- Регистрация
- 4 Декабрь 2010
- Сообщения
- 471
- Реакции
- 10
- Баллы
- 18
- Возраст
- 59
У нас с октября прошлого года шла, созданной парламентом по этому случаю рабочей группой, разработка закона о детективной деятельности.
В апреле этого года проект закона был подготовлен и представлен в парламент, где пока лежит без движения (с таким проектом может это и к лучшему). Сейчас у нас выборы в парламент, придет новая власть, не до этого закона, так что если и поднимут вопрос о законе так это будет в лучшем случай к февралю 2013г., если конечно не наступит конец света…
Выкладываю подготовлены рабочей группой проект этого закона в вольном переводе, хотя старался сохранить точность подготовленных разработчиками формулировок статей этого закона. Поскольку имел возможность знакомится с отдельными моментами процесса по подготовке этого закона, меня поражает то, что большинство членов этой рабочей группы (остальным несведущим в этих вопросах пусть будет простительно в этом отношений) имеют вроде высшее юридическое образование, а не могут юридически грамотно сформулировать положения статей закона, да и всю энергию тратят не на обсуждение главных положений этого закона, а на незначительные, малозначащие формулировки…
Закон Литовской Республики О частной детективной деятельности
(подготовлены рабочей группой парламента)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение закона
Этот закон устанавливает правовую основу, принципы, цели частной детективной деятельности, особенности организации и проведения этой деятельности, права, обязанности и ответственность лиц занимающихся частной детективной деятельностью, а также регламентирует надзор за частной детективной деятельностью.
Статья 2. Основные понятия настоящего закона
1. ХХ Работник - нанятое частным детективом, группой частных детективов или предприятием занимающимся частной детективной деятельностью лицо, используемое для выполнения технических, административных и других функций, непосредственно не осуществляющие частной детективной деятельности.
2. ХХ Клиент - физическое или юридическое лицо, которому предоставляются услуги частного детектива.
3. Инстанция по надзору - уполномоченное Правительством Литовской Республики (далее - Правительство) инстанция, осуществляющая функций по лицензированию частной детективной деятельности и осуществлению контроля за частной детективной деятельностью.
4. Предприятие занимающиеся частной детективной деятельностью - учрежденное в Литовской Республике или другом государстве члене Европейского союза, юридическое лицо или его подразделение имеющие в порядке установленном этим законом выданную лицензию на занятие частной детективной деятельностью.
5. Лицензии частной детективной деятельности (далее - лицензия) - Правительством уполномоченной инстанций выданный документ которым физическим или юридическим лицам предоставляется право на занятие частной детективной деятельностью.
6. Технические меры в частной детективной деятельности - законами и другими нормативными актами не запрещенные к использованию средства и методы предназначенные для выявления, сбора, исследования, защиты и предоставления доказательств или другой значимой информаций.
7. ХХ Договор об оказанию услуг частной детективной деятельности (далее - договор) - письменное соглашение между клиентом и частным детективом, группой частных детективов или предприятием занимающимся частной детективной деятельностью, по оказанию услуг частной детективной деятельности.
8. Группа частных детективов - образованная на профессиональной основе без образования юридического лица из двух и более частных детективов группа для занятия частные детективной деятельности.
9. Удостоверение частного детектива - уполномоченное Правительством инстанций выданный документ, подтверждающий, что лицо является частным детективом.
10. Знак частного детектива - уполномоченной Правительством инстанций выданый частным детективом установленой формы знак для идентификаций частного детектива.
11. Частная детективная деятельность - консультационная, исследовательская и (или) поисковая (розыскная) деятельность осуществляемая при предоставлений указанных в настоящем Законом, частных детективных услуг, в целях помощи физическим и юридическим лицам защитить свои прав и свободы или реализовать законные интересы.
12. Частный детектив - физическое лицо, которое в соответствии с законодательством имеет выданную лицензию частной детективной деятельности, удостоверение и знак частного детектива.
Статья 3. Правовая основа частной детективной деятельности
Правовые основы частной детективной деятельности является Конституция, закон о защите персональных данных, этот и другие законы Литовской Республики, международными договора Литовской Республики и другие законодательные акты.
Статья 4. Принципы частной детективной деятельности
1. Частная детективная деятельность основывается на принципах демократии, законности, уважения конституционных прав и свобод, согласование профессиональной тайны и публичности. Частный детектив должен добросовестно выполнять профессиональные обязанности, не раскрывать полученные в ходе работы обстоятельства жизни других лиц, а также коммерческие и охраняемые законом другие тайны.
2. Частный детектив в то же время не может состоять на государственной службе.
3. Лицо, которому причинен ущерб в результате незаконных действии (бездействия), лиц, занимающихся Частной детективной деятельностью, имеют право требовать компенсации за имущественный и иной ущерб.
ГЛАВА II. Основы организации частной детективной деятельности
Статья 5. Требования к частному детективу
1. Частным детективом может быть граждане Литовской Республики или другого государства-члена Европейского Союза или другие лица, которые пользуются согласно законодательству Европейского союза правом передвижения в государствах-членах, имеющих высшее образование, знают государственный литовский язык, и в установленном Правительством порядке прошли квалификационный экзамен частного детектива и получили лицензию.
2. Частным детективом не может быть лицо, которому этим законом установлены запреты.
3. Программа квалификационного экзамена, организация и порядок его сдачи, признание профессиональной квалификаций, приобретенной в Литовской Республике в другом государстве-члене Европейского Союза или в другой стране, устанавливает Правительством уполномоченная инстанция.
4. Частная детективная деятельность должна быть покрыта страхованием гражданской ответственности. Обьект обязательного страхования гражданско-правовой ответственности частных детективных услуг есть ответственность лица оказывающего частные детективные услуги за ущерб причинены незаконными действиями (бездействием) частного детектива, группы частных детективов или предприятием занимающимся частной детективной деятельностью или их работников. Минимальная страховая сумма на один страховой случай не должна быть меньше, чем 750 базовых социальных выплат (что то около 97 тысяч литов- где то 1,1 миллиона рублей).
