Свяжитесь с нами в мессанджерах или по телефону.

whatsapp telegram viber phone phone
+79214188555

Договор на оказание детективных услуг

Демитрий

Приватный уровень доступа
Регистрация
12 Декабрь 2017
Сообщения
422
Реакции
448
Баллы
193
Адрес
г.Ейск, ул.Коммунистическая, 12/1, офис 308
Нарушение пункта IV параграфа 12 правил форума. "Запрещено полное написание ЗАГЛАВНЫМИ буквами названий тем либо текста тем и сообщений."
Договор на оказание детективных услуг.

Деятельность частных детективов хорошо всем нам знакома по книгам и фильмам (в основном иностранным), когда частные сыщики раскрывают преступления, которые не могли раскрыть профессиональные полицейские. В настоящее время мы можем с ними столкнуться и в реальной жизни.
Первые частные детективные агентства в России появились в начале 90-х годов в период коренной ломки общественно-экономической формации в нашей стране. Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая и экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, бурное развитие предпринимательства повлекли за собой изменения в системе борьбы с преступностью в России. Для борьбы с ней появились новые организационно-правовые формы. Среди новых субъектов борьбы с преступностью можно назвать и частных детективов, которые одновременно предоставляли определенные услуги весьма специфического свойства населению (слежка за неверными супругами, конкурентами в бизнесе и т.д.).
Их деятельность нужно было направить в определенные правовые рамки, поэтому одним из первых законов, принятых в то время, был специальный закон, регулирующий деятельность частных детективов, - Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Указанный Закон неоднократно дополнялся и изменялся. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ. Однако, как будет показано ниже, он сохранил целый ряд существенных недостатков.
Поскольку в данном случае речь идет о возмездном оказании услуг (хотя и весьма специфических), на договор об оказании детективных услуг распространяются общие положения ГК о договоре возмездного оказания услуг.
Помимо законов детективная деятельность регулируется также подзаконными актами. Особое значение имеют Постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г. N 498 (в ред. от 9 сентября 2015 г.) "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" и Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", Приказ МВД России от 18 июня 2012 г. N 589 (в ред. от 23 сентября 2015 г.) "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации".
Детективная деятельность подлежит лицензированию, поэтому важное значение имеют специальные правовые акты, устанавливающие порядок такого лицензирования. Следует учитывать Приказ МВД России от 29 сентября 2011 г. N 1039 (в ред. от 30.12.2014) "Об утверждении административных регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения частного охранника".
Особое значение имеют Положение о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности и Правила ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него, утвержденные упомянутым Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 г. N 498 (в ред. от 9 сентября 2015 г.) "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Необходимо также учитывать положения Модельного Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Как следует из самого названия, указанный Закон о частной детективной и охранной деятельности регулирует не только охранную, но и частную детективную деятельность. Представляется, что объединение охранной и детективной деятельности в один правовой акт вряд ли целесообразно, поскольку они имеют существенные различия. При этом следует учитывать, что частная сыскная и частная охранная деятельность представляют собой два отдельных, хотя и имеющих некоторые общие черты, вида деятельности. Они различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовому статусу субъектов, осуществляющих эти виды деятельности. Очевидно, по этой причине указанный Закон содержит два раздела: раздел II "Частная детективная (сыскная) деятельность" и раздел III "Частная охранная деятельность". Интересно отметить, что ранее действовавшее законодательство (раздел IV Закона о частной детективной и охранной деятельности в старой редакции) допускало возможность создания смешанных форм частной детективной и охранной деятельности, однако в настоящее время указанный раздел утратил силу.
В охранной и детективной деятельности есть мало общего, что давало бы основание регулировать их в одном законе. Охранная деятельность в основном нацелена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защиту жизни и здоровья охраняемых граждан, в то время как детективная представляет собой разновидность розыскной деятельности, а ее основной задачей является сбор сведений в рамках оказываемых детективных услуг. Важно отметить и то, что законодательство Российской Федерации запрещает одному лицу заниматься одновременно частной детективной и частной охранной деятельностью. Поэтому возникла необходимость в принятии отдельного закона, посвященного исключительно детективной деятельности, в котором было бы сохранено все положительное и выдержавшее испытание временем из ныне действующего Закона.
Наличие отдельного закона о детективной деятельности целесообразно и с точки зрения совершенствования законодательной техники. В Законе Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" содержится немало отсылочных норм, действие которых одновременно распространяется на частную детективную и на частную охранную деятельность. Однако с учетом существенных различий между этими видами деятельности применить их на практике достаточно сложно.
Следует также отметить, что к настоящему моменту Закон о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации в определенной степени устарел, поскольку отражает реалии, характерные для того времени, когда детективная деятельность находилась в стадии зарождения, отсутствовала практика его применения, многие актуальные вопросы его применения были теоретически не проработаны. Кроме того, с момента его принятия существенно изменилось законодательство Российской Федерации, которое в той или иной степени имеет отношение к детективной деятельности.
Решить проблему путем внесения в него изменений и дополнений вряд ли целесообразно, поскольку это не изменит ситуацию, а наоборот, создаст новые проблемы, так как привнесет в него дополнительные противоречия и несогласованности между вновь внесенными и существующими нормами, что, в свою очередь, может породить серьезные трудности в правоприменительной практике.
Следует отметить, что соответствующие законопроекты уже разрабатывались, однако закон до настоящего времени так и не был принят.
В Законе о частной детективной и охранной деятельности отсутствует отдельное определение детективной деятельности. Попытка в ст. 1 Закона дать одно общее определение для детективной и охранной деятельности выглядит не совсем удачной. В частности, указанная статья гласит, что "частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов". Подобное определение применимо к любой другой возмездной услуге, для оказания которой требуется лицензия.
