- Регистрация
- 11 Ноябрь 2010
- Сообщения
- 204
- Реакции
- 8
- Баллы
- 38
- Возраст
- 65
- Веб-сайт
- www.iks-info.narod2.ru
Социальные сети делают подростков одинокими и агрессивными
Ноги девушки подвешены за какой-то крюк. Руки связаны за спиной. Рот заткнут кляпом. Хрупкое тельце погружено в ванну, доверху наполненную водой. Сначала она пыталась приподняться, но ничего не получалось: веревки слишком сильно сдавливали запястья и щиколотки. Через минуту все утихло, лишь последняя конвульсия пронзила тело.
Это не художественный фильм, а домашнее видео из Интернета, которое перепостили все кому не лень в социальных сетях. «Круто он ее!», «Респект!», «Рано он ее вытащил, еще может оклематься. Надо 11 минут выдерживать». Это лишь немногие комментарии к видеоролику. Кто-то писал, что это постановка и на лице у девушки наверняка маска с кислородом. Мне искренне хочется в это верить. Но даже если это и так, стоит ли такие видео распространять в соцсетях? Расчленение животных крупным планом, избиение бомжей и одноклассников, пытки и четвероногих, и двуногих…
Кем соцсети воспитывают наших детей?
ПОНАРОШКУ
Многие из читателей отмахнутся: при чем тут социальные сети, вон, достаточно телевизор включить, а еще хлеще компьютерные игры. И будут правы, ведь еще в конце 1980-х годов пятилетний мальчик посмотрел мультфильм про Бивиса и Батхеда на MTV. Мультяшки пытались поджечь дом. И мальчик тоже попробовал - в результате сгорел трейлер, в котором жила его семья, и его двухлетняя сестренка.
В 1999 году в США двое школьников, живущих в городе Литл-тон, штат Колорадо, убили 12 своих одноклассников и ранили 23, после чего застрелились. Следователи выяснили, что толкнула на преступление подростков популярная компьютерная игра Doom. Одноклассников, с которыми у них не сложились отношения, будущие убийцы называли монстрами (по сюжету Doom, герой воюет с человекоподобными монстрами).
В XXI веке таких случаев стало больше. Но все равно они единичны. Объясняется это легко. Когда ребенок смотрит телевизор или играет в компьютерную игру, он понимает, что все это не по-настоящему. Герои нарисованы, ситуации вымышлены. А вот социальные сети, вроде такие безобидные на первый взгляд, таят серьезную угрозу.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЗОМБИ
Британский ученый и писательница Сьюзан Гринфилд доказала, что дети, воспитанные в соцсетях, теряют способность к сопереживанию. Верить на слово не хочется. Но давайте разберемся. Как утверждает ученый, ребенок, зависающий на Facebook, перестает краснеть, заботиться о собеседнике, строить реальный диалог. Неужели это так?
Как пояснили мне в Институте психологии Российской академии наук, в соцсетях теряют значение те средства общения, которые «остаются за словами». Человек легко может скрывать или показывать отсутствующие переживания. Становятся неважными пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность, умение общаться.
А ведь человеческий мозг устроен так, что впечатление о человеке мы на 70 процентов составляем из невербальной информации. А в соцсетях получается, что мы отключаем свой мозг. И готовы общаться с каждым не задумываясь. И мало того что добавляют в друзей кого угодно, но и требуют к себе постоянного внимания.
- В 1999 году люди писали в ЖЖ, что у них есть кот, в 2004-м - выкладывали фото и видео этого кота, в 2010-м они могут писать в Твиттер раз в час о том, что их кот чихнул, - объясняет Сьюзанн Гринфилд. - Большинство пользователей начинают сообщать друг другу о том, что никому не нужно знать, просто потому, что у них есть такая возможность. Это напоминает поведение ребенка, который говорит: «Мама, посмотри, я надел носок!» - и постоянно нуждается в том, чтобы на него обратили внимание, потому что таким образом он получает подтверждение собственному существованию. И этой же моделью поведения дети пользуются в реальной жизни.