Статья 6. Запрещение заниматься частной детективной деятельностью
1. Заниматься частной детективной деятельностью запрещено лицам:
1) осужденным за незначительные или менее тяжкие умышленные преступления, если не исчезла или не была законно аннулирована судимость;
2) осужденным за тяжкие или особо тяжкие умышленные преступления, даже если истекла или была отменена в соответствии с законодательством судимость;
3) которым лицензия отозвана за нарушения лицензионной деятельности и не прошло после этого 2 года;
4) которым заниматься деятельностью частного детектива запрещено решением суда;
5) ) которые имеют психические и поведенческие расстройства. Лица стремящиеся стать частными детективами, уполномоченной инстанций предоставляют документ, что они не имеют психических и поведенческих расстройств.
2. Требования пункта 1 также применяются к основателю, акционеру владеющему более 50 процентами акций и руководителю предприятия занимающегося частной детективной деятельностью.
Статья 7. Формы частной детективной деятельности
1. Формы частной детективной деятельности являются следущими:
1) индивидуальная;
2) группа частных детективов - объединение профессионального партнерства, и без создания юридического лица. Группа частных детективов работает на основе совместной профессиональной деятельности (партнерства);
3) предприятие занимающееся частной детективной деятельностью. В таком предприятий должен работать по крайней мере один частный детектив с действующей лицензией.
2. Для того, чтобы заниматься частной детективной деятельности обязательно требуется лицензия.
3. Осуществляя деятельность индивидуально или в составе группы частных детективов субьектом правовых отношений является сам частный детектив.
4. Частный детектив может выбрать только одну из пункта 1 форму ЧД деятельности. Частный детектив имеет право изменять форму ЧД деятельности.
Статья 8. Работники (Персонал)
1. Частный детектив, группа частных детективов или предприятие занимающееся частной детективной деятельностью имеет право нанимать работников, которые могут выполнять вспомогательные, технические или административные функции. Таким сотрудникам лицензия частного детектива не требуется.
2. Трудовой договор с работником заключает частный детектив группа частных детективов или предприятие занимающееся частной детективной деятельностью.
3. Работник обязан сохранять в секрете эму переданную, в связи с выполнением указанных в этом законе услуг, информацию, за исключением законных на то оснований.
Статья 9. Удостоверение и знак частного детектива
1. Лицу, получившему лицензию, выдается удостоверение частного детектива и знак. Частный детектив осуществляющий ЧДД удостоверение и знак должен иметь с собой.
2. Порядок выдачи, обмена и изъятия удостоверения частного детектива и знака устанавливает уполномоченная правительством инстанция.
Статья 10. Услуги частной детективной деятельности
1. Частный детектив, группа частных детективов или предприятие занимающееся частной детективной деятельностью может предоставить следующие услуги:
1) розыск пропавших или признанных законами безвестно отсутствующим людей, сбор информаций об этих лицах;
2) по просьбе родителей (усыновителей), опекунов, попечителей наблюдение за поведением и окружающей средой несовершеннолетних детях (приемных детях), лиц с ограниченной или частично ограниченной дееспособностью, которым законодательством назначена опека или попечительство, а также сбор другой информаций о них;
3) сбора по запросу клиента информаций, необходимой в гражданских, трудовых или административных судебных разбирательств;
4) поиск и установление по желанию заказчика имеющих значение для уголовного процесса людей, предметов, документов, данных или другой потенциально важной информации или ее истоков; 5) сбора по просьбе лица сведений о его происхождение, родственных связях, биографических и иных сведений;
6) обеспечение защиты клиента коммерческой, промышленной и (или) профессиональной тайны клиента; обеспечение технической безопасности в помещений, транспортных средствах или других местах юридически принадлежащих их собственнику или законному владельцу, а также компьютеров или мобильных устройств, защита от прослушивания, наблюдения и шпионажа по запросу собственника или законного владельца; 7) поиск по просьбе собственника или законного владельца украденного, присвоенного, растраченного или иным способом похищенного или пропавшего имущества, а также документа права собственности или другой информации на его;
8) сбор информаций, необходимой для обеспечения и защиты прав интеллектуальной собственности и прав потребителей;
9) консультаций по вопросам частной детективной деятельности;
10) выполнение других не противоречащих законам исследовательских или поисковых услуг отвечающих указанным в этом законе целям частной детективной деятельности.
2. Услуги частной детективной деятельности, кроме консультационных услуг, предлагаются только заключив с клиентом договор. В договоре должно быть указано: предоставляемые услуги или услуга, номер регистрации и дата выдачи лицензии лица предоставляющего услуги, срок действия договора, размер оплаты за услуги. В договоре могут быть предусмотрены также другие условия.
Статья 11. Обязанности частного детектива
1. Частный детектив осуществляя частную детективную деятельность обязан:
1) уважать права и свободы человека;
2) содержать в тайне предоставленную ему клиентом или третьим лицом или собранную в ходе предоставляя детективных услуг информацию, не передавать эту информацию без письменного их согласия другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законом;
3) узнав о подготовке, совершений или совершоном тяжком или особо тяжком преступлений, немедленно сообщить об этом правоохранительным органам;
4) использовав огнестрельное оружие или другие предметы для самозащиты, при необходимости оказать первую помощь, немедленно сообщить в местное отделение полиции о том, что было использовано огнестрельное оружие.
2. Частному детективу запрещается:
1) передавать свою лицензию, удостоверение или знак другим лицам;
2) осуществлять сбор информации охраняемой законом, осуществлять действия, которые требуют судебного разрешения или которые могут осуществлять только законами определены субьекты;
3) публиковать, предоставлять или передавать другим лицам, собранные по поручению клиента или переданную третьими лицами информации без их согласия, опубликовать сведения, составляющие коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законом; использовать информацию в целях противоречащих интересам клиента или третьих лиц или использовать ее в иных, чем она была собираемая, целях;
4) использовать регистрационные и отличительные знаки государственных учреждении, представляться государственным служащим;
5) осуществлять действия, которые могут поставить под угрозу государственную безопасность, жизнь или здоровье человека, а также может причинить вред имуществу других лиц или государства.
