Андрей Захаров
Вице-Президент IAPD
Команда форума
Приватный уровень доступа
Действительный члены НП "МОД"
Проверка персонала....Занимаемся этими вопросами достаточно длительное время,оказывая услуги частного сыска....Свыше 15 лет....В основном оказываем помощь в данном вопросе на абонентской основе предприятиям малого и микро-бизнеса (численностью личного состава до 100 человек)...На «абоненте» в настоящее время -3 подобных предприятия....Вот недавно обратился один наш коллега с вопросом об особенностях организации проведения подобных мероприятий.....Долго рассказывал ему об этих особенностях ....Исходя из того,что тема эта может быть интересна не только ему,решил вот немного обобщить,так сказать,имеющийся опыт организации подобной работы для того,что бы те лица,которые занимаются проверкой персонала знали об особенностях данных мероприятий,регламентированных ,в числе других Законов,и Трудовым Кодексом РФ....А «особенностей» не мало....Конечно лицам,которые постоянно,в силу возложенных на них работодателем обязанностей (сотрудники кадровых подразделений,служб безопасности предприятий),безусловно знают об этом...Однако некоторым лицам,в том числе и частным детективам эти особенности могут быть и не известны...Так в чем же особенности....А особенности в следующем...
Как общеизвестно,проверкой персонала (кроме конечно лиц,которые являются сотрудниками организаций,в которых осуществляется проверка-кадровики,служба безопасности),могут заниматься только лицензированные частные детективы,в соответствии со ст.3 Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ,оказывающие подобную услугу на основании гражданско-правового договора с предприятием,которому оказывается подобная услуга....
При этом следует учитывать тот фактор,что существуют определенные различия в оказании услуг по сбору сведений относительно субъектов предпринимательской деятельности (юридические лица или индивидуальные предприниматели) и сбором сведений относительно физического лица-работника предприятия или лица,претендующего на заключение трудового договора....Тут дело как раз в том,что деятельность по сбору сведений относительно субъектов предпринимательской деятельности в принципе ничем не регламентирована и никаких фактических ограничений не имеет....А деятельность по сбору сведений относительно физического лица-работника или лица,претендующего на получение работа четко регламентирована нормами права-Трудовым Кодексом РФ и другими Законами,о которых будет указано ниже....Исходя из этого нужно как раз учитывать эти особенности....Основной,наверное особенностью в данном вопросе является тот фактор,что относительно субъектов предпринимательской деятельности,при проведении его проверки является то,что никакого разрешения от субъекта проверки,на сбор и обработку сведений о нем не требуется....И проверка может быть осуществлена с использованием любых общедоступных источников без ограничения....При этом сам объект проверки-субъект предпринимательской деятельности,не обязан предоставлять о себе проверяющему лицу (естественно,если это лицо-не представитель исполнительной власти),какие либо сведения о себе.....
В отличии от этого,объект проверки-физическое лицо (работник предприятия или лицо,поступающее на работу),в соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.86 ТК РФ сам предоставляет о себе работодателю различную информацию,необходимую для заключения трудового договора с определенными ограничениями,естественно....При этом получать о работнике какие либо сведения из других источников возможно только в случае,если их можно получить не от самого работника,а от третьей стороны....При этом на получение подобных сведений работник должен дать письменное согласие по определенной письменной форме,соответствующей требованиям п.4 ст.9 Закона О персональных данных....Существует и еще много особенностей...Подробнее обо всем этом будет указано ниже....Говоря простым языком-работник сам должен предоставить работодателю (конечно при необходимости),например сведения о судимости (работник может получить эти сведения в виде справки в МВД по соответствующему запросу,составленному самим работником),сведения о наличии кредитов (эти сведения может получить сам работник в виде выписки ,выдаваемой по запросу самого работника БКИ),ответить на вопросы составленной работодателем анкеты и пр.....Таким образом в обязанность «проверяющего» ,в соответствии с нормами права,в том числе и ТК РФ,в принципе входит не свободный сбор каких либо сведений относительно работника,а проверка достоверности сведений,указанных о себе самим работником в документах,оформляемых при поступлении на работу....
Итак,рассмотрим то,что есть по данной теме.....(сам не писал,в связи с тем,что уже существуют описанные другими лицами наработки)....Надеюсь,будет полезно.....
