Расстрел и коммерция: рыночные последствия трагедии в «Караване»
ЧП в «Караване» — четкий сигнал к тому, что в украинских торгово-развлекательных центрах с системой обеспечения безопасности что-то не так, и статью этих эксплуатационных расходов надо пересмотреть. Но проблема не только в расходах на безопасность.
После кровавой расправы над четырьмя охранниками в ТРЦ «Караван» МВД сообщило о намерении инициировать повышение требований к подготовке сотрудников частных охранных фирм. По словам министра внутренних дел Виталия Захарченко, сегодня в первую очередь нужно вести разговор о квалифицированной подготовке охранников и о четких законодательных нормах, которые регулируют их действия. «Охранник обязан знать, что он должен делать, когда задерживает правонарушителя», — заявил министр.
Действительно, часто повторяющиеся ситуации притупляют внимание сотрудников службы безопасности, работающих в супермаркетах. Ежедневно сталкиваясь с десятками мелких воришек, у охранников вырабатывается определенный стереотип и, соответственно, отсутствует механизм ожидания серьезной опасности и противодействия.
По словам партнера компании «Астра бизнес консалтинг» Тараса Полуляха, на данный момент перед собственниками торговых компаний остро встал вопрос, как обеспечить безопасность посетителей и персонала. По его прогнозам, профессиональному обучению и мотивации сотрудников службы безопасности начнут уделять намного больше внимания, чем сейчас. Пока же правилам тактического поведения охранной деятельности в неспециализированных компаниях почти не учат.
«Дырявая» безопасность
С 18 октября вступил в силу закон, который намерен регулировать работу охранных фирм. Только с этого дня представители охранных фирм начали отличаться в правах от обычных посетителей ТЦ и ТРЦ — теперь они получили возможность иметь при себе травматическое оружие. К сотрудникам внутренней службы безопасности, чьими услугами предпочитают пользоваться ретейлеры и владельцы торгово-развлекательных центров, эти новшества не имеют отношения.
Представители специализированных компаний прогнозируют, что случай в «Караване» и новый закон повысят спрос на услуги охранных служб. Кроме того, подстегнуть рынок охранных услуг к переделу может и пристальное внимание со стороны МВД к пробелам в работе служб безопасности ретейлеров.
В Украине выдано около 4800 лицензий, позволяющих заниматься услугами в сфере охранной деятельности
По словам генерального директора компании Maratex в Украине (развивает fashion-сети Esprit, Aldo, Orsay, River Island и др.) Дмитрия Ермоленко, ситуация в «Караване» — четкий сигнал к тому, что в украинских торгово-развлекательных центрах с системой обеспечения безопасности что-то не так, и статью этих эксплуатационных расходов надо пересмотреть.
Вопрос, правда, в том, на что конкретно должны пойти эти деньги. Банальное увеличение зарплат охранникам проблему не решит.
«На мой взгляд, имеет смысл вкладывать больше в электронно-техническое оснащение систем безопасности (поскольку это позволит более оперативно реагировать на нештатные ситуации) и в реорганизацию охранной службы. В коммерческих объектах большого скопления людей она действительно требует коренной перестройки. Идея «приставить к супермаркетам» по милиционеру смысла не лишена. Вопрос в том, в каком виде и в какой форме должен присутствовать в ТРЦ представитель органов правопорядка, чтобы не отпугивать посетителей. Над этим сегодня стоит задуматься», — отмечает Дмитрий Ермоленко.
Замдиректора одного из столичных ТЦ Алексей Хлюпченко считает, что представители органов правопорядка в ТЦ точно не нужны. «Оказывая платные услуги, милиция в этот момент лишается объективности. Для нее более важной становится продажа и продвижение собственных услуг. Ведущие европейские специалисты по безопасности, с которыми мы консультировались, утверждают, что этого делать категорически нельзя», — рассказывает он.
Некоторые ретейлеры вообще считают, что делать далеко идущие выводы из случая в «Караване» не стоит, а уж тем более раздувать статью этих расходов. «Увеличивать затраты на безопасность не собираемся. Такое происшествие могло случиться где угодно: в троллейбусе, ресторане, на базаре, просто на улице», — отмечает ведущий специалист отдела развития связей с общественностью ПАО «Ритейл Групп» («Велика Кишеня», ТК «Альта-центр», «Экватор», «Велмарт») Елена Разумова.
Количество против качества
Государственные правоохранительные службы, конечно, не прочь заработать на охране коммерческих объектов, но приставить к каждому супермаркету по милиционеру у них вряд ли получится. Основная задача милиции — борьба с преступностью и профилактикой правонарушений, а не охрана торговых точек. К тому же решением президента личный состав МВД сокращен с 400 тыс. до 300 тыс. человек, при этом численность государственной службы охраны составляет порядка 25 тыс. человек. Для сравнения: количество задействованных в секторе коммерческой охраны в Украине — около 500 тыс. человек.
По мнению президента Украинской федерации профессионалов безопасности Сергея Шабовты, именно из-за такой многочисленности все беды охранного рынка. На сегодняшний день в нашей стране выдано около 4800 лицензий, позволяющих заниматься услугами в сфере охранной деятельности.