Важно отметить, что детективная деятельность, осуществляемая частными детективами, не ограничивается охраной частных интересов (то есть интересов граждан и юридических лиц), а распространяется и на публичные интересы. Так, согласно ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Более того, в приложении N 8 к Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 (в ред. от 25 июля 2017 г.) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" сказано, что для заключения соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений частный детектив направляет соответствующее письменное обращение в правоохранительный орган с приложением документов и материалов, характеризующих деятельность частного детектива, а также перечня обязанностей, которые он готов взять на себя. Такое обращение рассматривается в сроки и порядке, которые установлены для рассмотрения обращений граждан. По результатам рассмотрения правоохранительный орган принимает решение о целесообразности (нецелесообразности) заключения соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений, о чем уведомляет частного детектива.
При этом в соглашении о предупреждении и раскрытии преступлений может предусматриваться порядок осуществления следующих обязанностей:
а) содействие частных детективов розыску лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям;
б) информирование правоохранительных органов частными детективами о ставших им известными фактах о готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях и административных правонарушениях.
При необходимости в соглашении о предупреждении и раскрытии преступлений предусматривается порядок предоставления правоохранительными органами частному детективу информации о происшествиях, криминальной обстановке в соответствующем районе, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую законом тайну.
Необходимо также учитывать Приказ МВД России от 17 апреля 2013 г. N 211 "Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений".
Этим Приказом утверждена типовая форма соглашения о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений (приложение N 2 к Приказу МВД N 211). Такое соглашение предусматривает закрепление за частным детективом сотрудника полиции для организации взаимодействия, который может согласовывать с частным детективом совместные действия, при необходимости предоставлять информацию о происшествиях, криминальной обстановке в соответствующем районе, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую законом тайну.
Кроме того, ОВД имеет право привлекать частного детектива к мероприятиям по розыску лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям.
Таким образом, любое сотрудничество частных детективов с правоохранительными органами может не только носить односторонний характер (в виде содействия частного детектива всеми доступными ему способами, включая предоставление информации, правоохранительным органам), но также и предусматривать получение в определенных рамках от правоохранительных органов необходимой частному детективу информации.
В ряде случаев функции, выполняемые частными детективами, совпадают с функциями правоохранительных органов, однако между ними есть существенные различия. Можно привести несколько признаков, отличающих частную детективную деятельность от деятельности правоохранительных органов:
- по своему характеру частная детективная деятельность осуществляется на договорной возмездной основе, тогда как работники правоохранительных органов должны выполнять свою работу безвозмездно в рамках исполнения своих профессиональных обязанностей;
- частная детективная деятельность базируется на договорных отношениях, где четко определены пределы и время возникновения и прекращения этих отношений, тогда как деятельность правоохранительных органов регламентируется специальными нормативно-правовыми актами;
- лица, осуществляющие частную сыскную деятельность, не наделены полномочиями должностных лиц правоохранительных органов и в случае нарушения своих обязанностей несут ответственность в ином порядке, нежели должностные лица государственных правоохранительных органов.
Следует также учитывать, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о частной детективной и охранной деятельности запрет, налагаемый на частных детективов на сокрытие информации о преступлениях, в последней редакции распространяется в том числе не только на готовящиеся и совершенные преступления, но и на совершаемые преступления. Данное уточнение является актуальным в существующих условиях, особенно в сфере экономических преступлений, многие из которых носят длящийся характер, а также и в сферах частной (включая семейную, жилищную области) жизни граждан.
В ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности указаны виды услуг, предоставляемых частными детективами, которые можно рассматривать в качестве предмета договора на оказание детективных услуг.
В частности, согласно указанной статье в целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;
8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, о порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, на договорной основе с взыскателем.
Данный перечень видов услуг является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следует сразу отметить, что выполнение частным детективом некоторых из вышеуказанных действий представляет определенные сложности и может даже повлечь нарушение других правовых актов. В связи с этим отдельные виды услуг, которые могут оказывать частные детективы, требуют дополнительных пояснений.
Так, под гражданскими делами понимаются дела, которые рассматриваются судом в рамках гражданского судопроизводства. Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Таким образом, основанием для возбуждения гражданского дела всегда является действие заинтересованного лица, состоящее в обращении к суду за защитой прав и законных интересов.
Указание на договорную основу отношений частного детектива с участниками процесса означает, что частный детектив или частное детективное агентство должны заключить с ними договор возмездного оказания услуг, предметом которого является сбор определенных сведений, которые необходимы для участия в процессе и которые участник гражданского процесса не может получить самостоятельно. При этом собранные частным детективом сведения при условии соблюдения процессуальных правил допустимости и относимости могут в дальнейшем служить доказательствами по конкретному гражданскому делу. Так, в соответствии с гл. 6 ГПК РФ и гл. 7 АПК РФ в качестве доказательств, в частности, допускаются письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи. Однако это возможно, если сведения, которые содержатся в данных доказательствах, были собраны детективом с соблюдением норм закона, в том числе с соблюдением ограничений деятельности частного детектива, установленных в ст. 7 Закона. Так, например, согласно ст. 77 ГПК РФ лицо, представляющее аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе, обязано указать, когда, кем и в каких условиях они осуществлялись.
При условии соблюдения конституционных прав неприкосновенности жилища, прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки и телефонных переговоров и т.д. собранные частным детективом сведения могут выступать в качестве надлежащих доказательств по гражданскому делу. Однако здесь есть определенное внутреннее противоречие, поскольку деятельность частного детектива в ряде случаев предполагает нарушение права на неприкосновенность частной жизни других лиц для того, чтобы получить нужную для его клиента информацию.