Но в настоящей жизни никому не интересно реагировать на каждое известие о новой родинке на теле, о супе на ужин. Не готовы друзья и знакомые моментально реагировать на новое фото и просто не в состоянии общаться 24 часа. И это становится трагедией.
Многие психологи утверждают, что соцсети помогают современному молодому поколению не чувствовать себя одиноким, борются с депрессией. Но на самом деле все наоборот: ребенок настолько привыкает к тому, что его постоянно оценивают и замечают, что в реальной среде ему трудно. И либо у него наступает депрессия, либо он целиком уходит в виртуальные сети, отгораживаясь от мира.
Ребенок, воспитанный в соцсетях, не умеет разбираться в людях, не способен грамотно разговаривать и строить диалог, не утруждает себя такими чувствами, как сочувствие. И если допустить малыша в этот виртуальный мир, то машина воспитает машину. У Терминатора хотя бы была физическая неуязвимость, а эти кибер-детки даже психологически получаются не готовы к жизни в пока еще не виртуальном мире.
НИЧЕГО НЕ БУДЕТ
Но и это не верхушка айсберга. У детей стираются гораздо более важные границы. Они не чувствуют ответственности. Ребенок может представить себя в Сети кем угодно, показать только свои выгодные черты. Он сам выбирает, с кем дружить, а с кем нет. И если чем-то друг не устроил, его легко можно поставить в игнор. И не надо ничего объяснять.
Так же легко можно оскорбить человека, унизить и растоптать. И все это сойдет с рук, да и слез и переживаний своего врага ребенок не увидит, ему не станет стыдно.
- Подрастающее поколение без ума от соцсетей, но редко представляет себе последствия чрезмерной открытости и гиперкоммуникативности. Гонка за количеством друзей, неразборчивость в контактах, безответственность и сомнительная осведомленность о privacy-настройках профилей, как и благие намерения, ведут прямиком в ад, - уверен основатель компании «Лаборатория Касперского» Евгений Касперский.
Схема дальше начинает раскручиваться самостоятельно. Оставим за скобками, что в соцсетях сидят педофилы, маньяки, воры. Об этом и так написаны трактаты. Есть угрозы и пострашнее. Якобы друзья кидают прикольное видео. И все смотрят, как в ванне топят девушку. И потом этот друг первым пишет: «Клево он ее!»
- Особенно сильно изменяется поведение человека под влиянием группы. Срабатывает закон толпы. Происходит оглупление массы, снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное, - говорит психолог Надежда Васильева. - А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу сверстников сильнее любой другой потребности. Вспомните фильм «Чучело» Ролана Быкова, где подростки, поддавшись влиянию неформальных лидеров класса, объявляют бойкот девочке, которая отличается от всех. В каждой социальной группе есть свои «аутсайдеры» - дети, по разным причинам ставшие изгоями. И мало кто из подростков захочет заступиться за того, против кого ополчилось большинство, чтобы не быть также отверженным группой.
Подросток автоматически отвечает своему другу: «Да. Клево! А я бы еще ее побил». А потом его поддерживают еще 10 - 20 - 100, а иногда и тысячи ему подобных. Классно! И ни один не вспоминает, что это убийство. Наоборот, все больше делается акцент на том, что «чувак убил, а ему ничего не было, а видео все рекорды побило». Курс обозначен.
А ПОЧЕМУ БЫ НЕТ?
И в голове ребенка зарождается страшная мысль: а может, попробовать?
- С распространением социальных сетей в Интернете возникло явление «опубличивания» частной жизни. Ради увеличения своего рейтинга подростки снимают на видео жестокие сцены (они пользуются огромной популярностью, потому что вызывают сильные чувства зрителей) и размещают их на своих страницах. Таким образом, участники избиения становятся героями фильмов, а это добавляет куража. Жестокость удваивается, подкрепленная этим драйвом, и помножается на подсмотренную с экрана жестокость, - уверена Васильева.
Их подогревают их же сверстники, а зачастую психически нездоровые взрослые. И ребенок совершает какой-нибудь незначительный проступок - бьет соседа или пинает котенка. И выкладывает в Сеть. Ему кричат: давай еще!