Статья 12. Права частного детектива
1. Частные детективы, предоставляя договором указанные услуги, имеет право на:
1) сбор, фиксацию, исследование и предоставление информаций, документов или вещей, которые в соответствии с законом могут быть признаны в качестве доказательств или могут быть использованы в ином порядке для предоставления услуг определеным этим законом. Для сбора, фиксации, исследования и предоставления информации, частный детектив может использовать технические средства;
2) осуществлять осмотр в общественных местах, находящихся в них предметов или других объектов; а также осмотреть другие места, предметы, вещи, документы и другие обьекты с согласия их собственника или законного владельца;
3) с согласия лица, опросить его по поводу установления обстоятельств исследуемого факта, события или дела и зафиксировать данные объяснения;
4) в соответствий с порядком указанным законами и другими нормативными актами получить из государственных или самоуправленческих органов и предприятий информацию, документы или их копии, или мотивированный отказ от их предоставления, если запрашиваемая информация противоречит положениям других законов. В прошений частного детектива должны быть указаны данные, свидетельствующие о необходимости предоставить требуемые данные относительно предоставляемой услуги;
5) расторгнуть договор, если предоставление услуги по договору угрожает нарушению прав третьих лиц или они были нарушены. Расторгая договор на этом основании, причины расторжения договора предоставляется заказчику в письменной форме.
2. Узнав о подготовке, совершении или совершенном преступлений или о другом правонарушений, частный детектив имеет право требовать прекращения незаконных действий или бездействия, а также задержать лицо, пойманное в момент совершения или сразу после совершения преступления. О задержании должно быть немедленно сообщено в полицию.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Лицензии частной детективной деятельности
Статья 13. Выдача лицензий
1. Лицензии для физических и юридических лиц выдает уполномоченное Правительством инстанция, согласно установленному правилам выдачи, продления, приостановления, отмены приостановления и аннулирования действия лицензий.
2. Лицензия выдается на неопределенный срок.
3. Уполномоченное правительством инстанция решение о выдаче лицензии или перерегистрации принимает в течение 30 дней со дня получения необходимых документов.
4. Если заявитель предоставляет неполное или неправильно заполненное прошение или предоставил не все документы и сведения, необходимые для выдачи лицензии. В этом случии лицензирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса, уведомляет заявителя о необходимости представления недостающих документов или информации. Срок выдачи лицензии отсчитыветса со дня подачи надлежащим образом оформленных документов и информации.
5. Если на правильно оформленую заявку на выдачу лицензии, поданную вместе со всеми необходимыми документами и информацией нету ответа в течение 30 дней, считается, что лицензия выдана.
6. Решения о выдаче, продлении, приостановления, отмены, приостановления или аннулирования действия лицензий, может быть обжаловано в суде.
7. Все этим законом предусмотренные процедуры и формальности, связанные с выдачей лицензии или осуществлением лицензионной деятельности можно делать на расстоянии, с помощью электронных средств через контакт-центр или напрямую связавшись с учреждением, уполномоченным Правительством.
Статья 14. Основы невыдачи и не перерегистраций лицензии
1. Лицензия не выдается или не перерегистрируется:
1) не предоставлены все необходимые документы на получение лицензии или ее перерегистраций;
2) для выдачи лицензии предоставлены ложные сведения или фальшивые документы;
3) физическое или юридическое лицо имело лицензию, но лицензия была отменена за нарушение лицензионной деятельности и не прошли 2 года.
2. Лицензия физическому лицу не выдается или перерегистрируется если в отношений частного детектива применяетьса запреты изложенные в настоящем Законе.
3. Лицензия юридическому лицу не выдается, если в отношений юридического лица действуют запреты изложенные в настоящем Законе..
Статья 15. Приостановление действия лицензии и отмена приостановления действия лицензии
1. Действие лицензии может быть приостановлено, если:
1) лицензиат подал заявление о приостановлении действия лицензии;
2) лицензиат грубо нарушили законы, другие правовые акты касающиеся лицензируемой деятельности, а для устранения нарушения требуется более чем 30 дней.
2. Владелец лицензии должен быть письменное уведомлен уполномоченной инстанцией о претензиях и возможной приостановке лицензии, предоставляя ему не менее 20 дней для устранения нарушений. В течение этого периода, лицензиат обязан удалить нарушения деятельности. По истечению срока надзорный орган должен проверить устранение нарушений и принимает соответствующие решение.
3. Действие лицензии может быть приостановлена на срок до 3 месяцев. В течение этого периода, лицензиат обязан удалить нарушения деятельности, из за которых лицензия была приостановлена.
4. Если совершенное нарушение расследуется в порядке и сроках других правовых актов, лицензия может быть приостановлена до принятия по расследуемому делу соответствующего решения.
Статья 16. Отмена действия лицензий
1. Действие лицензий отменяется, если:
1) лицензиат подал заявление на аннулирование лицензии;
2) частный детектив признан безвестно отсутствующим или умирает (применительно только к физическим лицам);
3) выясняется, что лицензия была выдана или перерегистрирована на оснований ложных сведений или поддельных документов;
4) выясняется, что обладателю лицензии применяются запреты, изложенные в настоящем Законе;
5) выясняется, что была приостановлена лицензия, но в 3-месячный срок лицензиат не устранил нарушения лицензированной деятельности;
6) вступило в силу решение суда о анулирований лицензии;
7) лицензиат не начил осуществление частной детективной деятельности в течение 12 месяцев после выдачи лицензии.
2. Аннулирование лицензии вступает в силу немедленно после обьявления решения об отзыве лицензии, хотя оно и оспаривается.
3. Если владелец лицензии в установлены срок не перерегистрирует лицензию, лицензия считается недействительной.
ГЛАВА IV ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Надзор за частной детективной деятельности
Надзор за частной детективной деятельностью осуществляет уполномоченная Правительством инстанция, а в пределах своей компетенции и другие государственные инстанций в порядке предусмотренным настоящим Законом и другими законодательными актами.