В п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона также говорится о сборе сведений частным детективом, в частности об изучении рынка, о сборе информации для деловых переговоров, о выявлении некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров. В данном случае речь также идет о сборе информации, но речь идет о целевой, указанной в нем информации.
Рынок здесь понимается как определенная экономическая категория, и из смысла указанного подпункта вытекает, что частный детектив должен провести своего рода научное исследование, однако оно должно быть ограничено весьма конкретными задачами. Как правильно отмечено, изучение рынка предполагает сбор информации об участниках рынка конкретного товара, по поводу которого будет заключаться или уже заключена сделка, об особенностях реализации данного товара на конкретной территории и о связанных с этим возможных неблагоприятных последствиях для фирмы. Таким образом, информация частного детектива по поводу изучения рынка в отличие от маркетинговой информации предполагает более конкретный характер, связанный с изучением индивидуальных особенностей участников и условий их деятельности на рынке конкретного товара с целью предупреждения дезинформации организации о реальных обстоятельствах, с учетом которых будет заключаться и исполняться сделка с потенциальными партнерами <1>.
--------------------------------
<1> Гладких С.Р. Комментарий к Закону Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. Ст. 3. Постатейный. 2-е издание, переработанное и дополненное. Юстицинформ, 2003. С. 32.

Выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров клиентов частного детектива предполагает изучение их финансового положения, а также их кредитной истории и истории их взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами.
Сбор информации для деловых переговоров предполагает изучение не только деятельности фирмы - потенциального контрагента, но и личности ее руководителей.
Одним из направлений сыскной деятельности, указанных в ст. 3 Закона, является установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.
Следует сразу указать на допущенную терминологическую ошибку. Термин "фирменные знаки" является юридически некорректным термином. Очевидно, речь идет о товарных знаках (знаках обслуживания), коммерческих обозначениях и наименованиях мест происхождения товаров.
Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Согласно п. 1 ст. 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (например, "Вологодское масло").
Что касается коммерческих обозначений, то в ст. 1538 ГК РФ законодатель не дает легального определения коммерческого обозначения, однако подчеркивает, что это средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий как имущественных комплексов (обычно оно указывается на вывесках). При этом коммерческие обозначения не являются фирменными наименованиями и не подлежат обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц.
Исключительное право на коммерческое обозначение возникает в силу самого факта его создания, и государственной регистрации коммерческих обозначений не требуется. Таким образом, коммерческое обозначение - это незарегистрированное, обладающее индивидуализирующими признаками средство индивидуализации предприятий как объектов гражданских прав в виде словесного, изобразительного или комбинированного обозначения.
Фирменные наименования являются средством индивидуализации коммерческих юридических лиц. Они должны регистрироваться в составе их учредительных документов при регистрации самих организаций. В настоящее время органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба. С момента такой регистрации у юридического лица возникает исключительное право на использование фирменного наименования (право на фирму). Соответственно, указанное право действует до тех пор, пока существует само юридическое лицо.
Законодатель не дает легального определения фирменного наименования, ГК РФ содержит лишь перечень условий, которым оно должно отвечать. В частности, фирменное наименование должно быть словесным обозначением, должно иметь индивидуализирующую функцию, не должно вводить в заблуждение. Как следует из п. 2 ст. 1473 ГК РФ, фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Все вышеуказанные объекты получили название "средства индивидуализации" и широко применяются в коммерческой практике. Нередки случаи неправомерного использования средств индивидуализации, получивших широкую известность с целью получения выгоды.
Важно отметить, что по общему правилу в функции частного детектива не входит юридический анализ правомерности или, наоборот, неправомерности использования указанных средств индивидуализации (если только договором не предусмотрено иное). Он в данном случае будет отвечать за фактическую сторону дела. Другими словами, он должен собрать факты их использования и передать эти факты заказчику услуги.
Что касается разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, то нужно отметить следующее. Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При этом информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца - это несанкционированная передача владельцами такой информации сведений любым способом постороннему лицу независимо от цели такой передачи.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.) "О коммерческой тайне" меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона N 98-ФЗ режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, всех мер, указанных в ч. 1 этой статьи. Таким образом, непринятие любой из перечисленных мер означает, что на данную информацию не распространяется режим коммерческой тайны.
Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании и которое ограничило доступ к этой информации, установив в отношении ее режим коммерческой тайны.
Помимо этого лица доступ к коммерческой тайне может быть предоставлен другим лицам на условиях, указанных обладателем информации. К таковым, в частности, относятся:
- работник, получивший доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, в силу своих трудовых обязанностей на основании трудового договора и локальных нормативных актов;
- контрагент, получивший доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, в силу договора.
В функции частного детектива входит установление самого факта разглашения сведений. Этот факт может быть установлен непосредственно самим детективом, либо он может прибегнуть к содействию других лиц (например, инициировать служебную проверку). Он может это сделать с помощью технических средств, идентифицирующих пользователей и их действия в системе, предоставляющей доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, - с помощью распечатки электронной переписки, свидетельствующей о ее разглашении.
Разглашение коммерческой тайны возможно различными способами, в том числе путем копирования данных и передачи их третьим лицам. Например, если третье лицо незаконно скопировало с компьютера или через компьютерную сеть сведения, составляющие коммерческую тайну, и передало их кому-либо.
Факт разглашения указанными лицами коммерческой тайны может быть подтвержден:
- показаниями свидетелей;
- иными доказательствами, которые процессуальное законодательство относит к допустимым.