Для общего ознакомления
https://s.itstudy.ru/Statya-POLUChENIE-I ... TNIKE.html
ПОЛУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА СВЕДЕНИЙ О РАБОТНИКЕ
ПОЛУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА СВЕДЕНИЙ О РАБОТНИКЕ
Многочисленные вопросы, поступающие как от работников, так и от сотрудников кадровых служб, заставляют еще раз затронуть тему получения и проверки сведений о работнике. Информация о сотруднике, позволяющая оценить его личностные и деловые качества, необходима каждому работодателю для построения трудовых отношений с подчиненным. Однако к порядку сбора таких данных законодательство (и не только трудовое) предъявляет довольно жесткие требования.
Согласно ст. 85 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) персональные данные – это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. В гл. 14 ТК РФ сформулированы основные требования, предъявляемые законодателем к обработке персональных данных, то есть к процессу их сбора, хранения, передачи или любого другого использования.
В данном материале речь пойдет об их получении и проверке. Ведь именно с этими процедурами работодателю в первую очередь приходится иметь дело при приеме нового сотрудника, и с ними же связано большинство нарушений в сфере использования личной информации.
Все сведения, которые работодатель вправе потребовать от сотрудника или соискателя, должна иметь непосредственное отношение к трудовому процессу. Собирать данные о личной, частной жизни гражданина (наличие судимостей, жилищные условия, вероисповедание, подробные сведения о родственниках и т. п.) работодатели не полномочны.
Что же должен проверить кадровик у соискателя, чтобы понять, соответствует ли он требованиям, предъявляемым к должности, на которую претендует? Прежде всего надо удостовериться в наличии у будущего работника необходимых документов, перечисленных в ст. 65 ТК РФ. К ним относятся:
• паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий его личность;
• трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор заключают впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства);
• страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
• документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
• документ об образовании, о квалификации или о наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальной подготовки.
Приведенный перечень закрытый, но в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, при поступлении на работу необходимо предъявить дополнительные документы. Так, работодатель вправе потребовать у подростка, не достигшего возраста 18 лет, справку о состоянии его здоровья. Дело в том, что в означенном случае закон допускает существование трудовых отношений только тогда, когда состояние здоровья человека это позволяет и данный факт подтвержден в установленном порядке медицинским заключением (ст. 213 ТК РФ).
Отдельным работодателям может понадобиться не совсем обычная информация, например документ о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации – для поступающих на службу в органы внутренних дел, внешней разведки, федеральные органы налоговой полиции и налоговой службы (ст. 9 Федерального закона от 25.07.98 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»).
Однако надо иметь в виду, что подобного рода бумаги работодатель вправе требовать только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Примеров, когда персональные данные играют существенную роль при заключении трудового договора и в процессе труда, великое множество. Процесс получения таких сведений должен быть предельно корректным и осуществляться в строгих правовых рамках.
Информация о личности содержится не только в документах, перечисленных в ст. 65 ТК РФ. Будущий работник может сообщить сведения о себе в устной форме, через анкеты, резюме, другие недокументальные источники. Надо сказать, что ни резюме, ни анкеты не имеют установленной формы (не являются документом в строгом смысле этого слова). Представляют определенный интерес лишь изложенные в них сведения.
Добывая информацию о работнике, сотрудникам кадровых служб необходимо помнить о том, что ТК РФ запрещает получать и обрабатывать персональные данные о политических, религиозных и иных убеждениях человека, его частной жизни. Информацию о частной жизни работника можно добывать только тогда, когда она непосредственно связана с вопросами трудовых отношений. Кроме того, необходимо наличие письменного согласия сотрудника на сбор таких сведений. Поэтому, если соискатель не желает сообщать, например, страдают ли его родственники алкоголизмом или наркоманией, заставить его выдать такую информацию вы не можете. Если для работодателя это крайне важно, он должен получить от сотрудника согласие на такие действия в письменной форме и приготовиться доказать в случае судебного разбирательства, что, во-первых, согласие было добровольным, а во-вторых, затребованные сведения непосредственно связаны с работой.
Как правило, работодатель при первом знакомстве с кандидатом на вакантную должность просит его показать резюме. Чаще всего оно содержит биографические данные человека, сведения об образовании и опыте работы (профессиональный портрет соискателя). Как было сказано выше, резюме не является документом и его предъявление при приеме на работу необязательно. А значит, отсутствие резюме не влечет за собой никаких правовых последствий для соискателя. Тем более что практически вся информация, обычно включаемая в резюме, доступна через другие источники (предыдущие места работы отражены в трудовой книжке, а о карьерных достижениях соискатель может сообщить устно или через анкету).