Статья 18. Ответственность Частных детективов
Частные детективы нарушив требования этого закона или других законодательных актов несут ответственность согласно законодательству Литовской Республики.
Статья 19. Вступление в силу закона
Этот закон, за исключением статьи 20, вступает в силу … ……………. 2013 года.
Статья 20. Предложение правительству и (или) уполномоченной им инстанций
Правительство и (или) уполномоченным им инстанция до дня вступления в силу настоящего Закона принимает законодательные акты о претворений в жизнь этого Закона.
К отдельным статьям этого проекта закона есть еще замечания со стороны других госорганов (юридических канцелярий правительства и парламента и др.), основные из них кратко привожу:
- Принимая во внимание специфику ЧДД и то что она затронет частную жизнь граждан, уголовный процесс и др., ЧДД не может трактоваться как обычная предпринимательская деятельность, поэтому нужны особые требования к ЧД.
- в проекте дается понятие физических и юридических лиц, но в странах ЕС для ЧДД могут образоваться и организаций не имеющие статуса юридического лица, что должно быть отражено в законе (предприятие занимающиеся ЧДД)
- ч. 2 и 3 статьи 4 не подходят к ней и эти положения есть в других статьях, принципы должны указываться такие какими можно руководствоваться в ЧДД
- надо учитывать директиву Европарламента и Евросоюза от 2006.12.12 Nr. 2006/123/EB об услугах во внутреннем рынке. В связи с этим требования к государственному языку в статье 5 является дискриминационным. Также не обосновано требование иметь высшее образование, поскольку этого нет в законодательстве некоторых других стран ЕС поэтому этого требования может не быть. В проекте должно быть указанный четкие требования к лицу желающему стать ЧД
- в статье 6 по поводу запретов, а что включает понятие "имеют психические и поведенческие расстройства" ?
- к статье 7 по поводу форм ЧДД ч. 2, 3, 4 не нужны в статье
- статья 10 п. 6. со стороны правоохраны: предоставляя эту услугу субьект ЧДД может нейтрализовать опер. деятельность, поэтому ввести требование, что они должны заранее за 3 (три?) дня известить о намечаемой предоставить клиенту этой услуге прокуратуру, а также при обнаружений подслушивающей и иной спец. аппаратуры сдать ее немедленно в прокуратуру.
- установить спец.запрет субьектам ЧДД мешать органам следствия в выполнений их функций, вводить в заблуждение, применять насилье и т.п. (т.е. все то что и так уже предусмотрено УК, ГК и другими законами).
- ввести требование об обязательном ведений делопроизводства субьектами ЧДД (???).
- в целях недопущения вмешательства в личную жизнь граждан установить более четкое регламентирование пределов, основания, условия и обьем ЧДД (т.е. на практике - ограничить права ЧД )
- убрать ч. 7 Статьи 13 по поводу оформления документов на расстоянии, с помощью электронных средств через контакт-центр,
- много несущественных замечаний по статьям 15 и 16
Некоторые краткие замечания с моей стороны по поводу подготовленного рабочей группой проекта закона, который считаю плохо и не с правовой точки подготовлен.
- Сам закон о ЧДД нужен только тогда если частным детективам будут предоставлены определенные права и возможность легально получить нужную информацию, определенный их статус, тем выделяя их из общей категорий граждан, которые могут выполнять деятельность относящуюся к ЧДД без какого либо специального закона.
- Нет нужды, да это и в какой то мере противоречит логике и смыслу предпринимательства, требовать на тех же самых условиях как и физическому лицу заставлять выбрать себе лицензию предприятию занимающиеся ЧДД, в составе которого обязательно должен работать частный детектив. Достаточно будет того, что предприятию ЧДД в упрощенном порядке будет выдаваться разрешение на занятие ЧДД (см. мой проект закона), а лицензия выдается только физическому лицу
- В статье 2 некоторые понятия (клиент, договор, работник и др.) не нужны, поскольку об этом говориться в гражданском кодексе и других законах и нет нужды излагать здесь дополнительно эти понятия, тем более что они дают какую то новую неумелую трактовку таких понятий… ; также статья 8 не нужна, все по этому поводу сказано в трудовом и ином законодательстве, можно только упоминуть в ст. 7 что субьекты ЧДД могут нанимать работников которые не имеют статуса ЧД.
- лица претендующие стать ЧД должны иметь или соответствующую профессиональную квалификацию (юридическое высшее образование, опыт работы в правоохранительных органах) или сдать соответствующий экзамен, поскольку сама ЧДД требует хотя бы минимального количества правовых знаний, которые можно получить в университете, высшей школе или самостоятельно изучив науки и сдав экзамен, который нужен для проверки знаний. Мыслиться так: спец. комиссия признает профессиональную квалификацию лица соответствующей на оснований поданных документов об образований и работе в правоохране или сданного экзамена и выдает документ о признаний квалификаций (такой порядок у нас действует в отношений охранников), а это уже дает право лицу получить лицензию.
- не нужна ч. 4 статьи 5, по поводу обязательной страховки, это дело каждого субьекта ЧДД, кстати такое же мнение высказала и ассоциация страховщиков Литвы.
- ч. 2 статьи 6, почему к акционеру применяется требования только если он владеет более 50 % акций, а если 49 и менее %, то что он чист и может участвовать в ЧДД!!! Планку нужно снизить до 5-10 %, чтобы исключить только мелких акционеров не участвующих в управлений предприятия.
- к пункту 4 статьи 10 добавить, что ЧД обязан известить по оказываемой клиенту услуге по конкретному уголовному делу следователя, прокурора или судью.
- В законе нужно отобразить какие необходимые документы должны предоставляться для получения лицензий, а именно: заявление-анкету с фото, справку с мед. учреждения, документ о подтверждений профессиональной .квалификаций. Для предприятия ЧДД - нужны данные о предприятий, его основателях, акционерах, руководителях и там работающих ЧД; ч 7 статьи 13 убрать.
- Лицензирование ЧДД должно быть одинаково для всех граждан, как Литвы так и ЕС и должно осуществлятся, по законам Литвы. В разных странах ЕС требования к ЧД тоже разные и никто не смотрит там, что в другой стране это регламентируется по другому.