Понятие недобросовестной конкуренции содержится в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции": согласно п. 9 ст. 4 указанного Закона недобросовестная конкуренция представляет собой любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, а также требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо уже нанесли или могут нанести в будущем вред деловой репутации этих субъектов.
Недобросовестная конкуренция, как следует из ст. 14 указанного Закона, может представлять собой следующее:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
6) незаконное приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Данный перечень, составляющий содержание недобросовестной конкуренции, не является исчерпывающим и может быть дополнен другими действиями.
В функции частного детектива входит установление указанных обстоятельств.
Выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов входит по общему правилу в функциональные обязанности отделов кадров и служб безопасности юридических лиц. Необходимость в привлечении услуг детектива возникает в тех случаях, когда возникают сомнения в тех или иных сведениях, которые представлены претендентом на определенную должность и которые трудно проверить обычными способами (например, возникли сомнения в достоверности положительной характеристики, предоставленной с предыдущего места работы).
В последнее время получило распространение изучение личности претендента на получение рабочего места по социальным сетям, в которых он зарегистрирован. Подобная деятельность также может быть предметом договора на оказание детективных услуг.
Следует отметить, что редакция такой указанной в п. 7 ч. 2 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности услуги, как сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса, представляется не совсем удачной, поскольку позволяет понимать ее таким образом, будто бы частный детектив наряду со следователем собирает сведения по уголовному делу.
На самом деле частный детектив собирает сведения не по уголовному делу и не наряду со следователем, а для конкретного участника уголовного процесса, который представляет их органам расследования и суду для использования в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, следует изменить указанную норму и предусмотреть возможность заключения договора на оказание детективной услуги о сборе сведений по уголовному делу не только с участниками уголовного судопроизводства, но и с заявителем о совершении преступления, который до возбуждения уголовного дела таким статусом не обладает (от момента заявления о совершении преступления до момента возбуждения уголовного дела проходит определенный промежуток времени). Собранные частным детективом и переданные заявителем о совершении преступления сведения могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела.
Поэтому правильнее было бы сформулировать эту услугу как сбор сведений по договору с участником уголовного судопроизводства и с заявителем о совершении преступления до момента возбуждения уголовного дела. При этом не со всеми участниками уголовного процесса может быть заключен такой договор. Все зависит от того, наделены они или нет властными полномочиями и представляют ли они правоохранительные органы или нет.
Всех участников уголовного процесса можно условно разделить на две группы.
Первую из них составляют участники процесса, обладающие властными полномочиями и представляющие правоохранительные органы. Это суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель.
Ни с кем из указанных участников уголовного процесса частный детектив не вправе заключить договор на сбор сведений по уголовному делу, поскольку все они должны выполнять эту работу в рамках своих служебных обязанностей.
К числу участников уголовного судопроизводства, которые не обладают властными полномочиями, относятся подозреваемый, обвиняемый, защитник подозреваемого и обвиняемого, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, гражданский истец, гражданский ответчик, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В эту группу входят граждане, отстаивающие в уголовном процессе свои права и законные интересы либо защищаемых или представляемых ими лиц.
В услугах частного детектива по сбору сведений по уголовному делу нуждаются только вышеперечисленные участники уголовного процесса. Это обусловлено их процессуальным положением, которое определяется наличием у них прав и законных интересов. В перечне таких прав есть одно общее право - представлять доказательства. С этим правом указанных участников уголовного судопроизводства и корреспондирует указанное в п. 7 ч. 2 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности положение.
Для сбора сведений по уголовному делу Закон о частной детективной и охранной деятельности (ст. 5) допускает устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации. Этот перечень является исчерпывающим. Частным детективам запрещается осуществлять оперативно-розыскные действия. В отличие от многих зарубежных коллег они не вправе производить и следственные действия.
Под сведениями, собираемыми частным детективом, следует понимать любые фактические обстоятельства совершения преступления. Это могут быть сведения о соучастниках преступления, их местонахождении; об очевидцах преступления; лицах, пострадавших от преступления, и размере причиненного им вреда; о месте нахождения предметов и орудий преступления; различного рода справки по результатам устного опроса граждан; документы, полученные от граждан, организаций и учреждений.
Однако речь идет не только о сведениях как об определенной информации, но и о предметах или документах, которые могут быть обнаружены частным детективом лично в ходе осмотра места совершения преступления или переданы ему гражданами, должностными лицами и т.д. Сюда же относятся материалы, полученные в результате использования видео- и аудиозаписи, фотосъемки, других технических средств и т.д. Поэтому соответствующие изменения должны быть внесены в ст. 5 Закона о частной детективной и охранной деятельности, расширив ее указанием на то, что действия детектива могут включать сбор всех материалов, имеющих отношение к совершенному преступлению.
Действия частного детектива, предусмотренные п. 8 ч. 2 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности (поиск должника и его имущества, поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование о его отобрании, и др.), являются предметом договора с ним достаточно часто. Особенно это касается розыска лиц, обязанных по решению суда уплачивать алименты. Органы внутренних дел хотя и ищут таких лиц, однако не всегда считают это своей первоочередной задачей, и в результате их поиск затягивается на долгие годы.
Следует отметить, что Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты..." Закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" был дополнен положениями о том, что судебный пристав, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности.
В отдельных случаях территориальные подразделения Федеральной службы судебных приставов сами инициируют заключение подобных соглашений между взыскателями и частными детективами, поскольку это облегчает их работу.
Поиск без вести пропавших граждан является одной из наиболее распространенных функций, выполняемых частными детективами. К ним обращаются в тех случаях, когда либо вообще не обращаются к правоохранительным органам с заявлением о пропаже человека, либо считают, что последние не исполняют свои обязанности надлежащим образом.
