Бездоговорное реагирование сотрудниками Министерства внутренних дел (МВД) РФ на поступающие с пультов централизованной охраны сигналы о происшествиях, ставит под сомнение целесообразность сохранения у полиции функции по охране на договорной основе имущества граждан и организаций. Об этом сообщил журналистам начальник главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-полковник полиции Михаил Суходольский. По его словам, таким образом, указанный сегмент рынка фактически полностью передается коммерческим организациям, а сотрудники органов внутренних дел должны сосредоточиться на объектах, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с утверждаемым правительством РФ перечнем.
По мнению М.Суходольского, подразделения вневедомственной охраны, как органы управления, должны быть ориентированы на реализацию функций по инспектированию подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, а также контролю за соблюдением установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан. "Это стало бы разумным шагом еще и потому, что сегодня вневедомственная охрана - это "игрок", который пытается "усидеть на двух стульях. С одной стороны, они сами реализуют охранные функции, с другой - осуществляют контроль за отдельными направлениями деятельности других охранных структур, в чем усматривается элемент недобросовестной конкуренции", - пояснил генерал полиции.
Он также добавил, что нужно учесть наличие в структуре органов внутренних дел соответствующих подразделений по контролю за частной охранной и детективной деятельностью, что в связке с вневедомственной охраной дает еще больше оснований для таких выводов. "И если раньше данное положение дел было объяснимо, то на сегодня все сложнее рассуждать о целесообразности сохранения таких сомнительных вариантов организации деятельности. Двойственность данных подразделений является также камнем преткновения для определения организационно-правовой формы их функционирования", - уточнил М.Суходольский.
Так, сегодня активно обсуждается перспектива формирования на базе управлений (отделов) вневедомственной охраны федеральных казенных учреждений с филиальной системой на местах. При этом возникает ряд организационных вопросов, не позволяющих оценить реальную необходимость такого рода решений и их перспективность. По словам главы полиции Санкт-Петербурга, речь, в частности, идет о месте вновь создаваемого учреждения в системе управления органов внутренних дел, поскольку оно "выпадает" из структуры аппарата управления территориальных органов МВД России. Не вполне ясен и статус собственно персонала казенного учреждения, который, являясь служащим, одновременно должен именоваться сотрудником полиции и выполнять правоохранительные задачи с оружием и специальными средствами.
"Дальнейшее затягивание данного вопроса влечет к стагнации в данной сфере, не дает развиваться частным охранным структурам, а органам внутренних дел не позволяет полноценно контролировать последних, поскольку они сами являются, по сути, частью коммерческого охранного сообщества", - сказал М.Суходольский. Вместе с тем, развитие этого сегмента рынка многократно окупит за счет налоговых поступлений те издержки, которые одномоментно могут возникнуть при окончательном высвобождении полиции от функций по договорной охране. По словам генерала, одновременно с указанными мерами особое внимание следует обратить на необходимость появления новых институтов в сфере охранных услуг, одним из которых выступают страховые компании. "По сути, они могут стать независимыми аудиторами объективности и качества услуг, представляемых другими субъектами рынка, поскольку, выдавая заключение о страховании имущества, фактически подтверждают эффективность охраны", - заключил М.Суходольский.
По мнению М.Суходольского, подразделения вневедомственной охраны, как органы управления, должны быть ориентированы на реализацию функций по инспектированию подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, а также контролю за соблюдением установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан. "Это стало бы разумным шагом еще и потому, что сегодня вневедомственная охрана - это "игрок", который пытается "усидеть на двух стульях. С одной стороны, они сами реализуют охранные функции, с другой - осуществляют контроль за отдельными направлениями деятельности других охранных структур, в чем усматривается элемент недобросовестной конкуренции", - пояснил генерал полиции.
Он также добавил, что нужно учесть наличие в структуре органов внутренних дел соответствующих подразделений по контролю за частной охранной и детективной деятельностью, что в связке с вневедомственной охраной дает еще больше оснований для таких выводов. "И если раньше данное положение дел было объяснимо, то на сегодня все сложнее рассуждать о целесообразности сохранения таких сомнительных вариантов организации деятельности. Двойственность данных подразделений является также камнем преткновения для определения организационно-правовой формы их функционирования", - уточнил М.Суходольский.
Так, сегодня активно обсуждается перспектива формирования на базе управлений (отделов) вневедомственной охраны федеральных казенных учреждений с филиальной системой на местах. При этом возникает ряд организационных вопросов, не позволяющих оценить реальную необходимость такого рода решений и их перспективность. По словам главы полиции Санкт-Петербурга, речь, в частности, идет о месте вновь создаваемого учреждения в системе управления органов внутренних дел, поскольку оно "выпадает" из структуры аппарата управления территориальных органов МВД России. Не вполне ясен и статус собственно персонала казенного учреждения, который, являясь служащим, одновременно должен именоваться сотрудником полиции и выполнять правоохранительные задачи с оружием и специальными средствами.
"Дальнейшее затягивание данного вопроса влечет к стагнации в данной сфере, не дает развиваться частным охранным структурам, а органам внутренних дел не позволяет полноценно контролировать последних, поскольку они сами являются, по сути, частью коммерческого охранного сообщества", - сказал М.Суходольский. Вместе с тем, развитие этого сегмента рынка многократно окупит за счет налоговых поступлений те издержки, которые одномоментно могут возникнуть при окончательном высвобождении полиции от функций по договорной охране. По словам генерала, одновременно с указанными мерами особое внимание следует обратить на необходимость появления новых институтов в сфере охранных услуг, одним из которых выступают страховые компании. "По сути, они могут стать независимыми аудиторами объективности и качества услуг, представляемых другими субъектами рынка, поскольку, выдавая заключение о страховании имущества, фактически подтверждают эффективность охраны", - заключил М.Суходольский.