Далее привожу на основе проекта закона рабочей группы парламента свой вариант закона.
В апреле этого года проект закона был подготовлен и представлен в парламент, где пока лежит без движения (с таким проектом может это и к лучшему). Сейчас у нас выборы в парламент, придет новая власть, не до этого закона, так что если и поднимут вопрос о законе так это будет в лучшем случай к февралю 2013г., если конечно не наступит конец света…
Выкладываю подготовлены рабочей группой проект этого закона в вольном переводе, хотя старался сохранить точность подготовленных разработчиками формулировок статей этого закона. Поскольку имел возможность знакомится с отдельными моментами процесса по подготовке этого закона, меня поражает то, что большинство членов этой рабочей группы (остальным несведущим в этих вопросах пусть будет простительно в этом отношений) имеют вроде высшее юридическое образование, а не могут юридически грамотно сформулировать положения статей закона, да и всю энергию тратят не на обсуждение главных положений этого закона, а на незначительные, малозначащие формулировки…
Закон Литовской Республики О частной детективной деятельности
(подготовлены рабочей группой парламента)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение закона
Этот закон устанавливает правовую основу, принципы, цели частной детективной деятельности, особенности организации и проведения этой деятельности, права, обязанности и ответственность лиц занимающихся частной детективной деятельностью, а также регламентирует надзор за частной детективной деятельностью.
Статья 2. Основные понятия настоящего закона
1. ХХ Работник - нанятое частным детективом, группой частных детективов или предприятием занимающимся частной детективной деятельностью лицо, используемое для выполнения технических, административных и других функций, непосредственно не осуществляющие частной детективной деятельности.
2. ХХ Клиент - физическое или юридическое лицо, которому предоставляются услуги частного детектива.
3. Инстанция по надзору - уполномоченное Правительством Литовской Республики (далее - Правительство) инстанция, осуществляющая функций по лицензированию частной детективной деятельности и осуществлению контроля за частной детективной деятельностью.
4. Предприятие занимающиеся частной детективной деятельностью - учрежденное в Литовской Республике или другом государстве члене Европейского союза, юридическое лицо или его подразделение имеющие в порядке установленном этим законом выданную лицензию на занятие частной детективной деятельностью.
5. Лицензии частной детективной деятельности (далее - лицензия) - Правительством уполномоченной инстанций выданный документ которым физическим или юридическим лицам предоставляется право на занятие частной детективной деятельностью.
6. Технические меры в частной детективной деятельности - законами и другими нормативными актами не запрещенные к использованию средства и методы предназначенные для выявления, сбора, исследования, защиты и предоставления доказательств или другой значимой информаций.
7. ХХ Договор об оказанию услуг частной детективной деятельности (далее - договор) - письменное соглашение между клиентом и частным детективом, группой частных детективов или предприятием занимающимся частной детективной деятельностью, по оказанию услуг частной детективной деятельности.
8. Группа частных детективов - образованная на профессиональной основе без образования юридического лица из двух и более частных детективов группа для занятия частные детективной деятельности.
9. Удостоверение частного детектива - уполномоченное Правительством инстанций выданный документ, подтверждающий, что лицо является частным детективом.
10. Знак частного детектива - уполномоченной Правительством инстанций выданый частным детективом установленой формы знак для идентификаций частного детектива.
11. Частная детективная деятельность - консультационная, исследовательская и (или) поисковая (розыскная) деятельность осуществляемая при предоставлений указанных в настоящем Законом, частных детективных услуг, в целях помощи физическим и юридическим лицам защитить свои прав и свободы или реализовать законные интересы.
12. Частный детектив - физическое лицо, которое в соответствии с законодательством имеет выданную лицензию частной детективной деятельности, удостоверение и знак частного детектива.
Статья 3. Правовая основа частной детективной деятельности
Правовые основы частной детективной деятельности является Конституция, закон о защите персональных данных, этот и другие законы Литовской Республики, международными договора Литовской Республики и другие законодательные акты.
Статья 4. Принципы частной детективной деятельности
1. Частная детективная деятельность основывается на принципах демократии, законности, уважения конституционных прав и свобод, согласование профессиональной тайны и публичности. Частный детектив должен добросовестно выполнять профессиональные обязанности, не раскрывать полученные в ходе работы обстоятельства жизни других лиц, а также коммерческие и охраняемые законом другие тайны.
2. Частный детектив в то же время не может состоять на государственной службе.
3. Лицо, которому причинен ущерб в результате незаконных действии (бездействия), лиц, занимающихся Частной детективной деятельностью, имеют право требовать компенсации за имущественный и иной ущерб.
ГЛАВА II. Основы организации частной детективной деятельности
Статья 5. Требования к частному детективу
1. Частным детективом может быть граждане Литовской Республики или другого государства-члена Европейского Союза или другие лица, которые пользуются согласно законодательству Европейского союза правом передвижения в государствах-членах, имеющих высшее образование, знают государственный литовский язык, и в установленном Правительством порядке прошли квалификационный экзамен частного детектива и получили лицензию.
2. Частным детективом не может быть лицо, которому этим законом установлены запреты.
3. Программа квалификационного экзамена, организация и порядок его сдачи, признание профессиональной квалификаций, приобретенной в Литовской Республике в другом государстве-члене Европейского Союза или в другой стране, устанавливает Правительством уполномоченная инстанция.
4. Частная детективная деятельность должна быть покрыта страхованием гражданской ответственности. Обьект обязательного страхования гражданско-правовой ответственности частных детективных услуг есть ответственность лица оказывающего частные детективные услуги за ущерб причинены незаконными действиями (бездействием) частного детектива, группы частных детективов или предприятием занимающимся частной детективной деятельностью или их работников. Минимальная страховая сумма на один страховой случай не должна быть меньше, чем 750 базовых социальных выплат (что то около 97 тысяч литов- где то 1,1 миллиона рублей).