Получается, что ребенок, которого соцсети научили легко расправляться с неугодными, зачастую унижая их, провоцируется на жестокость. Так соцсеть становится тем самым управляющим механизмом, который распоряжается пользователями на свое усмотрение.
МАСШТАБЫ КАТАСТРОФЫ
Не знают, с кем «дружат»
Американские педиатры выявили взаимосвязь между пропагандой насилия в Интернете и жестоким поведением среди подростков. В центре Internet Solutions for Kids в Санта-Анне (Калифорния) уверены, что наиболее серьезное влияние на психику ребенка оказывают жестокие видеоролики, распространенные в соцсетях. Подростки, которые рассказали, что «чаще всего» посещали интернет-ресурсы, содержащие видеоматериалы «реальных драк, перестрелок и убийств людей», оказались в 5 раз более склонными к жестокому поведению, чем их сверстники, не посещающие подобных веб-сайтов.
Российские же дети всегда летят впереди паровоза. По результатам международного исследования «Дети ЕС Онлайн», российские ребята начинают пользоваться Интернетом позже, чем европейские. В среднем с 10 лет. Но при этом дети из России пользуются Интернетом более активно и с большим риском. Ведь большинство (80 процентов) российских детей блуждают по Интернету абсолютно самостоятельно. При этом более четверти детей проводят в Сети от 7 до 14 часов в неделю - т. е. около одного-двух часов в день, каждый шестой ребенок - от 14 до 21 часа, каждый пятый - более 21 часа в неделю. Часть этих детей в прямом смысле живут в Сети, проводя онлайн по двое или трое суток в неделю. Более 80% российских подростков имеют профиль в социальной сети, у каждого шестого из них - более 100 друзей, 4% детей имеют более 300 друзей в социальной сети.
- Я был поражен данными OnGuard Online: 22% пользователей соцсетей от 16 до 24 лет вообще не знают людей, с которыми они «дружат», - предупреждает Евгений Касперский. - Нет никакой гарантии, что приватная информация из профилей и «стен» не попадет в «неправильные» руки. И помните, что киднеппинг и маньяки всего лишь вероятностная верхушка айсберга.
Специалисты считают, что социальные сети должны контролировать все, что размещают пользователи, и особое внимание уделять детям. Но пока ни у кого нет никакой ответственности. Как сообщили в социальной сети ВКонтакте, пользователь имеет право создавать любые группы, выкладывать любую информацию, в том числе видео жестокого содержания…
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Как защитить ребенка от жестокости в Интернете?
- С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное - формировать способность к сочувствию и сопереживанию.
- Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.
- В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости - ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!
- Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.
- Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.
- Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.
- Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимания или превратить происходящее в шутку и др.).
- Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты - сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Дурной пример
Легко винить подростков... А взрослые? Тысячи серьезных, вроде бы загруженных на работе и дома людей часами просиживают то в Facebook, то в Одноклассниках, описывая чуть ли не каждый свой шаг: «Был в ресторане, вкусно...», «Пошел на конференцию - скучно».
Может быть, взрослые и не используют приемы подростков вроде скандальных и жутко жестоких видеороликов, чтобы поднять собственную популярность в соцсети, но уже сам факт того, что мама (папа) подсели на пустопорожнее (зачастую увы) общение с малознакомыми «друзьями», - уже пример. Пример для их детей.
Сейчас нередко бывает так, что мама с сыном переписываются в чате: «Ты сходишь на кухню, выключишь чайник?» Оба сидят за своими компьютерами и не в силах вырваться из виртуального мира, чтобы просто вместе посидеть за чаем, обсудить проблемы или просто пообщаться.
Идет эмоциональное выгорание как взрослых, подсевших на Сеть, так и их детей. Второе поколение...
На самом деле глубоких исследований о том, как влияют соцсети на психику людей разного возраста, еще нет. Есть интересные научные работы, но пока локальные.
А жаль. Следующее поколение, выросшее и воспитанное уже по большей части Интернетом, будет существенно отличаться от поколения нынешнего, не говоря о наших предшественниках. Но вот в какую сторону? Как они изменят реальный мир? Пойди сегодня пойми...