При осуществлении детективной деятельности по выяснению характеризующих личность данных неизбежно возникает вопрос о возможном нарушении неприкосновенности частной жизни лица, в отношении которого частный детектив собирает ту или иную информацию. В ГК в ст. 1 установлен принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Конституция РФ (ст. 23) закрепила право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Действие указанного принципа распространяется прежде всего на государственные и муниципальные органы, которые могут вмешиваться в частные дела только в случаях, прямо предусмотренных законом (например, в случаях, предусмотренных законом, допускается прослушивание телефонных разговоров).
Положения указанной статьи конкретизируются в гл. 8 ГК РФ, которая посвящена нематериальным благам и их защите. Речь идет о том, что Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в ГК РФ была введена ст. 152.2, посвященная охране частной жизни. Статья так и названа - "Охрана частной жизни гражданина". Как указано в п. 1 этой статьи, "если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Не являются нарушением права на неприкосновенность частной жизни сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.
Существует общее ограничение в деятельности частного детектива, заключающееся в том, что в ходе осуществления своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство Российской Федерации в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан (ч. 3 ст. 5 Закона о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации). Речь идет о защите персональных данных, личной, семейной, банковской, служебной тайне и т.д. Предметом собирания и распространения могут быть сведения о частной жизни лица, которые объективно не являются порочащими, но составляют личную или семейную тайну.
Следует отметить, что подобное ограничение ставит под сомнение саму возможность осуществления детективной деятельности, поскольку многие из предусмотренных в ст. 5 Закона о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации действий как раз и предполагают сбор подобных сведений.
При этом следует учитывать, что понятия незаконного собирания и распространения сведений хорошо известны уголовному праву, толкуются достаточно широко и предполагают уголовную ответственность (ст. ст. 137, 138, 138.1, 139 УК РФ).
Собирание сведений может осуществляться любым способом: тайно, открыто, с применением обмана или насилия и т.д. Оно может выражаться в похищении, приобретении, копировании документов или других материальных носителей конфиденциальной информации, в подслушивании, подсматривании, в проведении фото-, видео- или киносъемки, в опросе осведомленных лиц и пр. Незаконность этих действий определяется:
- отсутствием согласия со стороны потерпевшего;
- совершением их лицом, не уполномоченным на собирание конфиденциальных сведений в данной ситуации;
- использованием при сборе информации средств и методов, запрещенных законом, например путем нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ) либо путем нарушения неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ).
Анализ практики детективной деятельности свидетельствует о том, что перечень сыскных услуг, предусмотренных действующим Законом о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации, явно недостаточен для защиты прав и законных интересов заказчиков указанных услуг. Необходимость его расширения обусловлена прежде всего потребностями практики.
Указанный перечень может быть дополнен такой услугой, как сбор сведений по установлению обстоятельств наступления страхового случая на основе договора с заказчиком сыскной услуги. Следует отметить, что в других странах страховые компании нередко прибегают к помощи частных детективов, когда происходят сомнительные, с их точки зрения, страховые случаи.
Можно также было бы включить в этот перечень услугу по участию детектива в так называемых корпоративных расследованиях, что довольно часто приходится делать детективам на практике, когда руководители юридических лиц нанимают частных детективов для выявления правонарушений, происходящих внутри данного юридического лица, поиск по поручению заказчика сыскной услуги утраченного имущества, находящегося во владении других лиц.
Сторонами договора на оказание детективных услуг являются частный детектив и его клиент (заказчик). Согласно ст. 1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частный детектив - гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности. В ст. 6 указанного Закона установлено, что лицензия на частную сыскную деятельность не выдается лицам моложе 21 года. Следовательно, гражданин может стать частным детективом не ранее достижения им 21 года.
Исключительное право на занятие детективной деятельностью основано на законодательном запрете "физическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, на предоставление услуг, отнесенных к детективным" (ст. 3 Закона РФ). Таким образом, ограничивается право всех иных лиц на занятие этими видами экономической деятельности, которая рассматривается в качестве предпринимательской, то есть направленной на систематическое извлечение прибыли. Для получения этого статуса частные детективы должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей в Федеральной налоговой службе.
У частных детективов могут быть помощники, однако их правовой статус никак законодательно не урегулирован. Представляется, что их права и обязанности должны быть специально оговорены в законе.
Сыскная деятельность должна быть основным видом деятельности частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо муниципальной службой или с замещением выборной оплачиваемой должности в общественном объединении не разрешается (ст. 7 Закона о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации).
Гражданину, получившему лицензию на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива, которое не является удостоверением личности и в качестве документа может служить только подтверждением специальности его обладателя.
Закон о частной детективной и охранной деятельности не содержит каких либо ограничений в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства для того, чтобы заниматься детективной деятельностью, однако необходимо заключение соответствующего международного соглашения. В соответствии со ст. 1 Закона о частной детективной и охранной деятельности иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Прямого запрета юридическим и физическим лицам - субъектам частной детективной деятельности на занятие иными видами хозяйственной деятельности Закон о частной детективной и охранной деятельности не содержит. В то же время согласно ст. 7 указанного Закона сыскная деятельность должна быть основным видом деятельности частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо муниципальной службой или с замещением выборной оплачиваемой должности в общественном объединении не разрешается.