Статья 6. Запрещение заниматься частной детективной деятельностью
1. Заниматься частной детективной деятельностью запрещено лицам:
1) осужденным за незначительные или менее тяжкие умышленные преступления, если не исчезла или не была законно аннулирована судимость;
2) осужденным за тяжкие или особо тяжкие умышленные преступления, даже если истекла или была отменена в соответствии с законодательством судимость;
3) которым лицензия отозвана за нарушения лицензионной деятельности и не прошло после этого 2 года;
4) которым заниматься деятельностью частного детектива запрещено решением суда;
5) ) которые имеют психические и поведенческие расстройства. Лица стремящиеся стать частными детективами, уполномоченной инстанций предоставляют документ, что они не имеют психических и поведенческих расстройств.
2. Требования пункта 1 также применяются к основателю, акционеру владеющему более 50 процентами акций и руководителю предприятия занимающегося частной детективной деятельностью.
Статья 7. Формы частной детективной деятельности
1. Формы частной детективной деятельности являются следущими:
1) индивидуальная;
2) группа частных детективов - объединение профессионального партнерства, и без создания юридического лица. Группа частных детективов работает на основе совместной профессиональной деятельности (партнерства);
3) предприятие занимающееся частной детективной деятельностью. В таком предприятий должен работать по крайней мере один частный детектив с действующей лицензией.
2. Для того, чтобы заниматься частной детективной деятельности обязательно требуется лицензия.
3. Осуществляя деятельность индивидуально или в составе группы частных детективов субьектом правовых отношений является сам частный детектив.
4. Частный детектив может выбрать только одну из пункта 1 форму ЧД деятельности. Частный детектив имеет право изменять форму ЧД деятельности.
Статья 8. Работники (Персонал)
1. Частный детектив, группа частных детективов или предприятие занимающееся частной детективной деятельностью имеет право нанимать работников, которые могут выполнять вспомогательные, технические или административные функции. Таким сотрудникам лицензия частного детектива не требуется.
2. Трудовой договор с работником заключает частный детектив группа частных детективов или предприятие занимающееся частной детективной деятельностью.
3. Работник обязан сохранять в секрете эму переданную, в связи с выполнением указанных в этом законе услуг, информацию, за исключением законных на то оснований.
Статья 9. Удостоверение и знак частного детектива
1. Лицу, получившему лицензию, выдается удостоверение частного детектива и знак. Частный детектив осуществляющий ЧДД удостоверение и знак должен иметь с собой.
2. Порядок выдачи, обмена и изъятия удостоверения частного детектива и знака устанавливает уполномоченная правительством инстанция.
Статья 10. Услуги частной детективной деятельности
1. Частный детектив, группа частных детективов или предприятие занимающееся частной детективной деятельностью может предоставить следующие услуги:
1) розыск пропавших или признанных законами безвестно отсутствующим людей, сбор информаций об этих лицах;
2) по просьбе родителей (усыновителей), опекунов, попечителей наблюдение за поведением и окружающей средой несовершеннолетних детях (приемных детях), лиц с ограниченной или частично ограниченной дееспособностью, которым законодательством назначена опека или попечительство, а также сбор другой информаций о них;
3) сбора по запросу клиента информаций, необходимой в гражданских, трудовых или административных судебных разбирательств;
4) поиск и установление по желанию заказчика имеющих значение для уголовного процесса людей, предметов, документов, данных или другой потенциально важной информации или ее истоков; 5) сбора по просьбе лица сведений о его происхождение, родственных связях, биографических и иных сведений;
6) обеспечение защиты клиента коммерческой, промышленной и (или) профессиональной тайны клиента; обеспечение технической безопасности в помещений, транспортных средствах или других местах юридически принадлежащих их собственнику или законному владельцу, а также компьютеров или мобильных устройств, защита от прослушивания, наблюдения и шпионажа по запросу собственника или законного владельца; 7) поиск по просьбе собственника или законного владельца украденного, присвоенного, растраченного или иным способом похищенного или пропавшего имущества, а также документа права собственности или другой информации на его;
8) сбор информаций, необходимой для обеспечения и защиты прав интеллектуальной собственности и прав потребителей;
9) консультаций по вопросам частной детективной деятельности;
10) выполнение других не противоречащих законам исследовательских или поисковых услуг отвечающих указанным в этом законе целям частной детективной деятельности.
2. Услуги частной детективной деятельности, кроме консультационных услуг, предлагаются только заключив с клиентом договор. В договоре должно быть указано: предоставляемые услуги или услуга, номер регистрации и дата выдачи лицензии лица предоставляющего услуги, срок действия договора, размер оплаты за услуги. В договоре могут быть предусмотрены также другие условия.
Статья 11. Обязанности частного детектива
1. Частный детектив осуществляя частную детективную деятельность обязан:
1) уважать права и свободы человека;
2) содержать в тайне предоставленную ему клиентом или третьим лицом или собранную в ходе предоставляя детективных услуг информацию, не передавать эту информацию без письменного их согласия другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законом;
3) узнав о подготовке, совершений или совершоном тяжком или особо тяжком преступлений, немедленно сообщить об этом правоохранительным органам;
4) использовав огнестрельное оружие или другие предметы для самозащиты, при необходимости оказать первую помощь, немедленно сообщить в местное отделение полиции о том, что было использовано огнестрельное оружие.
2. Частному детективу запрещается:
1) передавать свою лицензию, удостоверение или знак другим лицам;
2) осуществлять сбор информации охраняемой законом, осуществлять действия, которые требуют судебного разрешения или которые могут осуществлять только законами определены субьекты;
3) публиковать, предоставлять или передавать другим лицам, собранные по поручению клиента или переданную третьими лицами информации без их согласия, опубликовать сведения, составляющие коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законом; использовать информацию в целях противоречащих интересам клиента или третьих лиц или использовать ее в иных, чем она была собираемая, целях;
4) использовать регистрационные и отличительные знаки государственных учреждении, представляться государственным служащим;
5) осуществлять действия, которые могут поставить под угрозу государственную безопасность, жизнь или здоровье человека, а также может причинить вред имуществу других лиц или государства.