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования
Ссылка не действительна
Ноги девушки подвешены за какой-то крюк. Руки связаны за спиной. Рот заткнут кляпом. Хрупкое тельце погружено в ванну, доверху наполненную водой. Сначала она пыталась приподняться, но ничего не получалось: веревки слишком сильно сдавливали запястья и щиколотки. Через минуту все утихло, лишь последняя конвульсия пронзила тело.
Это не художественный фильм, а домашнее видео из Интернета, которое перепостили все кому не лень в социальных сетях. «Круто он ее!», «Респект!», «Рано он ее вытащил, еще может оклематься. Надо 11 минут выдерживать». Это лишь немногие комментарии к видеоролику. Кто-то писал, что это постановка и на лице у девушки наверняка маска с кислородом. Мне искренне хочется в это верить. Но даже если это и так, стоит ли такие видео распространять в соцсетях? Расчленение животных крупным планом, избиение бомжей и одноклассников, пытки и четвероногих, и двуногих…
Кем соцсети воспитывают наших детей?
ПОНАРОШКУ
Многие из читателей отмахнутся: при чем тут социальные сети, вон, достаточно телевизор включить, а еще хлеще компьютерные игры. И будут правы, ведь еще в конце 1980-х годов пятилетний мальчик посмотрел мультфильм про Бивиса и Батхеда на MTV. Мультяшки пытались поджечь дом. И мальчик тоже попробовал - в результате сгорел трейлер, в котором жила его семья, и его двухлетняя сестренка.
В 1999 году в США двое школьников, живущих в городе Литл-тон, штат Колорадо, убили 12 своих одноклассников и ранили 23, после чего застрелились. Следователи выяснили, что толкнула на преступление подростков популярная компьютерная игра Doom. Одноклассников, с которыми у них не сложились отношения, будущие убийцы называли монстрами (по сюжету Doom, герой воюет с человекоподобными монстрами).
В XXI веке таких случаев стало больше. Но все равно они единичны. Объясняется это легко. Когда ребенок смотрит телевизор или играет в компьютерную игру, он понимает, что все это не по-настоящему. Герои нарисованы, ситуации вымышлены. А вот социальные сети, вроде такие безобидные на первый взгляд, таят серьезную угрозу.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЗОМБИ
Британский ученый и писательница Сьюзан Гринфилд доказала, что дети, воспитанные в соцсетях, теряют способность к сопереживанию. Верить на слово не хочется. Но давайте разберемся. Как утверждает ученый, ребенок, зависающий на Facebook, перестает краснеть, заботиться о собеседнике, строить реальный диалог. Неужели это так?
Как пояснили мне в Институте психологии Российской академии наук, в соцсетях теряют значение те средства общения, которые «остаются за словами». Человек легко может скрывать или показывать отсутствующие переживания. Становятся неважными пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность, умение общаться.
А ведь человеческий мозг устроен так, что впечатление о человеке мы на 70 процентов составляем из невербальной информации. А в соцсетях получается, что мы отключаем свой мозг. И готовы общаться с каждым не задумываясь. И мало того что добавляют в друзей кого угодно, но и требуют к себе постоянного внимания.
- В 1999 году люди писали в ЖЖ, что у них есть кот, в 2004-м - выкладывали фото и видео этого кота, в 2010-м они могут писать в Твиттер раз в час о том, что их кот чихнул, - объясняет Сьюзанн Гринфилд. - Большинство пользователей начинают сообщать друг другу о том, что никому не нужно знать, просто потому, что у них есть такая возможность. Это напоминает поведение ребенка, который говорит: «Мама, посмотри, я надел носок!» - и постоянно нуждается в том, чтобы на него обратили внимание, потому что таким образом он получает подтверждение собственному существованию. И этой же моделью поведения дети пользуются в реальной жизни.
Но в настоящей жизни никому не интересно реагировать на каждое известие о новой родинке на теле, о супе на ужин. Не готовы друзья и знакомые моментально реагировать на новое фото и просто не в состоянии общаться 24 часа. И это становится трагедией.