Общий принцип получения персональных данных, закрепленный в ст. 86 ТК РФ, гласит, что все персональные данные работника следует получать у него самого. Однако тут же приведена оговорка: если такую информацию можно раздобыть только при помощи третьей стороны, то работника уведомляют об этом заранее и от него непременно должно быть письменное согласие. Работодатель тогда сообщает работнику о целях, предполагаемых источниках и способе получения персональных данных, а также об их характере и о последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.
Сведения о работнике, предоставляемые третьей стороной, также могут быть выражены в различных формах, но, как правило, это официальный документ, выданный правомочным органом. В таком случае не только важна информация, содержащаяся в документе, но и сам документ должен отвечать определенным требованиям (печать организации, подпись надлежащего должностного лица и т. п.). Примером получения персональных данных от третьих лиц служит справка из органов загса об изменении фамилии в том случае, если работник не может подтвердить этот факт каким-либо другим документом.
Какими способами проверяют информацию о работнике? Если подходить к решению данной задачи только с точки зрения законности, то вариантов здесь не так уж и много.
Первый вариант состоит в том, чтобы, детально изучив записи в трудовой книжке, сопоставить их с другими имеющимися данными о работнике. Практика работы кадровиков свидетельствует о том, что большинство нестыковок в информации бывают обнаружены при анализе записей в трудовой книжке (насколько правильно записи сделаны, какие стоят печати, является ли сам бланк представленной трудовой книжки подлинным и пр.). В случае каких-либо сомнений за разъяснением надо обратиться непосредственно к самому работнику.
Второй вариант – направление официального запроса от имени организации-работодателя в соответствующие органы и организации (например, паспортный стол, военкомат, вуз и т. д.) с целью подтверждения сведений, указанных в личной карточке формы № Т-2.
Если информация, представленная работником при заключении трудового договора, основана на заведомо ложных сведениях или содержится в подложных документах, работодатель имеет полное право расторгнуть с ним трудовой договор (п. 11 ст. 81 ТК РФ).
Действующее законодательство предусматривает довольно суровую ответственность для работодателя за нарушение норм о работе с персональными данными. Ст. 90 ТК РФ звучит так: «Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами». А в Кодексе об административных правонарушениях этой теме посвящена статья 13.11. В ней говорится, что нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах наказывается штрафом. На должностное лицо может быть наложен штраф от 5 до 10 МРОТ, а на юридическое лицо – от 50 до 100 МРОТ.
Не обойден вопрос защиты персональных данных и в уголовном законодательстве. В Уголовном кодексе РФ предусмотрены в этом плане две статьи: ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни» и ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений». Причем максимальная санкция по данным нормам – арест на срок до шести месяцев. Напрашивается вывод: в законодательном порядке персональные данные ваших сотрудников защищены от посягательств довольно надежно и серьезно.
И в заключение коснемся вопроса, который не напрямую, но очень тесно связан с получением и проверкой персональных данных. Речь идет об отказе в приеме на работу, решение о котором работодатель зачастую принимает под влиянием информации, полученной из представленных соискателем документов или других источников. Ст. 3 ТК РФ гласит: никто не может быть ограничен в трудовых правах в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного положения и т. п. Запрет на отказ в заключении трудового договора по тем же основаниям содержится в ст. 64 ТК РФ. Поэтому, какими бы ни были истинные причины негативного отношения работодателя к соискателю, нельзя класть их в основу отказа (тем более письменного) в приеме на работу. В таких случаях необходимо найти законную и приемлемую причину (нехватка опыта, недостаточная квалификация, неподходящее образование и т. п.). Тем более что Верховный суд РФ в своем постановлении от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указал, что, если работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.
Еще хорошее обобщение практики на эту же тему
[DLMURL="https://www.profkultura.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=123"]https://www.profkultura.ru/index.php?opt ... &id=123:20[/DLMURL]
Некоторые нормы права,регламентирующие порядок сбора сведений по персоналу
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016)
ТК РФ, Статья 86. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 86 ТК РФ
В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:
1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоватьсяКонституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;
4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;
7) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.
ТК РФ, Статья 88. Передача персональных данных работника
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 88 ТК РФ
При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О персональных данных" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015)
Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11настоящего Федерального закона.
3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) в случаях, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 1 июля 2013 года, предусмотрено использование электронной цифровой подписи, используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральнымзаконом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
9) подпись субъекта персональных данных.
5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.
7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.
8. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О персональных данных" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015)
Статья 10. Специальные категории персональных данных
1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренныхчастью 2 настоящей статьи.
