому договору ответственности, то только своей. Все скрытые условия заказчику следует исключать, настаивать на определении конкретной ответственности исполнителя на случай хищения, утраты имущества, отсутствия охранников на своем месте, несвоевременного реагирования ими на вызовы «тревожной кнопки» и иные. Ответственность исполнителя целесообразно определять в виде штрафной неустойки, чтобы свои убытки заказчик смог взыскать с него в полной сумме сверх такой неустойки.
При разрешении вопроса о взыскании с заказчика задолженности за предоставленные охранные услуги следует исходить из доказанности исполнителем факта оказания услуг и отсутствия у заказчика претензий к их качеству. Акт выполненных работ или оказанных услуг не является единственным доказательством в этом случае, возможны и иные допустимые доказательства, в частности акты сверки, акты об оказании услуг, составленные исполнителем в одностороннем порядке и высланные почтой заказчику, если он в разумный срок не подписал их, а также свидетельские показания. В одном деле окружной суд отклонил довод заказчика о неправомерном принятии в качестве доказательств свидетельских показаний сотрудников исполнителя. Он указал, что пояснения охранников отбирались в установленном законом порядке правоохранительными органами, при этом из их содержания следует, что дававшие их лица в настоящее время не являются сотрудниками исполнителя, следовательно, не находятся от него в трудовой зависимости (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.12.2011 г. № Ф03-5793/2011).
В заключение необходимо отметить, что охранное предприятие не вправе страховать связанные с хищением принятого под охрану имущества риски наступления ответственности по договору оказания охранных услуг и несения соответствующих расходов по возмещению вреда, причиненного контрагенту, в связи с ненадлежащим оказанием охранных услуг. Согласно п. 1 ст. 932 ГК РФ, страхование риска ответственности за нарушение договора допускается только в случаях, предусмотренных законом. При этом Закон об охране возможности страхования договорной ответственности предприятий, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, не предполагает (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.09.2010 г. по делу № А03-13734/2008).
Директор по безопасности - "Договор на предоставление охранных услуг"