Многие психологи утверждают, что соцсети помогают современному молодому поколению не чувствовать себя одиноким, борются с депрессией. Но на самом деле все наоборот: ребенок настолько привыкает к тому, что его постоянно оценивают и замечают, что в реальной среде ему трудно. И либо у него наступает депрессия, либо он целиком уходит в виртуальные сети, отгораживаясь от мира.
Ребенок, воспитанный в соцсетях, не умеет разбираться в людях, не способен грамотно разговаривать и строить диалог, не утруждает себя такими чувствами, как сочувствие. И если допустить малыша в этот виртуальный мир, то машина воспитает машину. У Терминатора хотя бы была физическая неуязвимость, а эти кибер-детки даже психологически получаются не готовы к жизни в пока еще не виртуальном мире.
НИЧЕГО НЕ БУДЕТ
Но и это не верхушка айсберга. У детей стираются гораздо более важные границы. Они не чувствуют ответственности. Ребенок может представить себя в Сети кем угодно, показать только свои выгодные черты. Он сам выбирает, с кем дружить, а с кем нет. И если чем-то друг не устроил, его легко можно поставить в игнор. И не надо ничего объяснять.
Так же легко можно оскорбить человека, унизить и растоптать. И все это сойдет с рук, да и слез и переживаний своего врага ребенок не увидит, ему не станет стыдно.
- Подрастающее поколение без ума от соцсетей, но редко представляет себе последствия чрезмерной открытости и гиперкоммуникативности. Гонка за количеством друзей, неразборчивость в контактах, безответственность и сомнительная осведомленность о privacy-настройках профилей, как и благие намерения, ведут прямиком в ад, - уверен основатель компании «Лаборатория Касперского» Евгений Касперский.
Схема дальше начинает раскручиваться самостоятельно. Оставим за скобками, что в соцсетях сидят педофилы, маньяки, воры. Об этом и так написаны трактаты. Есть угрозы и пострашнее. Якобы друзья кидают прикольное видео. И все смотрят, как в ванне топят девушку. И потом этот друг первым пишет: «Клево он ее!»
- Особенно сильно изменяется поведение человека под влиянием группы. Срабатывает закон толпы. Происходит оглупление массы, снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное, - говорит психолог Надежда Васильева. - А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу сверстников сильнее любой другой потребности. Вспомните фильм «Чучело» Ролана Быкова, где подростки, поддавшись влиянию неформальных лидеров класса, объявляют бойкот девочке, которая отличается от всех. В каждой социальной группе есть свои «аутсайдеры» - дети, по разным причинам ставшие изгоями. И мало кто из подростков захочет заступиться за того, против кого ополчилось большинство, чтобы не быть также отверженным группой.
Подросток автоматически отвечает своему другу: «Да. Клево! А я бы еще ее побил». А потом его поддерживают еще 10 - 20 - 100, а иногда и тысячи ему подобных. Классно! И ни один не вспоминает, что это убийство. Наоборот, все больше делается акцент на том, что «чувак убил, а ему ничего не было, а видео все рекорды побило». Курс обозначен.
А ПОЧЕМУ БЫ НЕТ?
И в голове ребенка зарождается страшная мысль: а может, попробовать?
- С распространением социальных сетей в Интернете возникло явление «опубличивания» частной жизни. Ради увеличения своего рейтинга подростки снимают на видео жестокие сцены (они пользуются огромной популярностью, потому что вызывают сильные чувства зрителей) и размещают их на своих страницах. Таким образом, участники избиения становятся героями фильмов, а это добавляет куража. Жестокость удваивается, подкрепленная этим драйвом, и помножается на подсмотренную с экрана жестокость, - уверена Васильева.
Их подогревают их же сверстники, а зачастую психически нездоровые взрослые. И ребенок совершает какой-нибудь незначительный проступок - бьет соседа или пинает котенка. И выкладывает в Сеть. Ему кричат: давай еще!