2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:
1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
2) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 25.11.2009 N 266-ФЗ)
2.2) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения";
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 204-ФЗ)
2.3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовымзаконодательством, пенсионным законодательством Российской Федерации;
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 261-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
6) обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 205-ФЗ)
8) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственными органами, муниципальными органами или организациями в целях устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
(п. 9 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
10) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации.
(п. 10 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)
3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка, если иное не установлено федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
КоАП РФ, Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.07.2016) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
А также судебная практика по нарушениям в области порядка сбора,хранения и использования персональных данных...
https://rospravosudie.com/law/Статья_13.11_КоАП_РФ
Как общеизвестно,проверкой персонала (кроме конечно лиц,которые являются сотрудниками организаций,в которых осуществляется проверка-кадровики,служба безопасности),могут заниматься только лицензированные частные детективы,в соответствии со ст.3 Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ,оказывающие подобную услугу на основании гражданско-правового договора с предприятием,которому оказывается подобная услуга....
При этом следует учитывать тот фактор,что существуют определенные различия в оказании услуг по сбору сведений относительно субъектов предпринимательской деятельности (юридические лица или индивидуальные предприниматели) и сбором сведений относительно физического лица-работника предприятия или лица,претендующего на заключение трудового договора....Тут дело как раз в том,что деятельность по сбору сведений относительно субъектов предпринимательской деятельности в принципе ничем не регламентирована и никаких фактических ограничений не имеет....А деятельность по сбору сведений относительно физического лица-работника или лица,претендующего на получение работа четко регламентирована нормами права-Трудовым Кодексом РФ и другими Законами,о которых будет указано ниже....Исходя из этого нужно как раз учитывать эти особенности....Основной,наверное особенностью в данном вопросе является тот фактор,что относительно субъектов предпринимательской деятельности,при проведении его проверки является то,что никакого разрешения от субъекта проверки,на сбор и обработку сведений о нем не требуется....И проверка может быть осуществлена с использованием любых общедоступных источников без ограничения....При этом сам объект проверки-субъект предпринимательской деятельности,не обязан предоставлять о себе проверяющему лицу (естественно,если это лицо-не представитель исполнительной власти),какие либо сведения о себе.....
В отличии от этого,объект проверки-физическое лицо (работник предприятия или лицо,поступающее на работу),в соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.86 ТК РФ сам предоставляет о себе работодателю различную информацию,необходимую для заключения трудового договора с определенными ограничениями,естественно....При этом получать о работнике какие либо сведения из других источников возможно только в случае,если их можно получить не от самого работника,а от третьей стороны....При этом на получение подобных сведений работник должен дать письменное согласие по определенной письменной форме,соответствующей требованиям п.4 ст.9 Закона О персональных данных....Существует и еще много особенностей...Подробнее обо всем этом будет указано ниже....Говоря простым языком-работник сам должен предоставить работодателю (конечно при необходимости),например сведения о судимости (работник может получить эти сведения в виде справки в МВД по соответствующему запросу,составленному самим работником),сведения о наличии кредитов (эти сведения может получить сам работник в виде выписки ,выдаваемой по запросу самого работника БКИ),ответить на вопросы составленной работодателем анкеты и пр.....Таким образом в обязанность «проверяющего» ,в соответствии с нормами права,в том числе и ТК РФ,в принципе входит не свободный сбор каких либо сведений относительно работника,а проверка достоверности сведений,указанных о себе самим работником в документах,оформляемых при поступлении на работу....
Итак,рассмотрим то,что есть по данной теме.....(сам не писал,в связи с тем,что уже существуют описанные другими лицами наработки)....Надеюсь,будет полезно.....
Для общего ознакомления
https://s.itstudy.ru/Statya-POLUChENIE-I ... TNIKE.html
ПОЛУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА СВЕДЕНИЙ О РАБОТНИКЕ
ПОЛУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА СВЕДЕНИЙ О РАБОТНИКЕ
Многочисленные вопросы, поступающие как от работников, так и от сотрудников кадровых служб, заставляют еще раз затронуть тему получения и проверки сведений о работнике. Информация о сотруднике, позволяющая оценить его личностные и деловые качества, необходима каждому работодателю для построения трудовых отношений с подчиненным. Однако к порядку сбора таких данных законодательство (и не только трудовое) предъявляет довольно жесткие требования.
Согласно ст. 85 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) персональные данные – это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. В гл. 14 ТК РФ сформулированы основные требования, предъявляемые законодателем к обработке персональных данных, то есть к процессу их сбора, хранения, передачи или любого другого использования.