Как уже отмечалось, для занятия детективной деятельностью необходимо получение лицензии. При этом Пленум Верховного Суда РФ в п. 89 Постановления от 23 июня 2015 г. N 25 разъяснил, что совершение сделки лицом, не имеющим необходимой лицензии, не влечет ее недействительности, если законом прямо не установлено иное. Следовательно, если у исполнителя отсутствует лицензия на оказание услуг по договору, заказчик не может требовать признания такого договора недействительным. Он имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать от исполнителя возместить причиненные убытки (ст. 15, п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).
Важное значение для лицензирования детективной деятельности имеют Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в п. 4 ст. 1 которого сказано, что особенности лицензирования частной детективной деятельности могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление этого вида деятельности.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение, а также запрашивать соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы.
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче и продлению срока действия лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности, оформлению, переоформлению, выдаче документа (его дубликата), подтверждающего наличие лицензии, выдаче удостоверения частного детектива (его дубликата) (приложение N 2 к Административному регламенту) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) должностных лиц территориальных органов МВД России на региональном уровне по предоставлению государственной услуги.
На частных детективов распространяется установленный Законом о частной детективной и охранной деятельности и подзаконными актами для лицензирования частной детективной деятельности порядок приостановления действия лицензий и аннулирования лицензий, оформления и переоформления документов, подтверждающих наличие лицензии. К отношениям, связанным с лицензированием и не урегулированным указанным Законом, применяются положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В случае отказа в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган управления (должностному лицу) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или суд. Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится органами внутренних дел.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган осуществляет следующие полномочия в области лицензирования частной детективной деятельности:
1) предоставление лицензии и выдача удостоверения частного детектива;
2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;
3) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом;
4) ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них;
5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований;
6) обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии;
7) прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления от владельца лицензии.
Гражданину, получившему лицензию на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива.
Лицензирующим органом является Министерство внутренних дел РФ. Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории РФ производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции. Таким образом, в основу лицензирования сыскной деятельности положен территориальный принцип: орган внутренних дел конкретного региона (субъекта РФ) дает разрешение на проведение вышеуказанной деятельности на территории конкретного региона.
Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной детективной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований. Конкретная процедура лицензирования установлена Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность.
Гражданин, претендующий на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности, обязан лично представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган заявление, в котором указываются его фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, предполагаемая территория осуществления частной детективной деятельности, и следующие документы:
1) анкета;
2) фотографии;
3) медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности;
4) документы, подтверждающие его гражданство, наличие среднего профессионального юридического образования или высшего юридического образования или прохождение профессионального обучения для работы в качестве частного детектива либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;
5) сведения о потребности в технических средствах и намерении их использовать.
В соответствии с последней редакцией ст. 6 Закона о частной детективной и охранной деятельности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение, а также запрашивать соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы.
Существует целый ряд ограничительных требований для желающих заниматься детективной деятельностью. Так, лицензия частного детектива не предоставляется:
1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;
2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и частной охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
7) гражданам, не представившим документы, необходимые для получения лицензии;
8) гражданам, в отношении которых по результатам проверки, проведенной органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной детективной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа;
9) гражданам, не прошедшим обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Существуют определенные требования к состоянию здоровья частных детективов. Перечень заболеваний, препятствующих осуществлению частной детективной деятельности, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Частные детективы обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, выдавшие лицензию на осуществление частной детективной деятельности, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности.
Проект соответствующего постановления Правительства, в котором содержится перечень заболеваний, препятствующих осуществлению частной детективной деятельности, уже разработан, но пока не принят. В основном речь идет о психических заболеваниях, алкоголизме и наркомании.
Одним из недостатков Закона о частной детективной и охранной деятельности является отсутствие в нем указаний на обязанность частного детектива страховать риск ответственности за нарушение договора оказания детективных услуг, риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при осуществлении детективной деятельности. Таким образом, профессиональная ответственность частных детективов не установлена, хотя сама специфика детективной деятельности предполагает возможность причинения вреда другим лицам.
Говоря о правах детектива, можно отметить общую тенденцию на ограничение их прав. В Законе о частной детективной и охранной деятельности нет даже отдельной статьи, в которой были бы четко прописаны права частного детектива при оказании сыскных услуг.
Отсутствие в законодательстве в сфере детективной деятельности четкой регламентации прав частного детектива является существенным пробелом, не позволяющим разграничить частную детективную и оперативно-розыскную деятельность. Это приводит на практике к нарушению прав и законных интересов граждан, создает трудности при оказании детективных услуг, создании цивилизованного рынка этих услуг. Указанный пробел в законодательстве в данной сфере также создает затруднения и государственным органам для осуществления эффективного контроля (надзора) за данным видом деятельности, так как в сложившейся ситуации на практике нередко довольно трудно отграничить законные действия детектива от незаконных. Необходимость внесения изменений в данный Закон путем дополнения его отдельной статьей о правах частного детектива обусловлена объективными потребностями, сложившимися в практической деятельности частного детектива.
Имеющаяся в Законе о частной детективной и охранной деятельности ст. 5 ("Действия частных детективов") содержит лишь перечень действий, которые допускаются в ходе осуществления частной детективной деятельности, и ничего не говорит о конкретных правах частного детектива. Кроме того, даже эти действия в ряде случаев изложены юридически неточно, что допускает двоякое толкование содержащихся в ней положений.
В соответствии с указанной статьей в ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в ч. 1 ст. 3 Закона.
При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, на практике частные детективы нередко используют видеорегистраторы. Из ст. 5 Закона об охранной деятельности исключено ранее существовавшее положение, дающее право частному детективу использовать в своей деятельности средства оперативной радио- и телефонной связи.