Статья 12. Права частного детектива
1. Частные детективы, предоставляя договором указанные услуги, имеет право на:
1) сбор, фиксацию, исследование и предоставление информаций, документов или вещей, которые в соответствии с законом могут быть признаны в качестве доказательств или могут быть использованы в ином порядке для предоставления услуг определеным этим законом. Для сбора, фиксации, исследования и предоставления информации, частный детектив может использовать технические средства;
2) осуществлять осмотр в общественных местах, находящихся в них предметов или других объектов; а также осмотреть другие места, предметы, вещи, документы и другие обьекты с согласия их собственника или законного владельца;
3) с согласия лица, опросить его по поводу установления обстоятельств исследуемого факта, события или дела и зафиксировать данные объяснения;
4) в соответствий с порядком указанным законами и другими нормативными актами получить из государственных или самоуправленческих органов и предприятий информацию, документы или их копии, или мотивированный отказ от их предоставления, если запрашиваемая информация противоречит положениям других законов. В прошений частного детектива должны быть указаны данные, свидетельствующие о необходимости предоставить требуемые данные относительно предоставляемой услуги;
5) расторгнуть договор, если предоставление услуги по договору угрожает нарушению прав третьих лиц или они были нарушены. Расторгая договор на этом основании, причины расторжения договора предоставляется заказчику в письменной форме.
2. Узнав о подготовке, совершении или совершенном преступлений или о другом правонарушений, частный детектив имеет право требовать прекращения незаконных действий или бездействия, а также задержать лицо, пойманное в момент совершения или сразу после совершения преступления. О задержании должно быть немедленно сообщено в полицию.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Лицензии частной детективной деятельности
Статья 13. Выдача лицензий
1. Лицензии для физических и юридических лиц выдает уполномоченное Правительством инстанция, согласно установленному правилам выдачи, продления, приостановления, отмены приостановления и аннулирования действия лицензий.
2. Лицензия выдается на неопределенный срок.
3. Уполномоченное правительством инстанция решение о выдаче лицензии или перерегистрации принимает в течение 30 дней со дня получения необходимых документов.
4. Если заявитель предоставляет неполное или неправильно заполненное прошение или предоставил не все документы и сведения, необходимые для выдачи лицензии. В этом случии лицензирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса, уведомляет заявителя о необходимости представления недостающих документов или информации. Срок выдачи лицензии отсчитыветса со дня подачи надлежащим образом оформленных документов и информации.
5. Если на правильно оформленую заявку на выдачу лицензии, поданную вместе со всеми необходимыми документами и информацией нету ответа в течение 30 дней, считается, что лицензия выдана.
6. Решения о выдаче, продлении, приостановления, отмены, приостановления или аннулирования действия лицензий, может быть обжаловано в суде.
7. Все этим законом предусмотренные процедуры и формальности, связанные с выдачей лицензии или осуществлением лицензионной деятельности можно делать на расстоянии, с помощью электронных средств через контакт-центр или напрямую связавшись с учреждением, уполномоченным Правительством.
Статья 14. Основы невыдачи и не перерегистраций лицензии
1. Лицензия не выдается или не перерегистрируется:
1) не предоставлены все необходимые документы на получение лицензии или ее перерегистраций;
2) для выдачи лицензии предоставлены ложные сведения или фальшивые документы;
3) физическое или юридическое лицо имело лицензию, но лицензия была отменена за нарушение лицензионной деятельности и не прошли 2 года.
2. Лицензия физическому лицу не выдается или перерегистрируется если в отношений частного детектива применяетьса запреты изложенные в настоящем Законе.
3. Лицензия юридическому лицу не выдается, если в отношений юридического лица действуют запреты изложенные в настоящем Законе..
Статья 15. Приостановление действия лицензии и отмена приостановления действия лицензии
1. Действие лицензии может быть приостановлено, если:
1) лицензиат подал заявление о приостановлении действия лицензии;
2) лицензиат грубо нарушили законы, другие правовые акты касающиеся лицензируемой деятельности, а для устранения нарушения требуется более чем 30 дней.
2. Владелец лицензии должен быть письменное уведомлен уполномоченной инстанцией о претензиях и возможной приостановке лицензии, предоставляя ему не менее 20 дней для устранения нарушений. В течение этого периода, лицензиат обязан удалить нарушения деятельности. По истечению срока надзорный орган должен проверить устранение нарушений и принимает соответствующие решение.
3. Действие лицензии может быть приостановлена на срок до 3 месяцев. В течение этого периода, лицензиат обязан удалить нарушения деятельности, из за которых лицензия была приостановлена.
4. Если совершенное нарушение расследуется в порядке и сроках других правовых актов, лицензия может быть приостановлена до принятия по расследуемому делу соответствующего решения.
Статья 16. Отмена действия лицензий
1. Действие лицензий отменяется, если:
1) лицензиат подал заявление на аннулирование лицензии;
2) частный детектив признан безвестно отсутствующим или умирает (применительно только к физическим лицам);
3) выясняется, что лицензия была выдана или перерегистрирована на оснований ложных сведений или поддельных документов;
4) выясняется, что обладателю лицензии применяются запреты, изложенные в настоящем Законе;
5) выясняется, что была приостановлена лицензия, но в 3-месячный срок лицензиат не устранил нарушения лицензированной деятельности;
6) вступило в силу решение суда о анулирований лицензии;
7) лицензиат не начил осуществление частной детективной деятельности в течение 12 месяцев после выдачи лицензии.
2. Аннулирование лицензии вступает в силу немедленно после обьявления решения об отзыве лицензии, хотя оно и оспаривается.
3. Если владелец лицензии в установлены срок не перерегистрирует лицензию, лицензия считается недействительной.
ГЛАВА IV ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Надзор за частной детективной деятельности
Надзор за частной детективной деятельностью осуществляет уполномоченная Правительством инстанция, а в пределах своей компетенции и другие государственные инстанций в порядке предусмотренным настоящим Законом и другими законодательными актами.
Статья 18. Ответственность Частных детективов
Частные детективы нарушив требования этого закона или других законодательных актов несут ответственность согласно законодательству Литовской Республики.