Из них нормальное качество предоставляют всего 150–200 компаний. Парадокс, но массово штампуя лицензии, МВД при этом за качество частных охранных услуг не отвечает. К примеру, только в Киеве работает около 1300 охранных компаний, из которых лишь 70–100 структур оказывают действительно высококачественные услуги.
Остальные выживают преимущественно за счет ценового демпинга. По оценкам Украинской федерации профессионалов безопасности, стоимость суточного поста охраны стартует от 12–13 тыс. грн в месяц. Однако фирмы соглашаются работать и за 7–8 тыс. грн в месяц, не особенно заботясь о качестве предоставляемых услуг. Владельцы же бизнесов, которые оплачивают услуги охранных фирм, в свою очередь, вообще не могут понять, за что же собственно они платят, и выбирают более разумный, по их мнению, вариант, а именно собственную службу безопасности.
Что регулирует Закон «Об охранной деятельности»
Закон касается исключительно охранных фирм и не относится к деятельности охранных подразделений предприятий. Таким образом, работа охранника в супермаркете, на заводе, на складе и т. д., если это не нанятый представитель охранной фирмы, вне этого закона. Не исключено, что в будущем именно под этим предлогом субъектам хозяйствования могут навязывать услуги охранных фирм в добровольно-принудительном порядке.
Согласно закону, охранная деятельность подлежит лицензированию. Но лицензионные условия и порядок контроля над их исполнением в документе отсутствуют. Органами госрегулирования в данной сфере определены Кабмин и центральный орган власти в сфере охранной деятельности (МВД). Последний и будет утверждать лицензионные условия и порядок контроля, выдавать и аннулировать лицензии, следить за соблюдением закона и лицензионных условий и пр.
Что позволено охраннику
Положительным моментом является то, что законодатель попытался оградить охранные фирмы от участия в рейдерских захватах. При осуществлении охранной деятельности запрещается, в частности, принимать участие в исполнении судебных решений и применять действия, направленные на силовое противостояние между персоналом охраны разных субъектов хозяйствования.
Законом также предусмотрено обязательное обучение и повышение квалификации охранников. Однако не сказано, кто и как должен их обучать. Прописаны права и обязанности охранников. В частности, они должны носить на одежде знаки принадлежности к своей охранной фирме и иметь при себе удостоверение с подписью руководителя фирмы и печатью. Но в законе не прописана обязанность охранника представляться и по требованию предъявлять свое удостоверение. «Данное обстоятельство ограничивает права лиц на обжалование незаконных действий охраны при физическом воздействии и применении охраной спецсредств», — замечает управляющий партнер ЮФ «Горошинский и Партнеры» Александр Горошинский.
При исполнении обязанностей охранник имеет, в частности, право следить за соблюдением пропускного режима на объекте. При этом ему позволено проводить осмотр вещей физлиц, но по добровольному согласию последних, а также изымать запрещенные вещи. Охранник может задерживать несанкционированно проникших на объект лиц. Но после задержания он должен немедленно сообщить об этом в органы внутренних дел. Также немедленно и любым способом нужно информировать милицию о совершении преступления или админправонарушения.
Вооружен и опасен
В законе закреплено право субъекта охранной деятельности на приобретение и хранение специальных средств, перечень которых будет определять КМУ. Также отдельный раздел посвящен применению средств физического воздействия и собак. Животных можно использовать лишь выдрессированных «по установленному порядку», и только для обнаружения незаконно проникших на объект лиц. Спецсредства разрешено применять, в частности, в случаях: защиты себя или другого лица от нападения; предотвращения попыток насильственным способом завладеть этим самым средством; необходимости задержать сопротивляющегося нарушителя; обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью людей.
«Спецсредства теперь можно будет применять не только по отношению к преступнику, пытающемуся бежать, но и к любому другому правонарушителю, который незаконно проник на охраняемый объект, а также для обездвиживания животных, угрожающих охране», — говорит Александр Горошинский. Также законом урегулированы случаи, когда запрещено применение спецсредств, а именно: к беременным женщинам, пенсионерам, инвалидам и малолетним, кроме случаев их нападения с угрозой жизни.
Средства физического воздействия применяются только после предупреждения голосом или жестом. Но в «свисток» не обязательно свистеть три раза в случаях внезапного нападения или нападения с оружием. Здесь же определено, что задержание лица охранником не является административным, что, впрочем, и так понятно, а задержанный срочно передается в милицию. Но критерий срочности и способ передачи нарушителя не определяются.
«В целом принятие данного закона является положительным фактором, так как он совершенствует и детализирует правовое регулирование охранной деятельности, что снижает вероятность злоупотреблений со стороны персонала охраны», — говорит Александр Горошинский. Однако сами авторы закона уже готовят к нему поправки. Очевидно, что документ, регулирующий целую сферу хозяйственной деятельности и состоящий из менее чем десяти страниц, нуждается в детализации. А пока, похоже, трактовкой норм закона будут заниматься Кабмин и МВД на свое усмотрение.