В данном материале речь пойдет об их получении и проверке. Ведь именно с этими процедурами работодателю в первую очередь приходится иметь дело при приеме нового сотрудника, и с ними же связано большинство нарушений в сфере использования личной информации.
Все сведения, которые работодатель вправе потребовать от сотрудника или соискателя, должна иметь непосредственное отношение к трудовому процессу. Собирать данные о личной, частной жизни гражданина (наличие судимостей, жилищные условия, вероисповедание, подробные сведения о родственниках и т. п.) работодатели не полномочны.
Что же должен проверить кадровик у соискателя, чтобы понять, соответствует ли он требованиям, предъявляемым к должности, на которую претендует? Прежде всего надо удостовериться в наличии у будущего работника необходимых документов, перечисленных в ст. 65 ТК РФ. К ним относятся:
• паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий его личность;
• трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор заключают впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства);
• страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
• документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
• документ об образовании, о квалификации или о наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальной подготовки.
Приведенный перечень закрытый, но в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, при поступлении на работу необходимо предъявить дополнительные документы. Так, работодатель вправе потребовать у подростка, не достигшего возраста 18 лет, справку о состоянии его здоровья. Дело в том, что в означенном случае закон допускает существование трудовых отношений только тогда, когда состояние здоровья человека это позволяет и данный факт подтвержден в установленном порядке медицинским заключением (ст. 213 ТК РФ).
Отдельным работодателям может понадобиться не совсем обычная информация, например документ о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации – для поступающих на службу в органы внутренних дел, внешней разведки, федеральные органы налоговой полиции и налоговой службы (ст. 9 Федерального закона от 25.07.98 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»).
Однако надо иметь в виду, что подобного рода бумаги работодатель вправе требовать только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Примеров, когда персональные данные играют существенную роль при заключении трудового договора и в процессе труда, великое множество. Процесс получения таких сведений должен быть предельно корректным и осуществляться в строгих правовых рамках.
Информация о личности содержится не только в документах, перечисленных в ст. 65 ТК РФ. Будущий работник может сообщить сведения о себе в устной форме, через анкеты, резюме, другие недокументальные источники. Надо сказать, что ни резюме, ни анкеты не имеют установленной формы (не являются документом в строгом смысле этого слова). Представляют определенный интерес лишь изложенные в них сведения.
Добывая информацию о работнике, сотрудникам кадровых служб необходимо помнить о том, что ТК РФ запрещает получать и обрабатывать персональные данные о политических, религиозных и иных убеждениях человека, его частной жизни. Информацию о частной жизни работника можно добывать только тогда, когда она непосредственно связана с вопросами трудовых отношений. Кроме того, необходимо наличие письменного согласия сотрудника на сбор таких сведений. Поэтому, если соискатель не желает сообщать, например, страдают ли его родственники алкоголизмом или наркоманией, заставить его выдать такую информацию вы не можете. Если для работодателя это крайне важно, он должен получить от сотрудника согласие на такие действия в письменной форме и приготовиться доказать в случае судебного разбирательства, что, во-первых, согласие было добровольным, а во-вторых, затребованные сведения непосредственно связаны с работой.
Как правило, работодатель при первом знакомстве с кандидатом на вакантную должность просит его показать резюме. Чаще всего оно содержит биографические данные человека, сведения об образовании и опыте работы (профессиональный портрет соискателя). Как было сказано выше, резюме не является документом и его предъявление при приеме на работу необязательно. А значит, отсутствие резюме не влечет за собой никаких правовых последствий для соискателя. Тем более что практически вся информация, обычно включаемая в резюме, доступна через другие источники (предыдущие места работы отражены в трудовой книжке, а о карьерных достижениях соискатель может сообщить устно или через анкету).
Общий принцип получения персональных данных, закрепленный в ст. 86 ТК РФ, гласит, что все персональные данные работника следует получать у него самого. Однако тут же приведена оговорка: если такую информацию можно раздобыть только при помощи третьей стороны, то работника уведомляют об этом заранее и от него непременно должно быть письменное согласие. Работодатель тогда сообщает работнику о целях, предполагаемых источниках и способе получения персональных данных, а также об их характере и о последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.
Сведения о работнике, предоставляемые третьей стороной, также могут быть выражены в различных формах, но, как правило, это официальный документ, выданный правомочным органом. В таком случае не только важна информация, содержащаяся в документе, но и сам документ должен отвечать определенным требованиям (печать организации, подпись надлежащего должностного лица и т. п.). Примером получения персональных данных от третьих лиц служит справка из органов загса об изменении фамилии в том случае, если работник не может подтвердить этот факт каким-либо другим документом.