В этой связи возникает вопрос о возможности использования частными детективами так называемых специальных технических средств для негласного получения информации. Во исполнение предписания ч. 8 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" Правительство Российской Федерации Постановлением от 1 июля 1996 года N 770 утвердило Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, в который на основе определения общих видовых признаков включены специальные технические средства для негласных получения и регистрации акустической информации, визуального наблюдения и документирования, прослушивания телефонных переговоров, перехвата и регистрации информации с технических каналов связи, контроля почтовых сообщений и отправлений, исследования предметов и документов, проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов, контроля за перемещением транспортных средств и других объектов, получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи, а также для негласной идентификации личности.
Свойства и признаки, указывающие на предназначение таких специальных технических средств, конкретизированы в Списке видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 года N 214).
Определение таких средств дано в Постановлении от 31 марта 2011 г. N 3-П Конституционного Суда, согласно которому:
1) к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, относятся технические средства, которые закамуфлированы под предметы (приборы) другого функционального назначения, в том числе бытовые; обнаружение которых в силу малогабаритности, закамуфлированности или технических параметров возможно только при помощи специальных устройств; которые обладают техническими характеристиками, параметрами или свойствами, прямо обозначенными в соответствующих нормативных правовых актах; которые функционально предназначены для использования специальными субъектами;
2) технические средства (предметы, устройства), которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, не могут быть отнесены к специальным техническим средствам для негласного получения информации, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения.
Проблема заключается в том, что в настоящее время широкое распространение получили цифровые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры, имеющие высокие технические характеристики, малогабаритные размеры, интегрируемые в другие устройства (компьютеры, сотовые телефоны, часы, радиоуправляемые модели летательных аппаратов и т.п.). Лицу, не обладающему специальными познаниями, в современных условиях сложно решить вопрос, относится ли, например, ручка со встроенным диктофоном или часы со встроенной видеокамерой к специальным техническим средствам.
При этом существует ответственность за неправомерное использование таких средств, в том числе в частной детективной деятельности.
Так, согласно ст. 20.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая называется "Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности", использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями, -
влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией незаконно используемых специальных технических средств; на руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций) - от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Говоря о правах детективов, отдельно следует говорить о возможности применения частными детективами так называемых специальных средств и служебного оружия. Следует сразу отметить, что, в отличие от охранников, частным детективам не предусмотрено право иметь служебное огнестрельное оружие.
Что касается специальных средств, то ранее действовавшее законодательство допускало его применение частными детективами. Подробный перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной деятельности, и правила их применения были изложены в приложении 4 к Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 (в ред. от 26 июля 2000 г.), в котором содержались правила их применения. Так, в качестве специальных средств могли использоваться резиновые палки, наручники, слезоточивый газ (спецсредство "Черемуха-10", газовый пистолет), защитный шлем и защитный жилет. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 10 указанные правила утратили силу.
Профессиональная деятельность частного детектива подвергается целому ряду ограничений, предусмотренных ст. 7 Закона о частной детективной и охранной деятельности. Эти ограничения включают запрет:
- на сокрытие от правоохранительных органов фактов о готовящихся, совершенных или совершаемых преступлениях;
- представление частным детективом себя как сотрудника правоохранительных органов;
- сбор сведений, связанных с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
- осуществление видео- и аудиозаписи, фото- и киносъемки в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
- совершение действий, посягающих на права и свободы граждан;
- совершение действий, ставящих под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
- фальсифицирование материалов или введение в заблуждение клиента;
- разглашение собранных в ходе выполнения договорных обязательств сведений о заказчике, в том числе сведений, касающихся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны имущества заказчика, использование их в каких-либо целях вопреки интересам заказчика или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- передачу своей лицензии для использования ее другими лицами;
- использование документов и иных сведений, полученных в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;
- получение и использование информации, содержащейся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что двух последних ограничений не было в первоначальной редакции указанной статьи, поэтому можно говорить об определенной тенденции к увеличению числа ограничений в деятельности частных детективов.
Некоторые из числа вышеуказанных ограничений требуют дополнительных разъяснений.
Случаи, когда частные детективы выдают себя за сотрудников правоохранительных органов, нередки. Сама демонстрация удостоверения частного детектива в некоторых случаях создает у людей иллюзию того, что к ним обращаются именно работники правоохранительных органов.
Собирание сведений о частной жизни лица может совершаться частными детективами разными способами: (путем проведения опросов, фотографирования, скрытого наблюдения за другим лицом, например за супругом заказчика для собирания доказательств супружеской неверности супругов и т.д.). Для собирания сведений о частной жизни могут использоваться специальные технические средства, позволяющие вести скрытое наблюдение или прослушивание.
Следует отметить, что несколько лет назад на телевидении показывали псевдодокументальный сериал, посвященный слежке частных детективов за неверными супругами (на самом деле роли исполнялись профессиональными актерами). Создателям этого сериала даже в голову не приходило, что формально речь идет о противозаконном вмешательстве в частную жизнь, которого, к счастью, не было.
Совершение действий, посягающих на права и свободы граждан, а также совершение действий, ставящих под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, нужно рассматривать как превышение полномочий частного детектива. Оно определяется как совершение частным детективом действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной детективной деятельности. В качестве примера подобных действий можно привести незаконное лишение свободы или применение насилия для получения нужной частному детективу информации.
Одним из самых сложных является вопрос о взаимодействии частных детективов и действующих работников правоохранительных органов по поводу получения интересующей частных детективов информации, содержащейся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которой располагают последние. В последнем случае речь идет о ст. 11 "Использование результатов оперативно-розыскной деятельности" Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности", в котором перечислен список лиц, имеющих право на получение указанных результатов. Ни частные детективные агентства, ни частные детективы не имеют права на получение этой информации.