Получается, что ребенок, которого соцсети научили легко расправляться с неугодными, зачастую унижая их, провоцируется на жестокость. Так соцсеть становится тем самым управляющим механизмом, который распоряжается пользователями на свое усмотрение.
МАСШТАБЫ КАТАСТРОФЫ
Не знают, с кем «дружат»
Американские педиатры выявили взаимосвязь между пропагандой насилия в Интернете и жестоким поведением среди подростков. В центре Internet Solutions for Kids в Санта-Анне (Калифорния) уверены, что наиболее серьезное влияние на психику ребенка оказывают жестокие видеоролики, распространенные в соцсетях. Подростки, которые рассказали, что «чаще всего» посещали интернет-ресурсы, содержащие видеоматериалы «реальных драк, перестрелок и убийств людей», оказались в 5 раз более склонными к жестокому поведению, чем их сверстники, не посещающие подобных веб-сайтов.
Российские же дети всегда летят впереди паровоза. По результатам международного исследования «Дети ЕС Онлайн», российские ребята начинают пользоваться Интернетом позже, чем европейские. В среднем с 10 лет. Но при этом дети из России пользуются Интернетом более активно и с большим риском. Ведь большинство (80 процентов) российских детей блуждают по Интернету абсолютно самостоятельно. При этом более четверти детей проводят в Сети от 7 до 14 часов в неделю - т. е. около одного-двух часов в день, каждый шестой ребенок - от 14 до 21 часа, каждый пятый - более 21 часа в неделю. Часть этих детей в прямом смысле живут в Сети, проводя онлайн по двое или трое суток в неделю. Более 80% российских подростков имеют профиль в социальной сети, у каждого шестого из них - более 100 друзей, 4% детей имеют более 300 друзей в социальной сети.
- Я был поражен данными OnGuard Online: 22% пользователей соцсетей от 16 до 24 лет вообще не знают людей, с которыми они «дружат», - предупреждает Евгений Касперский. - Нет никакой гарантии, что приватная информация из профилей и «стен» не попадет в «неправильные» руки. И помните, что киднеппинг и маньяки всего лишь вероятностная верхушка айсберга.
Специалисты считают, что социальные сети должны контролировать все, что размещают пользователи, и особое внимание уделять детям. Но пока ни у кого нет никакой ответственности. Как сообщили в социальной сети ВКонтакте, пользователь имеет право создавать любые группы, выкладывать любую информацию, в том числе видео жестокого содержания…
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Как защитить ребенка от жестокости в Интернете?
- С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное - формировать способность к сочувствию и сопереживанию.
- Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.
- В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости - ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!
- Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.
- Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.
- Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.
- Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимания или превратить происходящее в шутку и др.).
- Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты - сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Дурной пример
Легко винить подростков... А взрослые? Тысячи серьезных, вроде бы загруженных на работе и дома людей часами просиживают то в Facebook, то в Одноклассниках, описывая чуть ли не каждый свой шаг: «Был в ресторане, вкусно...», «Пошел на конференцию - скучно».
Может быть, взрослые и не используют приемы подростков вроде скандальных и жутко жестоких видеороликов, чтобы поднять собственную популярность в соцсети, но уже сам факт того, что мама (папа) подсели на пустопорожнее (зачастую увы) общение с малознакомыми «друзьями», - уже пример. Пример для их детей.
Сейчас нередко бывает так, что мама с сыном переписываются в чате: «Ты сходишь на кухню, выключишь чайник?» Оба сидят за своими компьютерами и не в силах вырваться из виртуального мира, чтобы просто вместе посидеть за чаем, обсудить проблемы или просто пообщаться.
Идет эмоциональное выгорание как взрослых, подсевших на Сеть, так и их детей. Второе поколение...
На самом деле глубоких исследований о том, как влияют соцсети на психику людей разного возраста, еще нет. Есть интересные научные работы, но пока локальные.
А жаль. Следующее поколение, выросшее и воспитанное уже по большей части Интернетом, будет существенно отличаться от поколения нынешнего, не говоря о наших предшественниках. Но вот в какую сторону? Как они изменят реальный мир? Пойди сегодня пойми...
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования
Ссылка не действительна