Какими способами проверяют информацию о работнике? Если подходить к решению данной задачи только с точки зрения законности, то вариантов здесь не так уж и много.
Первый вариант состоит в том, чтобы, детально изучив записи в трудовой книжке, сопоставить их с другими имеющимися данными о работнике. Практика работы кадровиков свидетельствует о том, что большинство нестыковок в информации бывают обнаружены при анализе записей в трудовой книжке (насколько правильно записи сделаны, какие стоят печати, является ли сам бланк представленной трудовой книжки подлинным и пр.). В случае каких-либо сомнений за разъяснением надо обратиться непосредственно к самому работнику.
Второй вариант – направление официального запроса от имени организации-работодателя в соответствующие органы и организации (например, паспортный стол, военкомат, вуз и т. д.) с целью подтверждения сведений, указанных в личной карточке формы № Т-2.
Если информация, представленная работником при заключении трудового договора, основана на заведомо ложных сведениях или содержится в подложных документах, работодатель имеет полное право расторгнуть с ним трудовой договор (п. 11 ст. 81 ТК РФ).
Действующее законодательство предусматривает довольно суровую ответственность для работодателя за нарушение норм о работе с персональными данными. Ст. 90 ТК РФ звучит так: «Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами». А в Кодексе об административных правонарушениях этой теме посвящена статья 13.11. В ней говорится, что нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах наказывается штрафом. На должностное лицо может быть наложен штраф от 5 до 10 МРОТ, а на юридическое лицо – от 50 до 100 МРОТ.
Не обойден вопрос защиты персональных данных и в уголовном законодательстве. В Уголовном кодексе РФ предусмотрены в этом плане две статьи: ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни» и ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений». Причем максимальная санкция по данным нормам – арест на срок до шести месяцев. Напрашивается вывод: в законодательном порядке персональные данные ваших сотрудников защищены от посягательств довольно надежно и серьезно.
И в заключение коснемся вопроса, который не напрямую, но очень тесно связан с получением и проверкой персональных данных. Речь идет об отказе в приеме на работу, решение о котором работодатель зачастую принимает под влиянием информации, полученной из представленных соискателем документов или других источников. Ст. 3 ТК РФ гласит: никто не может быть ограничен в трудовых правах в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного положения и т. п. Запрет на отказ в заключении трудового договора по тем же основаниям содержится в ст. 64 ТК РФ. Поэтому, какими бы ни были истинные причины негативного отношения работодателя к соискателю, нельзя класть их в основу отказа (тем более письменного) в приеме на работу. В таких случаях необходимо найти законную и приемлемую причину (нехватка опыта, недостаточная квалификация, неподходящее образование и т. п.). Тем более что Верховный суд РФ в своем постановлении от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указал, что, если работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.
Еще хорошее обобщение практики на эту же тему
[DLMURL="https://www.profkultura.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=123"]https://www.profkultura.ru/index.php?opt ... &id=123:20[/DLMURL]
Некоторые нормы права,регламентирующие порядок сбора сведений по персоналу
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016)
ТК РФ, Статья 86. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 86 ТК РФ
В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:
1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоватьсяКонституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;
4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;
7) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.
ТК РФ, Статья 88. Передача персональных данных работника
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 88 ТК РФ
При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О персональных данных" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015)
Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11настоящего Федерального закона.
3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) в случаях, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 1 июля 2013 года, предусмотрено использование электронной цифровой подписи, используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральнымзаконом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
9) подпись субъекта персональных данных.
5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.
7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.
8. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О персональных данных" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015)
Статья 10. Специальные категории персональных данных
1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренныхчастью 2 настоящей статьи.
2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:
1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
2) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 25.11.2009 N 266-ФЗ)
2.2) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения";
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 204-ФЗ)
2.3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовымзаконодательством, пенсионным законодательством Российской Федерации;
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 261-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
6) обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 205-ФЗ)
8) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственными органами, муниципальными органами или организациями в целях устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
(п. 9 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
10) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации.
(п. 10 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)
3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка, если иное не установлено федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
КоАП РФ, Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.07.2016) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
А также судебная практика по нарушениям в области порядка сбора,хранения и использования персональных данных...
https://rospravosudie.com/law/Статья_13.11_КоАП_РФ