Установленный выше запрет на получение информации существенно осложняет работу частных детективов. На практике эта проблема решается следующим образом. Известно, что в качестве частных детективов чаще всего выступают бывшие работники правоохранительных органов. Они обычно сохраняют связи со своими бывшими коллегами и поэтому получают нужную им информацию на неофициальной основе. Возможны ситуации, когда частный детектив просит своего знакомого - работника отдела внутренних дел помочь провести оперативное наблюдение с применением технических средств за потерпевшим либо свидетелем, а также навести о нем справки через криминалистические учеты. Однако формально речь идет о нарушении закона.
Этот вопрос можно было бы определенным образом решить, закрепив право частных детективов иметь доступ к информационным базам ИЦ МВД РФ (с определенными ограничениями, без доступа к конкретным делам и агентуре) на платной основе, как это практикуется во многих зарубежных странах.
Детективная деятельность осуществляется в рамках договора возмездного оказания услуг. Однако следует отметить, что Закон о частной детективной и охранной деятельности говорит о договорном характере отношений между частными охранными организациями и их клиентами достаточно скупо. Так, согласно ст. 1 указанного Закона частная детективная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам. О договорном характере отношений между частным детективом и его заказчиком также говорится в ст. 9 этого Закона, которая называется "Особенности требований к договору на оказание сыскных услуг".
Согласно указанной статье частный детектив обязан заключить с каждым из своих заказчиков договор на оказание сыскных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения. Все вышеперечисленные условия являются существенными, то есть теми условиями, без которых договор считается незаключенным.
Специфика договора об оказании детективных услуг, состоящая в том, что данный договор опосредует общественные отношения в такой чувствительной сфере, как сыскная деятельность, в данном определении не учитывается. Между тем само определение договора об оказании возмездных детективных услуг в нем отсутствует. Нет такого определения и в ГК, что создает определенные трудности в правоприменительной практике.
Договор возмездного оказания детективных услуг гражданам по своему содержанию носит потребительский характер и имеет признаки публичного договора. Отказ частного детектива от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается. Это означает, что исполнитель не может отказаться от договора на основании п. 2 ст. 782 ГК РФ при наличии у него возможности предоставить соответствующие услуги. Договорный характер такой деятельности означает, что охранная деятельность подпадает под регламентацию Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Однако следует учитывать, что речь идет только о тех случаях, когда потребителем услуги является физическое лицо и цель получения услуги не связана с предпринимательской деятельностью.
Данный договор можно рассматривать как договор присоединения, когда присоединившаяся сторона принимает заранее сформулированные условия и не может их менять. При этом согласно ч. 2 ст. 428 ГК РФ присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Если условия, ущемляющие права потребителя, будут включены в договор, то у потребителя имеется право на предъявление иска о признании договора или его части недействительными либо об изменении или расторжении такого договора.
Закон устанавливает специальные правила, касающиеся формы данного договора (предусмотрена обязательная письменная форма). Вместе с тем ничего не говорится о последствиях ее несоблюдения. Таким образом, будет действовать общее правило, согласно которому стороны лишаются права ссылаться на свидетельские показания, доказывая сам факт заключения договора.
Порядок заключения этого договора имеет определенные особенности. Еще до заключения договора возмездного оказания детективных услуг исполнитель должен предоставить информацию о себе и об оказываемых им услугах. К договору на оказание детективных услуг прилагаются копии заверенных заказчиком документов, которые подтверждают его право на заключение подобных договоров.
Предметом данного договора является оказание услуг особого рода. Согласно п. 1 ст. 779 ГК под услугой понимается совершение определенных действий или определенной деятельности (именно поэтому мы говорим об оказании услуг). Таким образом, применительно к услугам правильнее говорить не о материальном результате, а об эффекте оказанной услуги, который в данном случае заключается в получении частным детективом определенной информации.
За нарушение прав заказчиков по договору возмездного оказания детективных услуг предусмотрена ответственность, которая может быть административной, уголовной или гражданской. Под гражданско-правовой ответственностью понимаются неблагоприятные имущественные последствия для лица, допустившего гражданское правонарушение, выразившиеся в утрате таким лицом части имущества. Таким образом, гражданско-правовая ответственность всегда носит имущественный характер. Она может выступать в форме возмещения убытков (вреда, в том числе морального вреда), уплаты неустойки, потери задатка. Особой формой ответственности является взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК). Все эти формы ответственности могут возникнуть в правоотношениях, связанных с исполнением договора возмездного оказания детективных услуг.
Исполнение правонарушителем обязанности по совершению указанных действий обеспечивается мерами государственного принуждения. Она наступает независимо от того, привлекается ли правонарушитель к уголовной или административной ответственности.
Что касается административной и уголовной ответственности, то она возникает в случаях, прямо предусмотренных в законодательстве.
Так, согласно п. 2 ст. 20.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях незаконное осуществление частной детективной (сыскной) деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Осуществление деятельности по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением установленных законом требований влечет наложение административного штрафа на руководителя учреждения в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (п. 3 ст. 20.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на руководителей частных охранных организаций - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Что касается уголовной ответственности, то нужно обратиться к ст. 203 Уголовного кодекса РФ, которая называется "Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей". Согласно п. 1 указанной статьи совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.
То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Автор: Гришаев С.П., заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин ИГУМО, канд. юрид. наук, доцент.

Источник: https://demo.consultant.ru/cgi/onli...06266F1DD238B2D2059C8BD0A41#08130516416624181
 

Свяжитесь с нами в мессанджерах или по телефону.

whatsapp telegram viber phone phone
+79214188555

Похожие темы

Похожие темы