Статья 19. Вступление в силу закона
Этот закон, за исключением статьи 20, вступает в силу … ……………. 2013 года.
Статья 20. Предложение правительству и (или) уполномоченной им инстанций
Правительство и (или) уполномоченным им инстанция до дня вступления в силу настоящего Закона принимает законодательные акты о претворений в жизнь этого Закона.
К отдельным статьям этого проекта закона есть еще замечания со стороны других госорганов (юридических канцелярий правительства и парламента и др.), основные из них кратко привожу:
- Принимая во внимание специфику ЧДД и то что она затронет частную жизнь граждан, уголовный процесс и др., ЧДД не может трактоваться как обычная предпринимательская деятельность, поэтому нужны особые требования к ЧД.
- в проекте дается понятие физических и юридических лиц, но в странах ЕС для ЧДД могут образоваться и организаций не имеющие статуса юридического лица, что должно быть отражено в законе (предприятие занимающиеся ЧДД)
- ч. 2 и 3 статьи 4 не подходят к ней и эти положения есть в других статьях, принципы должны указываться такие какими можно руководствоваться в ЧДД
- надо учитывать директиву Европарламента и Евросоюза от 2006.12.12 Nr. 2006/123/EB об услугах во внутреннем рынке. В связи с этим требования к государственному языку в статье 5 является дискриминационным. Также не обосновано требование иметь высшее образование, поскольку этого нет в законодательстве некоторых других стран ЕС поэтому этого требования может не быть. В проекте должно быть указанный четкие требования к лицу желающему стать ЧД
- в статье 6 по поводу запретов, а что включает понятие "имеют психические и поведенческие расстройства" ?
- к статье 7 по поводу форм ЧДД ч. 2, 3, 4 не нужны в статье
- статья 10 п. 6. со стороны правоохраны: предоставляя эту услугу субьект ЧДД может нейтрализовать опер. деятельность, поэтому ввести требование, что они должны заранее за 3 (три?) дня известить о намечаемой предоставить клиенту этой услуге прокуратуру, а также при обнаружений подслушивающей и иной спец. аппаратуры сдать ее немедленно в прокуратуру.
- установить спец.запрет субьектам ЧДД мешать органам следствия в выполнений их функций, вводить в заблуждение, применять насилье и т.п. (т.е. все то что и так уже предусмотрено УК, ГК и другими законами).
- ввести требование об обязательном ведений делопроизводства субьектами ЧДД (???).
- в целях недопущения вмешательства в личную жизнь граждан установить более четкое регламентирование пределов, основания, условия и обьем ЧДД (т.е. на практике - ограничить права ЧД )
- убрать ч. 7 Статьи 13 по поводу оформления документов на расстоянии, с помощью электронных средств через контакт-центр,
- много несущественных замечаний по статьям 15 и 16
Некоторые краткие замечания с моей стороны по поводу подготовленного рабочей группой проекта закона, который считаю плохо и не с правовой точки подготовлен.
- Сам закон о ЧДД нужен только тогда если частным детективам будут предоставлены определенные права и возможность легально получить нужную информацию, определенный их статус, тем выделяя их из общей категорий граждан, которые могут выполнять деятельность относящуюся к ЧДД без какого либо специального закона.
- Нет нужды, да это и в какой то мере противоречит логике и смыслу предпринимательства, требовать на тех же самых условиях как и физическому лицу заставлять выбрать себе лицензию предприятию занимающиеся ЧДД, в составе которого обязательно должен работать частный детектив. Достаточно будет того, что предприятию ЧДД в упрощенном порядке будет выдаваться разрешение на занятие ЧДД (см. мой проект закона), а лицензия выдается только физическому лицу
- В статье 2 некоторые понятия (клиент, договор, работник и др.) не нужны, поскольку об этом говориться в гражданском кодексе и других законах и нет нужды излагать здесь дополнительно эти понятия, тем более что они дают какую то новую неумелую трактовку таких понятий… ; также статья 8 не нужна, все по этому поводу сказано в трудовом и ином законодательстве, можно только упоминуть в ст. 7 что субьекты ЧДД могут нанимать работников которые не имеют статуса ЧД.
- лица претендующие стать ЧД должны иметь или соответствующую профессиональную квалификацию (юридическое высшее образование, опыт работы в правоохранительных органах) или сдать соответствующий экзамен, поскольку сама ЧДД требует хотя бы минимального количества правовых знаний, которые можно получить в университете, высшей школе или самостоятельно изучив науки и сдав экзамен, который нужен для проверки знаний. Мыслиться так: спец. комиссия признает профессиональную квалификацию лица соответствующей на оснований поданных документов об образований и работе в правоохране или сданного экзамена и выдает документ о признаний квалификаций (такой порядок у нас действует в отношений охранников), а это уже дает право лицу получить лицензию.
- не нужна ч. 4 статьи 5, по поводу обязательной страховки, это дело каждого субьекта ЧДД, кстати такое же мнение высказала и ассоциация страховщиков Литвы.
- ч. 2 статьи 6, почему к акционеру применяется требования только если он владеет более 50 % акций, а если 49 и менее %, то что он чист и может участвовать в ЧДД!!! Планку нужно снизить до 5-10 %, чтобы исключить только мелких акционеров не участвующих в управлений предприятия.
- к пункту 4 статьи 10 добавить, что ЧД обязан известить по оказываемой клиенту услуге по конкретному уголовному делу следователя, прокурора или судью.
- В законе нужно отобразить какие необходимые документы должны предоставляться для получения лицензий, а именно: заявление-анкету с фото, справку с мед. учреждения, документ о подтверждений профессиональной .квалификаций. Для предприятия ЧДД - нужны данные о предприятий, его основателях, акционерах, руководителях и там работающих ЧД; ч 7 статьи 13 убрать.
- Лицензирование ЧДД должно быть одинаково для всех граждан, как Литвы так и ЕС и должно осуществлятся, по законам Литвы. В разных странах ЕС требования к ЧД тоже разные и никто не смотрит там, что в другой стране это регламентируется по другому.
Далее привожу на основе проекта закона рабочей группы парламента свой вариант закона.